Доклад конференции
Развитие воображения у дошкольников с нарушением зрения
М. А. Хмыльнина
2023
В данной статье рассматривается проблема развития воображения у дошкольников с нарушением зрения. Обосновывается идея о том, что при целенаправленной коррекционно-педагогической работе воображение дошкольников с нарушением зрения может успешно развиваться. В статье затрагивается тема воображения у дошкольников с нарушением зрения. Дается сравнение различных взглядов авторов научных исследований на проблему развития воображения у детей с нарушением зрения. Статья посвящена комплексному исследованию развития воображения дошкольников с нарушением зрения посредством реализации различных видов деятельности, приемов и средств. Целью статьи является анализ изучение уровня развития воображения у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Статья посвящена феномену воображения. В статье раскрываются проблемы развития воображения у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте. Особое внимание уделено изучению причин трудностей развития воображения, обусловленных особенностями развития дошкольников с нарушением зрения. Анализируются приемы и средства развития воображения у детей со зрительной депривацией, акцентируется внимание на анализе приемов развития воображения у дошкольников с нарушением зрения с учетом особенностей их развития. Автор приходит к выводу, что наиболее эффективными приемами развития воображения дошкольников с нарушением зрения являются игра, изобразительная и конструктивная деятельность, словесное творчество, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и видеофрагментов, прослушивание музыки. Выделяются и описываются характерные особенности развития воображения детей со зрительной депривацией.
Хмыльнина М. А., Потемкина А. В., Евсеев С. П. Развитие воображения у дошкольников с нарушением зрения. 2023;:573-579.
Цитирование
Список литературы
1. Андреева А. А., Исаева С. Н., Можейко А. В. Влияние творческо-продуктивных видов деятельности на развитие дошкольников с сенсорными нарушениями // Гаудеамус. 2015. № 1 (25). С. 120-125.
2. Борисова Н. А., Беляева О. Н. Коррекционно-педагогическая работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения // Вестник Черепов. гос. ун-та. 2013. № 4 (53). С. 90-92.
3. Глебова И. Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. Чита: Молодой ученый, 2013. С. 31-34.
4. Дмитриева Е. Н. Педагогические условия формирования изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1990. 16 с.
5. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 271 с.
6. Лурия Р. П. К вопросу о формировании психических функций у слепых и слабовидящих младших школьников // NovaUm.Ru. 2018. № 11. С. 253-255.
7. Мацкевич Ж. В. Формирование у детей дошкольного возраста выразительных образов в рисунках под влиянием мультипликационных кинофильмов. М., 2009. 187 с.
8. Михайлова Л. И. Игры дошкольников. М.: Дрофа, 2012. 134 с.
9. Палагина Н. Н. Воображение на ранних этапах онтогенеза: автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 1992. 41 с.
10. Плаксина Л. И. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. М., 1995. 88 с.
11. Ремезова Л. А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения. Самара: НТЦ, 2002. 136 с.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
13. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М.: Полиграф сервис, 2000. 126 с.
14. Сорокин В. М. Специальная психология. СПб.: Речь, 2003. 216 с.
15. Тинькова Е. Л., Козловская Г. Ю. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. 137 с.