Глава книги

Цифровизация образования: деятельность современного учителя

Т. Н. Носкова, М. Б. Лебедева, О. В. Яковлева
2023

Цифровизация образования есть ответ на вызовы развивающегося современного общества. Это обусловлено становлением цифровой экономики, переходом промышленности на новый технологический уклад. Развитие цифровых технологий и накопление цифровых ресурсов сегодня создают предпосылки трансформирования практически всех видов деятельности человека. В электронных форматах реализуются государственные услуги, на основе удаленных взаимодействий развивается телемедицина, пользователям Интернета открывается доступ к оцифрованным культурным ценностям. В цифровую среду переходят определенные производственные процессы, интенсифицируется и обогащается производство новых высокотехнологичных продуктов деятельности. В связи с этим значительно изменяются запросы рынка труда и требования к компетенциям современных специалистов. Ускоряются процессы изменений в производстве с развитие и совершенствованием новых технологий. Переход к Индустрии 4.0 предполагает ускоренное внедрение сквозных цифровых технологий, таких как нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, большие данные и их анализ. В Программе «Цифровая экономика РФ» отмечается необходимость широкого использования технологий беспроводной связи, автономных роботов и моделирования, аддитивных технологий [Национальная программа]. Развитие происходит по линии промышленного Интернета вещей, кибербезопасности, облачных решений, виртуальной и дополненной реальности. Несомненно, процессы цифровизации повышают эффективность деятельности организаций, выводят их на новый качественный уровень. Это обусловлено применением более эффективных бизнес-моделей, адекватных изменившимся потребностям цифрового мира. Ускоряются процессы внедрения разработанных продуктов на рынок товаров и услуг, в том числе с использованием цифрового маркетинга. Происходит повышение эффективности в структуре затрат фирм благодаря использованию цифровых технологических платформ. Достижение более высокого качества цифровых продуктов, повышение уровня удовлетворенности потребителей, благодаря персонализированным предложениям. Очевидно, современный рынок труда, динамично развивающееся общество задают новые вызовы к подготовке современных специалистов, а также к выпускникам общеобразовательных школ. В свое время произошел переход от компьютеризации образования к процессу информатизации, открывающей пользователю вариативные пути удовлетворения информационных потребностей, решения информационных задач. Сегодня на смену информатизации осуществляется переход к цифровизации образования. Цель цифровой трансформации образования - создание гибкой и адаптивной образовательной системы, отвечающей запросам цифровой экономики и обеспечивающей максимально полное использование образовательного потенциала цифровых технологий [Цифровое образование в терминах, 2020]. Несомненно, что переход к цифровизации связан с широким использованием цифровых технологий в образовательных практиках, цифровых образовательных платформ, с особой ролью интеллектуальных технологий как сквозных технологий цифровизации. Сегодня окружающая цифровая среда оказывает существенное влияние на развитие новых поколений. Молодежь активно осваивает новые цифровые сервисы в своей повседневной жизни, предпочитает определенные каналы и форматы взаимодействий. Изменяется информационное поведение, предпочтения, ожидания молодежи, они выбирают свои каналы связи в решении культурных и образовательных задач. Это нельзя не учитывать в современной образовательной практике, поскольку влияет на эффективной и результативность образовательных взаимодействий. Поэтому цифровизация образования должна отвечать не только на запросы со стороны рынка труда и общества в целом, но и на формирующийся образовательный запрос современной молодежи, вырастающей в новой цифровой реальности и имеющий свои информационные предпочтения. Цифровизация образования связана не только с изменением информационно-технологической инфраструктуры, современным техническим оснащением образовательных учреждений и высокоскоростным доступом в Интернет. Кардинально изменяется не только образовательная среда, профессиональная деятельность в ней педагогов и учебная деятельность обучающихся - в целом видоизменяется модель функционирования образовательного учреждения, система целей и ценностей, система профессиональных компетенций, умений и навыков обучающихся, взаимодействия образовательного учреждения с внешними пользователями среды, ее