В статье рассматриваются теоретические проблемы, касающиеся языковых правил, которыми руководствуется человек в процессе порождения речи. Главное внимание уделяется становлению и функционированию в речи говорящего словоформы как основной единицы русской грамматики. Разграничиваются правила выбора морфологических форм и правила конструирования словоформ в процессе речепорождения. Речевые инновации ребенка сопоставляются с грамматическими оговорками в речи взрослых носителей языка, механизм возникновения которых совсем иной, хотя несмотря на это в ряде случаев оговорки взрослых могут полностью совпадать с ошибками (инновациями) маленьких детей. Предлагается возможное объяснение причин подобных совпадений.
1. Воейкова М. Д. Становление имени: Ранние этапы усвоения детьми именной морфологии русского языка. М.: Фонд "Развитие фундаментальных лингвистических исследований", 2015. 352 с.
2. Гагарина Н. В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи. СПб.: Наука, 2008. 273 с.
3. Доброва Г. Р. Вариативность речевого развития детей. М.: Языки славянской культуры, 2018. 262 с.
4. Елисеева М. Б. Становление индивидуальной языковой системы ребенка. Ранние этапы. М.: Языки славянской культуры, 2014. 342 с.
5. Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление. Л.: Наука, 1972. 216 с.
6. Мечковская Н. Б. Грамматические процедуральные знания: различия в степени трудности их освоения в онтогенезе и обучении немецкому языку как иностранному // Лики билингвизма / отв. ред. С. Н. Цейтлин. СПб.: Златоуст, 2016. 264 с.
7. Норман Б. Ю. Грамматика говорящего. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. 228 с.
8. Румянцева И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. М.: ПЕРСЭ, 2004. 334 с.
9. Русакова М. В. Элементы антропоцентрической грамматики русского языка. М.: Языки славянской культуры, 2013. 568 с.
10. Свистунова Т. И., Черниговская Т. В. К вопросу о сетевой и модулярной моделях в морфологии: экспериментальные исследования усвоения русских глагольных словоизменительных классов детьми // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 9. 2008. Вып. 2. Ч. 1. С. 75-86.
11. Слюсарь Н. А. Введение в экспериментальные исследования грамматики. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2019. 71 с.
12. Цейтлин С. Н. Процедурные правила и их роль в порождении речи // Когнитивные исследования языка. 2015. № 22. С. 908-910.
13. Цейтлин С. Н. U-shaped development при усвоении ребенком родного языка (анализ случаев мнимого регресса) // Материалы XXVII межвуз. науч.-метод. конф. преподавателей и аспирантов. Вып. 13 / отв. ред. В. Б. Касевич. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. С. 76-80.
14. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М.: Знак, 2009. 592 с.
15. Черниговская Т. В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание. М.: Языки славянской культуры, 2013. 447 с.