Отчет о НИР
Цифровая антропология как методологическое основание исследования новых социальных отношений и учебных практик в образовании
В рамках исследовательского проекта предполагается определить и охарактеризовать методологические основания исследования образования в условиях его цифровой трансформации, в качестве которых принимаются концептуальные идеи цифровой антропологии. При этом внимание исследовательской группы сконцентрировано на цифровом мире образования в контексте изучения изменений опыта обучающегося. Актуальность исследования определяется именно исследованием социокультурных трансформаций, связанных с распространением цифровых технологий и инструментов в практиках преподавания и учения и формирующих, в силу этого, новые характеристики социальных отношений в образовательном процессе. Соответственно, целью исследования является определение методологических оснований исследования новых социальных отношений и учебных практик в образовании для понимания того, как влияет цифровая трансформация на опыт обучения в его разнообразных проявлениях. В результате исследования будут выявлены этапы эволюции цифровой антропологии в гуманитарных исследованиях, разработана типология исследований цифровой среды образования на основе антропологических парадигм; представлена нарративная характеристика цифровой картины мира образования через описание приобретения нового опыта субъектами образования в его разнообразных проявлениях; определены и охарактеризованы стратегии иммерсивного обучения в практике школьного и педагогического образования как антропологического явления. На основе результатов исследования будут разработаны методические рекомендации по организационно-методическому и информационному сопровождению образовательного процесса в школе и вузе в современной цифровой образовательной среде.