реагирование на внешние вызовы. Создаются условия для продвижения идей непрерывного образования как условия активного и эффективного участия человека в социальной и профессиональной деятельности в обществе знаний. В работе [Носкова, 2020] показано, что в процессе глубокой цифровизации образования, последовательном развитии цифровой образовательной среды, происходит трансформирование хода образовательного процесса, обогащение принципов обучения, при определенных предпосылках происходит эволюция педагогической системы под влиянием новых социокультурных условий, связанных с информационными условиями жизни и деятельности современного человека. Наиболее значимым проектом цифровизации образования Российской Федерации можно считать Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [Цифровая образовательная среда]. Он направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках этого проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием, развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности всех уровней образования, однако на каждом уровне проявляется своя специфика. На уровне высшего профессионального образования важно видеть изменение роли университетов в обществе и экономике. Во всем мире университеты конкурируют за студентов, преподавателей и финансирование. В цифровую эпоху учебные заведения, которые идут в ногу со временем и используют новые цифровые возможности, будут иметь значительные преимущества. Аналогично с этапностью изменений в промышленности, индустрии, в развитии университетов также осуществляется последовательный переход от университета 1,0 к цифровому университету 4,0. Цифровой университет 4.0 предполагает трансформацию модели современного университета, чтобы в полной мере отвечать на вызовы цифровой экономики, цифрового общества. В новой модели университета усиливается роль научных исследований, функций трансфера, коммерциализации технологий как поставщика знаний о будущем. Цифровой университет должен решать задачу перевода знаний в интеллектуальный капитал. Эффективно использовать ресурсы открытости, динамичности, постоянного притока активной молодежи. Усиливать роль современных университетов в инновационном развитии страны. Для общеобразовательных школ процессы цифровизации связаны с реализацией проекта «Российская электронная школа» (РЭШ). Он ознаменовал принципиально новый этап создания электронных образовательных ресурсов, который отвечает запросам цифровизации образования. Это разработка специализированных образовательных платформ, на которых формируются цифровые УМК, причем большинство материалов являются бесплатными и общедоступными [Российская электронная школа]. Для оценки уровня цифровой трансформации образования в последнее время стали применять понятие «цифровой зрелости» (digital maturity) образовательной организации. Модели оценки «цифровой зрелости» опираются на разные подходы в международной и отечественной практике. Эти модели отражают степень цифровизации базовых процессов и динамику развития цифровой среды организации. Следует отметить, что в отечественной и зарубежной практике управления социальными системами еще не сложилось устоявшееся определение этого понятия. Для измерения «Цифровой зрелости» отрасли «Образование (общее)» сегодня в Российской Федерации применяют следующие критерии [Цифровая зрелость отрасли «Образование»]. Доля педагогических работников, получивших возможность использования верифицированного цифрового образовательного контента и цифровых образовательных сервисов. Доля учащихся, имеющих возможность бесплатного доступа к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам для самостоятельной подготовки. Доля заданий, выполненных учащимися в электронной форме и проверяемых с использованием технологий автоматизированной проверки. Доля учащихся, по которым осуществляется ведение цифрового профиля. Цифровой профиль выстраивается на основе заполнения портфолио как базы индивидуальных достижений ученика в электронном виде. В нем собираются результаты разнообразных видов деятельности (учебной, творческой, спортивной, общественной). Еще один критерий оценки «цифровой зрелости» учреждения - доля учащихся, которым предложены рекомендации по повышению качества обучения и формированию индивидуальных траекторий с использованием данных цифрового портфолио учащегося. В реализации запланированных показателей «цифровой зрелости» отрасли общего образования в текущем году осуществляется перевод в электронный вид библиотеки цифрового образовательного контента, с оказанием услуг для граждан (подключение ГИС «Моя