Книга
Психолого-педагогические проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1. Предисловие
- 2. Индивидуально-психологические детерминанты мышления умственно отсталых детей
- 3. Особенности психологических механизмов социальной адаптации младших школьников с ЗПР
- 4. Дактилология как универсальное средство общения: опыт и перспективы использования в системе образования
- 5. Исследование лексики устной и письменной речи детей с легкой умственной отсталостью
- 6. Восприятие и использование интонации как проблема коммуникативного развития детей с ЗПР
- 7. Особенности читательских компетенций у младших школьников с общим недоразвитием речи
- 8. Приложения
- 9. Заключение
В монографии рассматриваются различные психолого-педагогические проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на современном этапе. Представлены теоретико-методологические основы, дидактические условия и методические приемы реализации образовательной стратегии с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описаны результаты экспериментальных исследований особенностей развития детей данной категории. Издание адресовано специалистам в области дошкольной и школьной коррекционной педагогики.
1. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / под ред. Н. М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2006. - 336 с.
2. Алтухова Т. А. Сборник научных статей VII Международной конференции Российской ассоциации дислексии. - М., 2017. - С. 6-15.
3. Альгожина А. Р., Капбасова Г. Б., Капашева Г. А. Теоретические аспекты изучения эмпатии // Инновационная наука. - № 4. - 2019. - С. 231-232.
4. Андреева Г. В. Коррекция агрессивного поведения младших школьников с интеллектуальными нарушениями средствами арт-терапии / Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - № 4 (44). - 2019. - С. 231-234.
5. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - Москва: Аспект Пресс, 2017. - 363 с.
6. Аринин А. Н. Связь семейного воспитания с агрессией подростков / А. Н. Аринин, Л. А. Александрова // Общество, педагогика, психология: теория и практика: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Чебоксары, 28 мая 2021 г.) / редкол.: Ж. В. Мурзина [и др.] - Чебоксары: Среда, 2021. - С. 355-363.
7. Артемов В. А. К вопросу об интонации русского языка // Экспериментальная фонетика и психология речи: Ученые записки МГПИИЯ. - М.: МГПИИЯ, 1953. - T. VI. - C. 9-55.
8. Атаманова В. С. К вопросу о механизмах социальной перцепции / Актуальный психолого-педагогические исследования. Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. - Магнитогорск, 2018. - С. 116-120.
9. Ахмедова М. Р. Механизмы формирования нарушений поведения в онтогенезе // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - 2018. - С. 1-11.
10. Баймусаева Б. Ш., Халметова Д. Б. Агрессия в поведении детей с умственной отсталостью как педагогическая проблема // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» - URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018004999
11. Басова А. Г. Теоретические аспекты взаимосвязи эмпатии и агрессии. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2012. - № 8 (43). - С. 256-258.
12. Басова А. Г. Формирование эмпатии // Молодой ученый. - 2013. - № 5 (52). - С. 631-633.
13. Басова А. Г., Егоров С. Ф. История сурдопедагогики: учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1984. - 295 с.
14. Безрукова О. А. Грамматика русской речи / учебно-методическое пособие для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: в 2 ч. Ч. 1. - М.: Русская речь, 2011. - 111 с.
15. Беляева С. И., Давтян Е. Н., Неберекутина Э. А. Общая психопатология и патопсихологическая диагностика: учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2022.
16. Бенеш Н. Л. Эмпатия как важнейшее личностное качество // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: «Грамота». 2007. № 1: Педагогика, психология, социология и методика их преподавания. - С. 49-51.
17. Бехтерев В. М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. - М., 1916. - 13 с.
18. Березанская Н. Б. К анализу критичности и внушаемости в интеллектуальной деятельности // Психологические исследования. - М.: Изд-во МГУ, 1977. Вып. 7.
19. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 224 с.
20. Бунеев Р. Н. Летняя тетрадь будущего четвероклассника / Р. Н. Бунеев и др. - 2-е изд., испр. - М.: Баласс, Школьный дом, 2013. - 96 с.
21. Бунеев Р. Н. Русский язык. 4 кл.: учебник для организаций, осуществляющих образовательную деятельность: в 2 ч. Ч. 2 / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бу-неева, О. В. Пронина. - 5-е изд., перераб. - М.: Баласс, 2016. - 144 с.
22. Бурико А. А. Особенности личности умственно отсталых детей школьного возраста // Актуальные аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. - 2015. - № 1. - С. 35-41.
