Книга

Цифровые трансформации психологии человека
В учебном пособии обобщены современные исследования, иллюстрирующие изменения психологии человека под воздействием экспансии цифровых технологий в различные сферы человеческой жизни. Внимание читателей акцентируется на последствиях описываемых трансформаций для сферы образования. Пособие предназначено для обучающихся бакалавриатов, специа-литетов и магистратур по направлениям подготовки «Психология» и «Психолого-педагогическое образование».
1. Авербух, Н. В. (2010) Психологические аспекты феномена присутствия в виртуальной среде. Вопросы психологии, № 5, с. 105-113.
2. Акопова, М. А. (2020) Влияние смартфонов на аттенционные процессы студентов. Вестник университета, № 6, c. 167-172.
3. Алёхин, А. Н., Пульцина, К. И. (2020) Влияние информационных технологий на когнитивное развитие детей: обзор современных исследований. Психология человека в образовании, т. 2, № 4, с. 366-371. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-4-366-371
4. Андронникова, О. О. (2022) Удовлетворение потребностей человека в физическом и виртуальном пространствах. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, № 5, с. 16-26. https://doi.org/10.33910/herzenpsy-conf-2022-5-2
5. Аникина, В. Г., Хозе, Е. Г., Стрижова, И. В. (2022) Исследование виртуальной реальности высшего уровня и креативности личности. Экспериментальная психология, т. 15, № 2, с. 20-36. https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150202
6. Аптикиева, Л. Р., Бурсакова, М. С. (2022) Психолого-педагогическое исследование асоциального поведения подростков поколения Z в цифровой среде. Вестник Оренбургского государственного университета, т. 234, № 2, с. 6-19.
7. Арестова, О. Н., Бабанин, Л. Н., Войскунский, А. Е. (2000) Мотивация пользователей Интернета. В кн.: Гуманитарные исследования в Интернете. Можайск: Терра Москва, с. 55-76. https://doi.org/5-7542-0074-9
8. Артамонова, Г. И. (2023) Структурная модель образовательной деятельности в условиях цифровой трансформации. Международный научно-исследовательский журнал, т. 129, № 3, с. 76. https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.129.76
9. Асмолов, А. Г., Асмолов, Г. А. (2010) От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, № 1, с. 3-21.
10. Баева, Л. В. (2013) Экзистенциальные риски информационной эпохи. Информационное общество, № 3, с. 18-28.
11. Барабанщикова, В. В., Каминская, Е. О. (2013) Феномен прокрастинации в деятельности членов виртуальных проектных групп. Национальный психологический журнал, т. 10, № 2, с. 43-51. https://doi.org/10.11621/npj.2013.0207
12. Безгодова, С. А., Васильева, С. В., Микляева, А. В. (2018) Общепсихологический практикум. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 243 с.
13. Безгодова, С. А., Микляева, А. В., Солдатенкова, О. Б. (2016) К вопросу о месте понятия «клиповое мышление» в системе категорий общей психологии. В кн.: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей. Материалы VI Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, с. 15-21.
14. Безгодова, С. А., Микляева, А. В. (2021) Академический обман в цифровой среде: социально-психологический анализ. Science for Education Today, т. 11, № 4, с. 64-90.
15. Белинская, Е. П., Марцинковская, Т. Д. (2018) Идентичность в транзитивном обществе: виртуальность и реальность. В кн.: Р. В. Ершова (ред.) Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Сборник научных статей и материалов международной конференции. Коломна: Госу дарственный социально-гуманитарный университет, с. 43-48.
16. Белозеров, С. А. (2015) Виртуальные миры: анализ содержания психологических эффектов аватар-опосредованной деятельности. Экспериментальная психология, т 8, № 1, с. 94-105.
17. Белозерова, Л. А., Поляков, С. Д. (2021) Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа. Известия Саратовского уни-вер ситета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, т. 10, № 1 (37), с. 23-32. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-1-23-32
18. Бовина, И. Б., Дворянчиков, Н. В. (2020) Поведение онлайн и офлайн: две реальности или одна? Психологическая наука и образование, т. 25, № 3, с. 101- 115. https://doi.org/10.17759/pse.2020250309
19. Богачева, Н. В. (2014) Компьютерные игры и психологическая специфика когнитивной сферы геймеров. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, № 4, с. 120-130.