школа» к порталу Госуслуг). В 2023 году планируется создание цифрового профиля учащегося с использованием технологий искусственного интеллекта. Планируется, что к 2024 году 33 тысячи школ Российской Федерации обновят свою техническую инфраструктуру, 100% школ будут подключены к Интернету. Современная педагогическая деятельность в цифровой среде. Анализируя деятельность современного учителя в цифровой среде предстоит ответить на следующие вопросы. Какие компетенции необходимы современному педагогу, чтобы стать полноценным участником цифровой трансформации образования? Какие умения и навыки помогут современному учителю с помощью цифровой образовательной среды и цифровых инструментов создавать новые возможности развития, становления личности учащихся, формируя у них необходимые навыки ХХ века (критичность, самоорганизация, цифровые и гибкие навыки и пр.)? Несомненно, деятельность в цифровой среде требует новых профессиональных компетенций учителей, преподавателей. Вопрос состоит в том, какие новые компетенции необходимо формировать у будущих и действующих учителей. Для ответа на этот вопрос обратимся к самым передовым практикам, к ним можно отнести Европейскую модель цифровых компетенций для образования (EU Digital Competence Framework for Educators) [EU Digital Competence]. Выдвигая требования к компетенциям современных педагогов, Европейская рамка цифровых компетенций включает 6 блоков и 22 компетенции. Это позволяет сделать вывод о том, что каждому учителю, преподавателю профессиональных учебных заведений предстоит выбрать и реализовать свою стратегию и тактику их освоения. Рассмотрим в обобщенном виде какие компетенции необходимо формировать современному учителю, специалисту образования для эффективной деятельности в цифровой среде. В рамочной европейской модели первый блок цифровых компетенций ориентирован на компетенции преподавателей необходимые для профессионального развития. Важно не только применять новые компетенции в построении образовательного процесса в условиях цифровизации образования, но и планировать свой профессиональный рост, осуществляя рефлексивные практики (самоанализ) как основу своего профессионального развития. Цифровая среда открывает педагогу возможности непрерывного повышения квалификации с удаленным доступом к онлайн курсам, сетевым семинарам, цифровым образовательным ресурсам, электронным библиотекам и научным базам данных, в том числе на иностранных языках. В корпоративной среде цифровые компетенции позволяют преподавателям видоизменять и повышать эффективность организационной коммуникации, что важно для усиления продуктивности профессиональной деятельности. В условиях цифровизации среды, организационная коммуникация реализуется посредством сетевых взаимодействий, в мультимодальных форматах, в синхронной и асинхронной коммуникации, с накоплением электронного дискурса. Это усиливает профессиональное сотрудничество, взаимодействия с коллегами, родителями, научным сообществом. Совместное выполнение инновационных проектов - обмены идеями и материалами с другими образовательными организациями, совместная работа с документами. Можно привести примеры сетевых взаимодействий профессиональных сообществ. Так, профессиональные сообщества учителей русского языка и литературы создают различные сайты, порталы, посвященные культуре письменной речи, справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ, виртуальный музей литературных героев [Каталог сетевых педагогических сообществ]. Другой пример индивидуальная деятельность педагога-новатора, собирающего и распространяющего опыт образовательных технологий ХХI века - блог Дидактор [Дидактор]. Автор блога несколько лет регулярно проводит вебинары, семинары для сетевого профессионального сообщества. В рамочной модели Европейского союза цифровые педагогические компетенции преподавателей включают следующие: компетенции создания и использования цифровых ресурсов; компетенции оценивания; компетенции преподавания и обучения; расширение возможностей учащихся. Компетенции создания и использования цифровых ресурсов, в свою очередь, включают умения педагогов выбирать образовательные ресурсы из большого многообразия в цифровом удаленном доступе. Это электронные библиотеки, открытые сайты, порталы, ресурсы, создаваемые по проектам Российской Федерации. Электронные учебники группы компаний «Просвещение» (http://prosv.ru), платформы “Lecta” (https://lecta.rosuchebnik.ru/), ресурс «Школа 2100» (http://school2100.com/eresources/), полностью охватывающие образовательную программу. Платформа «Яндекс.