23. Бурова Е. В. К вопросу о механизмах межличностного восприятия // Наука и современность. - № 1-2. - 2010. - С. 29-33.
24. Буторин Г. Г., Буторина Н. Е. К проблеме агрессивного поведения в детско-подростковом возрасте // Суицидология. - № 2 (3). - 2011. - С. 18-19.
25. Валявко С. М., Аксёнова Ю. Ю. Концепции агрессивного поведения детей дошкольного возраста: современный взгляд // Специальное образование. - № (2). - 2015. - С. 17-28.
26. Вахтина Н. Ю. Становление интонационной системы в раннем детском возрасте: Экспериментально-фонетическое исследование на материале русского языка: дис. … канд. филол. наук: 10.02.19. - Санкт-Петербург, 2000. - 318 с.
27. Величенкова О. А., Русецкая М. Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 391 с.
28. Венгер А. Л. Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка: автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.13, 19.00.04. - М., 2002. - 45 с.
29. Возный Д. С. Формирование социального интеллекта младших школьников с легкой степенью умственной отсталости // Консолидация интеллектуальных ресурсов как фундамент развития современной науки: сборник статей II Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 03 декабря 2020 года. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2020. - С. 182-189.
30. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. - М.: Просвещение, 1995.
31. Выготский Л. С. К вопросу о речевом развитии и воспитании глухонемого ребенка // Собр. соч.: в 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 5. - С. 328- 330.
32. Выготский Л. С. Речь и мышление // Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М.: Смысл ; Эксмо, 2003. - 1136 с.
33. Гаубих Ю. Г., Пехтерева Л. Б., Селиверстов В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 288 с.
34. Гейльман И. Ф. Дактилология: учебное пособие. - Ленинград: ЛВЦ ВОГ, 1981. - 88 с.
35. Геранкина А. Г. Знание дактильного алфавита учащимися школ глухих // Вопросы сурдопедагогики: Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина, № 402. - М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1970. - С. 291-297.
36. Геранкина А. Г. Практикум по дактильной речи. Пособие для преподавателей дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1972. - 64 с.
37. Гончарова E. Л. Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии: автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.10. - М., 2009 - 40 с.
38. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / отв. ред. В. Н. Ярцева; предисл. В. И. Карасика. - 3-е изд.. - Москва: Изд-во ЛКИ, 2007. - 103 с.
39. Горецкий В. Г. О методике обучения чтению // Начальная школа. - 2007. - № 5. - С. 63-64.
40. Горянина В. А. Психология общения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
41. Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. - СПб.: КАРО, 2008. - 385 с.
42. Готовимся к овладению письмом. Тетрадь 2. Дидактическое пособие для развития навыков языкового анализа и синтеза / Л. В. Лопатина, Е. А. Логинова, В. И. Липакова. - СПб.: Корона; Век, 2011. - 32 с.
43. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.: Мой учебник, 2007. - 256 с.
44. Гречко В. Я. Теория языкознания: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2003. - 375 с.
45. Грищенко Е. Г. Психологическая коррекция агрессивного поведения младших школьников с умственной отсталостью как фактор социальной адаптации в процессе обучения / Е. Г. Грищенко, Р. Ж. Тюлюпергенева // Трудоустройство и занятость людей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 27 Конвенции о правах инвалидов ООН: Опыт России, Германии, Беларуси и других стран: Сборник материалов международной научно-практической конференции, Калуга, 24-25 октября 2017 года / под ред. И. П. Краснощеченко. - Калуга: ФБГОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского», 2017. - С. 97-105.
46. Грюнберг И. В. Теоретические основы проблемы агрессии подростков с нарушением интеллекта // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - № 1. - 2014. - С. 434-436.
47. Гурцов Г. А. Энциклопедический курс методических и практических уроков, составленных из кратких назидательных фраз, приспособленных к мимическому языку, относящихся к человеку, житейским нуждам, познаниям и ко всем обязанностям его в обществе; для обоего пола глухонемых детей, воспитывающихся в Санкт-Петербургском императорском училище глухонемых, в особенности, и для говорящих детей вообще, начинающих учиться отечественному письменному языку: [Кн. 1-10]. - Санкт-Петербург: тип. Э. Праца и К°, 1838. - 546 с.
48. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. - СПб: изд-во КАРО, 2006. - 304 с.
49. Егоров И. В., Лесняк М. В. Психологическое исследование компонентов эмпатии у младших школьников с умственной отсталостью / Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - № 18. - 2010. - С. 131-141.