20. Богачева, Н. В., Войскунский, А. Е. (2017) Компьютерные игры и креативность: позитивные аспекты и негативные тенденции. Современная зарубежная психология, т. 6, № 4, с. 29-40. https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060403
21. Богачева, Н. В., Сивак, Е. В. (2019) Мифы о «поколении Z». М.: НИУ ВШЭ, 56 с.
22. Болл, М. (2023). Метавселенная. Как она меняет наш мир. М.: Альпина Паблишер, 362 с.
23. Бондаренко, Т. А. (2006) Трансформации личности в условиях виртуальной реальности. Ростов н/Д.: ДГТУ, 50 с
24. Борисова, И. И. (2018). Влияние сети интернет на мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности. Наука без границ, т. 26, № 9, с. 24-27.
25. Брызгалин, Е. А., Войскунский, А. Е. (2018) Удовлетворение потребностей посредством виртуальной реальности. В кн.: Цифровое общество в культурно-исторической парадигме. Материалы международной научной конференции. М.: РГГУ, с. 34-38.
26. Вагизова, В. М., Давыдова Ю. А. (2021) Взаимосвязь типа темперамента и особенностей переживания дистанционного обучения у студентов-психологов. Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм, т. 1, № 1, с. 334-339. https://doi.org/ 10.24412/cl-36667-2021-1-334-339
27. Варламов, А. В., Яковлева, Н. В. (2022) Искажения в восприятии человеком собственного тела во время погружения в компьютерную виртуальную реальность с использованием технологии Full-body tracking. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, т. 19, № 4, с. 670-688.
28. Вартанова, Е. Л. (2023) Культура речи в социальных сетях: от речевого конфликта к защите русского языка. Меди@льманах, № 1 (114), с. 8-16. https:// doi.org/10.30547/mediaalmanah.1.2023.816
29. Величковский, Б. Б., Гусев, А. Н., Виноградова, В. Ф. и др. (2016) Когнитивный контроль и чувство присутствия в виртуальных средах. Экспериментальная психология, т. 9, № 1, с. 5-20. https://doi.org/10.17759/exppsy.2016090102
30. Водяха, С. А., Водяха, Ю. Е., Минюрова, С. А. (2019) Особенности структуры интеллекта младших школьников, обучаемых посредством гаджетов. Педагогическое образование в России, № 7, с. 133-140. https://doi.org/10.26170/ po19-07-18
31. Войскунский, А. Е. (2019) Киберпсихологический подход к анализу мультисенсорной интеграции. Консультативная психология и психотерапия, т. 27, № 3, с. 9-21. https://doi.org/10.17759/cpp.2019270302
32. Войскунский, А. Е. (2019) Поведение в киберпространстве: психологические принципы. Человек, № 1, с. 36-49.
33. Войскунский, А. Е., Евдокименко, А. С., Федунина, Н. Ю. (2013) Альтернативная идентичность в социальных сетях. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, № 1, с. 66-83.
34. Войскунский, А. Е., Евдокименко, А. С., Федунина, Н. Ю. (2013) Cетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование. Психология. Журнал Высшей школы экономики, т. 10, № 2, с. 98-121.
35. Войскунский, А. Е., Солодов, М. Ю. (2020) Влияние свойств электронного текста на эффективность и результативность чтения: литературный обзор. Психология человека в образовании, т. 2, № 2, с. 134-142. https://doi.org/ 10.33910/2686-9527-2020-2-2-134-142
36. Волкова, Е. Н., Скитневская, Л. В., Морева, А. Н. (2023) Увлеченность программированием: к определению статуса и содержания понятия. Вестник Мининского университета, т. 11, № 1, с. 9. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-9
37. Володенков, С. В., Федорченко, С. Н., Печенкин, Н. М. (2023) Возможности и особенности формирования мировоззрения в цифровой коммуникационной среде: по материалам экспертного исследования. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, т. 19, № 1, с. 58-79.
38. Вольфсон, Ю. Р., Вольчина, А. Е. (2015) Визуальное восприятие в современном обществе или куда движется галактика Гуттенберга? Russian Journal of Education and Psychology, № 4 (48), с. 177-189.