Учебники» (https://education.yandex.ru/), представляющая сборники интерактивных задач по математике и русскому языку. Возможности платформы предусматривают реализацию индивидуальных траекторий обучения внутри одного класса, автоматизированную проверку заданий. Электронные образовательные ресурсы, основанные на устном слове учителя, обычно используются не отдельно, а в комплексе с ресурсами реализуемыми на основе письменной речи, например, платформа «ЯКласс» (https://www.yaklass.ru). Современный учитель не только выбирает нужные образовательные ресурсы для своей профессиональной деятельности, но модифицирует доступные электронные ресурсы под свои задачи, адаптирует их под особенности своих учащихся. Используется целый ряд критериев для сравнения доступных цифровых ресурсов, такие как надежность, качество, педагогический дизайн, интерактивность и др. Наиболее опытные педагоги включаются в создание новых цифровых образовательных ресурсов, умеют удаленно управлять доступом к цифровым ресурсам. Владеют средствами защиты информации от несанкционированного доступа, такие как система сложных паролей, шифрование, обновление программного обеспечения. на компьютере, уничтожение конфиденциальных данных и пр. Компетенции оценивания. Эти компетенции в цифровой среде имеют свою специфику. Они включают в себя стратегии оценивания, методы, используемые для сбора информации об учебных достижениях обучающихся, а также цифровые инструменты, технологии, используемые для решения этих задач. Очевидно, на разных этапах учебной деятельности используются различные стратегии оценивания, для них выбираются адекватные цифровые инструменты. Например, критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Перспективными для цифровой образовательной среды, в которой высока роль самостоятельной работы учащихся, являются методы формирующего оценивания (formative assessment). Такие методы, мотивируют ученика, обеспечивают его конструктивными рекомендациями о том, как достигнуть улучшения результатов. Для этого необходимо выстраивать постоянную обратную связь от учителя к ученику и от ученика к учителю. Цифровая среда позволяет расширять спектр обратных связей, своевременно выявляя проблемы и обеспечивая педагогическую поддержку. Формирующее оценивание должно развивать у обучающихся способность к самооцениванию своих результатов. Цифровая образовательная среда накапливает, сохраняет и позволяет анализировать цифровые следы и продукты учебной деятельности, в том числе с использованием средств автоматизации и искусственного интеллекта. Поэтому используются различные цифровые технологии отслеживания прогресса обучающихся. Осуществляется анализ образовательных данных, используя учебные аналитики и большие данные. Передовые аналитические инструменты меняют опыт преподавателей, студентов и наставников, позволяют персонализировать образовательный процесс, своевременно корректировать образовательную деятельность. Компетенции преподавания и обучения. Внедрение в образование цифровых технологий, формирование цифровой образовательной среды расширяет спектр используемых технологий обучения, позволяя открывать новые возможности, недоступные прежним практикам. Технологии смешанного и гибридного обучения, «перевернутый класс», обучение с использованием систем виртуальной и дополненной реальности, технологии с внедрением искусственного интеллекта в образовательные взаимодействия. Новые технологии позволяют в большей мере учитывать индивидуальных потребности, особенности и интересы обучающихся, задавая варианты учебных действий. Сетевая среда взаимодействий расширяет возможности коллабораций, сетевой совместной деятельности с накоплением цифрового образовательного продукта. Самые мотивированные и организованные обучающиеся включаются в самоорганизованное обучение, с помощью цифровых технологий отслеживая свой прогресс, успехи и ошибки. Расширение возможностей учащихся. Цифровые компетенции педагогов должны открывать новые возможности развития обучающихся. Так, в инклюзивном обучении создание цифровых образовательных ресурсов в мультимедийных форматах позволяет перекодировать информацию в разные знаковые формы. Создаются аудиокниги для слабовидящих. Визуализация учебных материалов и автоматическое перекодирование устной речи в письменный текст для слабослышащих учеников. Используются специальные сенсорные гаджеты для лиц с проблемами сенсорного восприятия. Доступность и инклюзивность обучения дополняется возможной дифференциацией и персонализацией обучения при использовании инновационных педагогических стратегий и практик в условиях