50. Егорова Н. Л. Особенности поведенческого компонента коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушением интеллектуального развития / Вестник Курганского государственного университета. - № 4 (51). - 2018. - С. 59-61.
51. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2001. - 560 с.
52. Емельянова И. А. Воспитание у младших школьников с нарушением интеллекта доброжелательного отношения к окружающим // Методика обучения и воспитания и практика 2017/2018 учебного года: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 05 марта - 03 2018 года. - Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества», 2018. - С. 44-49.
53. Еременко И. Г. «Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы». - Киев: Рад. Школа, 1972.
54. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 320 с.
55. Ефимова Д. В. Комплексный подход к коррекции дислексии // Дефектология, 2016. - № 26. - С. 187-191.
56. Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся 3-7 классов // Язык. Речь. Творчество. - М.: Лабиринт, 1998. - С. 183-319.
57. Жинкин Н. И. Психолингвистика [Текст]: избранные труды / Н. И. Жинкин; сост. К. Ф. Седов. - Москва: Лабиринт, 2009. - 287 с.
58. Жинкин Н. И. О произвольном и непроизвольном управлении звуковыми механизмами пения и речи // Вопросы психологии. - 1978. - № 4. - С. 73-83.
59. Жуйков С. Ф. Формирование самостоятельности мышления первоклассников на уроках грамматики и правописания. // Начальная школа. - 1967. - № 2.
60. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики. - М.: Эксмо, 2011. - 284 с.
61. Журба Л. Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова. - М.: Медицина, 1981. - 272 с.
62. Журомский Е. Что лучше, мимика или дактилология // Вестник Попечительства государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых. - Санкт-Петербург, 1903-1904. - № 9. - С. 140.
63. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.
64. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. - СПб.: РГГУ, 2007. - 566 с.
65. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии по психологи аномального развития личности». - М.: Изд-во МГУ, 1980.
66. Землянкина Е. Д. Изучение особенностей эмпатии умственно отсталых школьников с психопатоподобным поведением // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - № 5. - 2009. - С. 45-52.
67. Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. - М.: Просвещение, 1977. - 200 с.
68. Зыков С. А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 360 с.
69. Иванова И. П., Патеева О. В. Изучение особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23342
70. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: учебное пособие. - 4-е изд. - Москва: Флинта; Наука, 2002. - 196 с.
71. Иваненко С. Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи: Книга для логопеда. - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.
72. Игнатова Л. Ю. Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых / Л. Ю. Игнатова, М. В. Семичева. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2017. - № 1.1 (11.1). - С. 13-15.
73. Ильина С. Ю. Речевое развитие обучающихся с легкой умственной отсталостью в образовательном процессе // Лица с ограниченными возможностями здоровья в современном реабилитационно-образовательном пространстве: монография / С. Ю. Ильина, В. З. Кантор, О. А. Красильнико-ва и др. - СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. - С. 20-50.
74. Ильина С. Ю. Речевое развитие умственно отсталых старшеклассников в процессе обучения русскому языку: состояние, проблемы и перспективы // Специальное образование. - 2012. № 3 (27). - С. 39-48.
75. Истрофилова О. И. Организация работы педагога с агрессивными детьми и подростками: учебное пособие. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 244 с.
76. Касцевич Т. А., Мохова Л. А. Коррекция агрессивности детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - № 12 (69). - 2016. - С. 18-27.
77. Калинин М. И. О коммунистическом воспитании и обучении: сборник статей и речей 1924-1945 гг. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - 232 с.
78. Кинстлер Н. И. Психолого-педагогическая коррекция отклонений в процессах восприятия и понимания состояний другого человека у детей с нарушениями интеллектуального развития: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03. - Екатеринбург, 2000. - 19 с.
79. Козловская Н. С. Особенности развития и коррекции личности детей с интеллектуальной недостаточностью // Мир детства в современном образовательном пространстве: сборник статей студентов, магистрантов / под ред. И. А. Шараповой. - Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2009. - С. 102-106.
80. Конева И. А., Карпушкина Н. В. особенности эмпатии младших школьников с умственной отсталостью // Проблемы современного педагогического образования. - № 71-3. - 2021. - С. 341-344.
81. Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии. Коллективная монография / под. ред. Т. Д. Марцинковской. - М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. - 284 с.
82. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Медицина, 1973. - 144 с.
83. Кольцова М. М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. - Л.: Наука, Ленингр. отдел., 1980. - 164 с.
84. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. - 3-е изд. - СПб.: Речь, 2003.