39. Воробьева, В. П., Перепелкина, О. С., Арина, Г. А. (2020) Исследование эквивалентности иллюзии резиновой руки в классическом варианте и в условиях виртуальной реальности. Экспериментальная психология, т. 13, № 3, с. 31-45. https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130303
40. Вятлева, О. А. (2021) Изменения способов письма в цифровой среде и их последствия для обучения детей. Педагогика, т. 85, № 8, с. 69-76.
41. Газзали, А. (2019) Рассеянный ум. Как нашему древнему мозгу выжить в мире новейших цифровых технологий. М.: Эксмо, 416 с.
42. Глинкина, Л. С., Василенко, В. Е. (2023) Психологические предикторы разных типов вовлеченности в компьютерные игры в период ранней взрослости. Консультативная психология и психотерапия, т. 31, № 1, с. 107-126. https:// doi.org/10.17759/cpp.2023310105
43. Горелова, Г. Г, Жаркова, С. В., Мануйлов, Г. В. (2021) Актуальные направления в исследовании прокрастинации в современных социальных условиях. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, т. 194, № 4, с. 479- 485. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p479-485
44. Граница, А. С. (2018) Информационные технологии в психиатрии и психотерапии (обзор исследований). Неврологический вестник, т. 50, № 3-С, с. 74-82.
45. Гут, Ю. Н., Кабардов, М. К., Кошелева, Ю. П., Москвитина, О. А. (2021) Когнитивные функции и личностные особенности школьников в разных образовательных средах. Перспективы науки и образования, № 5 (53), с. 323- 333. https://doi.org/10.32744/pse.2021.5.22].
46. Демидов, Д. Л., Беловол, Е. В., Цветкова, Н. А., Цветков, А. В. (2015) Двойственная природа социально-психологического феномена селфи: контент-анализ анкетирования. Историческая и социально-образовательная мысль, № 7 (8), с. 103-109.
47. Догуревич, О. А., Сугробова, Г. А. (2017) Влияние работы на ПЭВМ с разными видами информации на психофизиологическое состояние подростков. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Естественные науки, № 4 (20), с. 65-73.
48. Дрепа, М. И. (2009) Психологический портрет личности интернет-зависимого студента. Вестник Томского государственного педагогического университета, т. 82, № 4, с. 75-81.
49. Дубровская, Ю. А., Пихконен, Л. В., Руденко, Г. В. (2022) Применение тренажеров и симуляторов для формирования профессиональных навыков при практической подготовке горноспасателей. Известия Российского государ ственного педагогического университета им. А. И. Герцена, т. 203, с. 168-176.
50. Дутко, Ю. А, Беловол, Е. В. (2020) Особенности формирования мышления личности в цифровой среде (сравнительный анализ поколений). Научный результат. Педагогика и психология образования, т. 6, № 1, с. 78-92. https:// doi.org/10.18413/2313-8971-2020-6-1-0-7
51. Емелин, В. А., Рассказова, Е. И., Тхостов, А. Ш. (2012) Психологические последствия развития информационных технологий. Национальный психологический журнал, № 1, с. 81-87.
52. Емелин, В. А., Рассказова, Е. И., Тхостов, А. Ш. (2012) Технологии и идентичность: трансформация процессов идентификации под влиянием технического прогресса. Russian Journal of Education and Psychology, № 9, с. 33.
53. Емелин, В. А., Рассказова, Е. И., Тхостов, А. Ш. (2014) Влияние информационных технологий на трансформацию совладающего поведения. Вопросы психологии, № 4, с. 49-59.
54. Емелин, В. А., Солдатова, Г. У. (2021) Феномен многозадачности в контексте культурно-исторических трансформаций и растущей сложностности в информационном обществе. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, № 3, с. 4-22. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.03.01
55. Емелин, В. А., Тхостов, А. Ш. (2015) Деформация хронотопа в условиях социокультурного ускорения. Вопросы философии, № 2, с. 14-24.
56. Ефремов, В. А. (2013) Русский язык в Интернете. Октябрь, № 5, с. 71-76.
57. Жаркова, С. В. (2021) особенности выраженности прокрастинации у субъектов разных видов деятельности. Общество: социология, психология, педагогика, т. 91, № 11, с. 130-136.
58. Зимова, Н. С., Фомин, Е. В. (2022) Трансформируя сакральное: цифровые религиозные сообщества в XXI веке. Социология религии в обществе позднего модерна, т. 11, с. 39-47.
