В статье проанализированы теоретические и практические аспекты сетевого онлайн-обучения, описаны психолого-педагогические принципы его построения: принцип высокой автономности и принцип высокой совместности, а также технологические и дидактические возможности их реализации. Эмпирически выделены характеристики автономности и совместности, обеспечивающие эффективность онлайн-курса. Ведущими методами в исследовании данной проблемы явились анкетирование и беседа, которые позволили выявить характеристики автономности и совместности в онлайн-обучении. Представленные в статье материалы позволяют утверждать, что онлайн-курс, построенный в соответствии с основными характеристиками автономности и совместности, обеспечивает эффективное обучение субъектов образовательного процесса.
1. Баранова Е. В., Верещагина Н. О., Швецов Г. В. Цифровые инструменты для анализа учебной деятельности студентов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 198. C. 56-65. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-198-56-65
2. Коротков А. М. Готовность старшеклассников к учебной деятельности в компьютерной среде: методология, теория и практика формирования. Волгоград: Перемена, 2003. 307 с.
3. Коротков А. М., Сахарчук Е. И., Сергеев Н. К. Непрерывное педагогическое образование в современных условиях: методология, теория, практика. Волгоград: Перемена, 2019. 196 с.
4. Савченко Е. В. Интеграция сервисов Google в языковой класс // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2021. № 199. С. 99-107. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2021-199-99-107
5. Уваров А. Ю. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 108 с.
6. Яковлева О. В. Проблема готовности студентов к использованию возможностей электронной среды для решения образовательных задач // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2019. № 192. С. 226-237.
7. Korotkov A. M., Shtyrov A. V., Spiridonova S. B., Zemlyakov D. V. Joint activity of autonomous actors in an open educational environment // ARPHA Proceedings. Iss. 3: VI International Forum on Teacher Education. [S. l.]: Pensoft Publ., 2020. P. 1213-1226. https://www.doi.org/10.3897/ap.2.e1213
8. Spiridonova S. B., Karpushova O. A. Psychological readiness of students for joint activity as autonomous actors in online education // ARPHA Proceedings. Iss. 3: VI International Forum on Teacher Education. [S. l.]: Pensoft Publ., 2020. P. 2429-2440. https://doi.org/10.3897/ap.2.e2429