85. Коробейников И. А. Категория социализации в проблемном поле дефектологии // Сопровождение социализации детей с особыми образовательными потребностями: теория и практика: сб. науч. тр. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. 20-21 марта 2020 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ»; [под науч. ред. Е. Л. Инденбаум]. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2020. - 282 с.
86. Кудина Г. Н., Новлянская З. Н. О новом учебно-методическом комплекте по литературному чтению для 1 класса четырехлетней начальной школы // Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». - 2000. - № 9. - С. 29-31.
87. Кузьмина В. П. Теоретический аспект исследовании эмпатии как актуальная проблема современной психологии // Вестник Вятск. гос. гум. унта. - № 17. - 2007. - С. 107-112.
88. Лазуто К. О., Махин С. А. Половозрастные особенности взаимосвязи между личностной эмпатией, альтруизмом и эгоизмом // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского / Социология. Педагогика. Психология. - № 4 (2-68). - 2016. - С. 106-114.
89. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики: учебник. - 3-е изд. - Москва: Смысл; Санкт-Петербург: Лань, 2003. - 287 с.
90. Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. - 1960. - № 1. - С. 7-17.
91. Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Е. В. Меттус, А. В. Литвина О. С. Тур-та, Е. Д. Бурина и др. - СПб.: КАРО, 2006. - 112 с.
92. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефек-тол. факультетов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. Кн. 4. Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. - М.: Владос, 2007. - 303 с.
93. Логопедия: теория и практика / под ред. Т. Б. Филичевой. - М.: Эксмо, 2017. - 608 с.
94. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 703 с.
95. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: Владос, 2009. - 680 с.
96. Лошакова Т. В. Развитие интонационной стороны речи учащихся в процессе обучения русскому языку: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Ин-т общего среднего образования. - Москва, 2000. - 19 с.
97. Лурия А. Р. Язык и сознание / под ред. Е. Д. Хомской. - Ростов: Феникс, 1998. - 416 с.
98. Львов М. Р. Развитие грамматического строя речи учащихся // Основы методики русского языка в 4-8 классах: пособие для учителя / под ред. А. В. Текучева и др. - М.: Просвещение, 1983. - С. 203-211.
99. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекци-онная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутич-ными детьми. - СПб.: Речь, 2007. - 136 с.
100. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.
101. Матюшичева Е. В., Кобзева О. В. Специфика проявления агрессии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Universum: психология и образование. - № 11 (65). - 2019. - С. 1-4.
102. Медникова Л. С. Пространственно-временная организация деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. - 347 с.
103. Методические рекомендации по организации и проведению психологической диагностики эмпатии в условиях образовательного учреждения / Н. А. Прокофьева, Е. А. Романова. - СПб.: ГБОУ СОШ № 232 Адмиралтейского района, 2018. - 47 с.
104. Михневич Д. А., Овсянникова А. Н. Особенности межличностных взаимоотношений младших школьников с нарушением интеллекта // Вестник Курганского государственного университета. - № 4 (51). - 2018. - С. 68-71.
105. Нагапетян Р. С. Дислексии у детей младшего школьного возраста // Преподаватель ХХI век. - 2013. - № 1. - С. 153-157.
106. Намазбаева Ж. И. «Развитие личности умственно отсталого школьника». - Алма-Ата: Мектеп, 1976.
107. Недоленко С. В. Современная коррекционная педагогика: методология, теория, практика. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. - С. 61-66.
108. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология / пер. с англ Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, М. А. Островская / под ред. Н. Н. Заваденко. - М.: Теревинф, 2012. - 336 с.
109. Основы дошкольной логопедии / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова и др. - М.: Эксмо, 2015. - 320 с.
110. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. - 7-е изд. - М.: Медгиз, 1951. - 508 с.
111. Первезенцева О. А. Интонация как фактор регуляции речевого общения // Преподаватель XXI век: Общероссийский журнал о мире образования. - 2016. - № 2. - С. 300-309.
112. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М.: Просвещение, 1968. - 160 с.
113. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы: монография. - М.: Педагогика, 1977. - 200 с.
114. Петрова В. Г. Речь умственно отсталых школьников // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж. И. Шиф. - М.: Просвещение, 1968. - С. 129-216.
115. Петрова С. С. Теоретические основы коррекции агрессивного поведения младших школьников средствами сказкотерапии // Проблемы современного педагогического образования. - № 64-4. - 2019. - С. 151-155.