цифровой среды. Новые подходы к обучению с использованием потенциала цифровой среды позволяют совершенствовать учебный процесс за счет активного вовлечения учащихся, мотивированных к работе с новыми средствами и технологиями. Организуя совместную сетевую учебную деятельность, обмен идеями, распределение ролей, дискуссии в онлайн взаимодействиях и пр. Формирование компетенций учащихся. Цифровые компетенции учителя, при использовании цифровой образовательной среды, позволяют наряду с информационной грамотностью развивать также цифровую грамотность школьников, необходимую для жизни и деятельности в цифровом мире. Цифровая грамотность включает умения достоверного поиска информации в Интернете, ее критичного отбора. Общения и совместной деятельности в цифровой среде, в аспектах медиаграмотности и владения нетикетом. Умения создавать цифровой контент, обеспечивать безопасность личностных данных. Формирование ответственного использования цифровых технологий и решение проблем с помощью цифровых технологий. Развитие цифровых навыков учащихся как навыков ХХI века должно способствовать способности к цифровому сотрудничеству, обеспечению безопасности и решению проблем. Цифровая грамотность включает личностные, технические и интеллектуальные цифровые навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в цифровом мире. Таким образом, формирование всех аспектов цифровых компетенций современного учителя поможет ему уверенно, эффективно, безопасно, критично и творчески выбирать и использовать цифровые технологии в своей профессиональной деятельности. Заключение Цифровизация образования приводит к трансформации образовательной среды, новым моделям образовательной и учебной деятельности. При грамотном управлении этими процессами они ускоряют развитие образовательных учреждений и его сотрудников. Все это создает предпосылки новых горизонтов развития обучающихся, повышения их самореализации в образовательной и будущей профессиональной деятельности. Наш опыт подготовки магистрантов программы «Цифровая образовательная среда и цифровые технологии» в РГПУ им. А. И. Герцена показывает следующее. Магистранты программы, осваивая базовые курсы, с первых дней включаются в проектирование цифровой предметно-практической среды для проведения экспериментальных исследований. На междисциплинарной защите проекта цифровой среды, в конце учебного года, мы отмечаем глубинные изменения профессионального мышления, осознание магистрантами психологических особенностей протекания образовательного процесса в цифровой среде, нового профессионального видения вариантов развития и обучения своих учеников. Это подтверждает, что формирование цифровых компетенций педагогов есть сложный и длительный процесс, требующий активных действий с цифровыми инструментами и технологиями, трансформации профессиональной деятельности. Современному учителю предстоит не просто формально принимать участие в курсах повышения квалификации с получением сертификата, а формировать внутреннюю потребность изменять свою профессиональную деятельность в соответствии с изменяющимися требованиями со стороны динамично изменяющегося общества, рынка труда и формирующегося информационного запроса новых поколений обучающихся, вырастающих в цифровом окружении. Необходимо учитывать, что со стороны молодежи формируется новый запрос к образованию в современном цифровом мире. В своем непрерывном образовании личности, повышении квалификации, самореализации, каждый учитель сегодня может найти в цифровой среде нужные ему образовательные ресурсы, массовые онлайн курсы, чтобы систематично и последовательно развивать передовые умения и навыки, формируя цифровые компетенции. Развивающийся вокруг нас цифровой мир изменяется динамично и требует от каждого профессионала двигаться «в ногу со временем». Таким образом, каждому учителю, преподавателю вуза и колледжа, предстоит выстроить собственный путь развития цифровых компетенций, выработать эффективную стратегию и тактику достижения принятых целей. Нам представляется, этот путь сочетает формализованные практики повышения квалификации и активную профессиональную деятельность с цифровыми инструментами и технологиями. Значимую роль на этом пути играют инновационные процессы сетевого обмена опытом, удаленных взаимодействий заинтересованных пользователей, сетевые практики сообществ обмена знаниями в корпоративной и открытой цифровой среде взаимодействий.

Носкова Т. Н., Лебедева М. Б., Яковлева О. В. Цифровизация образования: деятельность современного учителя. 2023;:149-159.
Цитирование

Список литературы

Документы