116. Петухова И. А. Структура интеллектуальной активности. // Новые исследования в психологии. - 1980. - № 1.
117. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол заседания от 22 декабря 2015 г. № 4/15.
118. Рагозина З. А. История одной души. - Санкт-Петербург: Издание А. Ф. Маркса, 1903. - 244 с.
119. Радищев А. Н. О человеке, о его смертности и бессмертии // Избр. философ. соч. - М.: Госполитиздат, 1949. - 559 с.
120. Разаренова К. А. Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с умственной отсталостью / К. А. Разаренова, К. В. Пуховец // Научные исследования: от теории к практике. - 2016. - № 4-1(10). - С. 197-199.
121. Речицкая Е. Г., Плуталова Л. А. Дактильная и жестовая речь как средства коммуникации лиц с нарушением слуха: учебно-методическое пособие: в 2 ч. - М.: МПГУ, 2016. - 144 с.
122. Речь в общении: норма, отклонения, коррекция. Памяти Н. И. Жинкина и Ю. Б. Некрасовой: Материалы Круглого стола ИКП РАО 7 ноября 2014 г. / ред. Н. Л. Карпова, А. А. Голзицкая, копм. ред. Е. С. Семенюкова. - М.: ПИ РАО, 2014. - 148 с.
123. Русецкая М. Н. Дислексия в двадцать первом веке: опыт изучения, итоги и перспективы // Науковий часопис НПУ імені М. П. Драгоманова. Серія 19: Корекційна педагогіка та спеціальна психологія, 2011. - № 18. - С. 221-225.
124. Русецкая М. Н. Нарушение чтения у младших школьников. Анализ речевых и зрительных причин: монография. - СПб.: КАРО, 2007. - 192 с.
125. Русецкая М. Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования: дис. канд. пед. наук. - М., 2009. - 288 с.
126. Рыжкин И. Я. Назначение музыки и ее возможности. - Москва: Музгиз, 1962. - 96 с.
127. Савинова Л. В. Особенности межличностных отношений детей с нарушением интеллекта // Вестник Курганского государственного университета. - № 2 (12). - 2008. - С. 149-151.
128. Садовникова И. Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов. - М.: Парадигма, 2012. - 279 с.
129. Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. - М.: АРКТИ, 2005. - 400 с.
130. Сборник психологических тестов. Ч. III: пособие / сост. Е. Е. Миронова - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - 120 с.
131. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005. - 384 с.
132. Семелева Н. Н. Развитие эмоционального компонента речи школьников при обучении основам интонации: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. - Н. Новгород, 1998. - 22 с.
133. Семиотика: Антология / сост. Ю. С. Степанов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 702 с.
134. Серль, Дж. Р. Косвенные речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. - М., 1986. - С. 195-222.
135. Смирнова Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: учебное пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 192 с.
136. Смирнова И. А. Логопедия: Иллюстрированный справочник. - СПб.: КАРО, 2014. - 232 с.
137. Стребелева Е. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. - М.: Парадигма, 2012. - 254 с.
138. Соколова С. С., Лихачева Н. Л. К вопросу об агрессивности умственно отсталых детей младшего школьного возраста // Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения. Материалы II Международной заочной научно-практической конференции - Владимир. - 2011. - С. 540-543.
139. Социальное развитие и адаптация в обществе лиц с психофизическими нарушениями. - Гродно: ЮрСаПринт, 2018. - 326 с.
140. Специальная педагогика: учебник: в 3 т. Том 1. История специальной педагогики / Г. Н. Пенин, Н. М. Назарова; под ред. Н. М. Назаровой. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: ИНФРА - М., 2021. - 357 с.
141. Тарасова Е. В. Проблема агрессивности, саморегуляции и адаптации личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - № 3. - 2010. - С. 28-32.
142. Тихонова В. А. Виды психологической коррекции агрессивного поведения школьников с интеллектуальной недостаточностью // Психологическая студия: сборник статей студентов и молодых исследователей УО «ВГУ им. П. М. Машерова». - Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2011. - С. 188-192.
143. Тонкова-Ямпольская Р. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни // Вопросы психологии: четырнадцатый год издания / ред. A. А. Смирнов, В. Н. Колбановский. - 1968. - № 3 май-июнь 1968. - С. 94-102.
144. Тонкова-Ямпольская Р. В. Физиологические механизмы формирования второй сигнальной системы у детей. - М.: Центр ордена Ленина институт усовершенствования врачей, 1974. - 24 с.
145. Филатова Ю. О. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: учебно-методическое пособие / Ю. О. Филатова, Н. Н. Гончарова, Е. В. Прокопенко. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 208 с.
146. Флери В. И. Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе. - СПб.: Тип. А. Плюшара, 1835. - 306 с.
147. Фурманов И. А. Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования: учеб.-метод. пособие / И. А. Фурманов, А. Н. Сизанов, B. А. Хриптович. - Минск: РИВШ, 2011. - 250 с.
148. Фурманов И. А. Психологические проблемы агрессии в социальных отношениях: монография / И. А. Фурманов [и др.]; под науч. ред. И. А. Фурманова; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, Белорус. гос. ун-т. - Брест: БрГУ, 2014. - 261 с.
149. Фурманов И. А. Социальная психология агрессии и насилия: учебное пособие. - Минск: БГУ, 2016. - 392 с.
150. Хайбуллаева Ф. Р. Проблема эмоционального развития детей с умственной отсталостью / Ф. Р. Хайбуллаева, Е. А. Шаповалова // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 20 февраля 2018 года. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. - C. 212-214.
151. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. - М.: Владос, 2000. - 240 с.
152. Цыпина Н. А. Понимание прочитанного текста первоклассниками с ЗПР // Дефектология. 1974. - № 1. - С. 11-19.
153. Шаповалова О. Е. Распознавание умственно отсталыми школьниками эмоциональных состояний людей и животных по фотографиям // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 49-1. - С. 70-75.
154. Шевырева Т. В. Особенности проявления агрессивного поведения у младших школьников с умственной отсталостью / Т. В. Шевырева, Н. Ю. Пет-люк // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных статей VII Республиканской научно-практической конференции (с международным участием), Гродно, 13 ноября 2020 года / редкол.: Н. В. Крюковская (отв. ред.) [и др.]. - Гродно: Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, 2020. - С. 169-172.
155. Шипова Л. В. Особенности нарушений поведения у умственно отсталых школьников // Психология обучения. - 2015. - № 3. - С. 115-128.
156. Шнайдер М. И. Эмпатия как форма отражения другого человека // Гуманизация образования. - 2016. - № 2. - 60 с.
157. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
158. Венгер А. Л. Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка: автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.13, 19.00.04. - М., 2002. - 45 с.
159. Коробейников И. А. Категория социализации в проблемном поле дефектологии // Сопровождение социализации детей с особыми образовательными потребностями: теория и практика: сб. науч. тр. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. 20-21 марта 2020 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ»; [под науч. ред. Е. Л. Инденбаум]. - Иркутск: Издательство ИГУ, 2020. - 282 с.
160. Эльконин Д. Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет. - М.: Учебно-пед. изд-во мин-ва Просвещения РСФСР, 1960. - 328 с.
161. A precursor of language acquisition in young infants / J. Mehler, P. Jusczyk, N. Halsted, J. Bertoncini, C. Amiel-Tison // Cognition. - 1988. - Nr. 29. - Pp. 143-178.
162. Clauses are perceptual units for young infants / K. Hirsh-Pasek, D. G. Kemler-Nelson, P. W. Jusczyk, K. W. Cassidy, B. Druss, L. Kennedy // Cognition. - 1987. - Nr. 26. - Pp. 269-286.
163. DeMany, L. Rhythm perception in early infancy / L. DeMany, B. McKenzie, and E. Vurpillot // Nature. - 1977. - Vol. 266. - Pp. 718-719.
164. Defi nition of Dyslexia [Электронный ресурс] - URL: https://dyslexiaida. org/defi nition-of-dyslexia/ (дата последнего обращения: 02.02.18)
165. Kuhl, P. K. Infant vocalization in response to speech: Vocal imitation and developmental change / P. K. Kuhl, A. N. Melzoff // J. Acoust. Soc. Am. - 1996. - Vol. 100. - № 4. - Pt. 1. - Pp. 2425-2438.
166. Trehub, S. E. Organizational processes in infants’ perception of auditory patterns / S. E. Trehub, L. A. Thorpe, B. A. Morrongiello // Child Development. - 1987. - Vol. 58. - Pp. 741-749.
167. Trevarthen, C. Facial exprНessions of emotion in mother-infant interaction / C.Trevarthen // Human Neurobiology. - 1985. - No. 4. - Pp. 21-32.
168. Weinert, S. Defi cits in acquiring language structure - the importance of using prosodic cues / S. Weinert // Applied Cognitive Psychology. - 1992. - Vol.6. - Nr. 6. - Pp. 545-571.