59. Ильин, Е. П. (2009) Психология воли. М. и др.: Питер, 364 с.
60. Карпов, А. В., Воронова, Т. А. (2021) Цифровизация и развитие психики ребенка: вызовы нового времени. Человеческий капитал, № 8 (152), с. 22-28.
61. Карпова, Е. Е. (2019) Воздействие цифровой среды на академическую успеваемость обучающихся в начальной школе. Мир науки. Педагогика и психология, т. 7, № 1, с. 55.
62. Клопотова, Е. Е., Смирнова, С. Ю. (2022) Ребенок в эпоху цифровых игрушек. Обзор зарубежных исследований. Современная зарубежная психология, т. 11, № 2, с. 50-58. https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110204
63. Козлова, Л. И., Чухрова, М. Г., Пронин, С. В. (2013) Структура антиципационной состоятельности лиц, склонных к зависимости от многопользовательских ролевых онлайн игр. Мир науки, культуры, образования, т. 40, № 3, с. 193-196.
64. Козлова, Н. С., Алтухова, Л. В. (2015) Влияние интернет-среды на специфику переживания вины. Мир науки, культуры, образования, т. 55, № 6, с. 245-247.
65. Колодий, Н. А., Колодий, В. В. (2010) Визуальный поворот и его влияние на социальное познание. Известия Томского политехнического университета, т. 316, № 6, с. 146-152.
66. Кондаков, А. М., Костылева, А. А. (2019) Цифровая идентичность, цифровая самоидентификация, цифровой профиль: постановка проблемы. Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования, т. 16, № 3, с. 207-218. https:// doi.org/10.22363/2312-8631-2019-16-3-207-218
67. Конева, А. В., Лисенкова, А. А. (2018) «День без селфи прожит зря», или цифровые визуальные стратегии самоидентификации. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, № 32, с. 214-228.
68. Коргожа, М. А., Воробьева, О. С., Кусакина, Т. С., Ковалева, В. И., Романова, Е. А., Солонинчик, Т. З. (2021) Опыт реализации дистанционной программы ранней помощи детям с нарушениями развития. Психология человека в образовании, т. 3, № 1, с. 95-105. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-1-95-105
69. Косенков, А. Ю. (2021) Цифровая реальность и онтологический статус цифровых технологий. Вестник Национальной академии наук Беларуси. Серия «Гуманитарные науки», т. 66, № 1, с. 7-15.
70. Косьмина, Е. А., Макаров, Ю. М., Аксенова, Н. Н., Мурзина, А. С. (2022) Цифровые тренажеры как средство направленного развития психомоторных способностей спортсменов. Теория и практика физической культуры, т. 10, с. 100-102.
71. Кот, Я. И. (2018) Нравственные аспекты свободы в киберпространстве. Гуманитарный вестник, № 11 (73), с. 1.
72. Крайнюков, С. В. (2019) Влияние современных информационных технологий на картину мира человека. Социальная психология и общество, т. 10, № 4, с. 23-41. https://doi.org/10.17759/sps.2019100403
73. Крылова, С. Г., Водяха, Ю. Е. (2022) Восприятие дошкольниками виртуальных объектов в процессе использования информационных устройств с сенсорным экраном. Психология человека в образовании, т. 4, № 2, с. 205-218. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-2-205-218 EDN YRJXFH
74. Кузнецова, Ю. М., Чудова, Н. В. (2008) Психология жителей Интернета. М.: ЛКИ, 224 c.
75. Луговая, В. Ф., Пискунова, Е. В., Проект, Ю. Л. (2020) Анализ характеристик памяти как элемента когнитивной сферы старшеклассников в контексте их субъективной зависимости от цифровых технологий. Письма в Эмиссия. Оффлайн, № 10, статья 2876.
76. Лучинкина, А. И. (2016) Специфика мировоззрения интернет-пользователей. Проблемы современного педагогического образования, № 51-1, с. 311-317.
77. Маниковская, М. А. (2019) Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали. Власть и управление на Востоке России, № 2 (87), с. 100-106. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2019-87-2-100-106
78. Марцинковская, Т. Д., Преображенская, С. В., Карпук, В. А. (2019) Сетевое и реальное пространство и время: переживание гармонии и кризиса. Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», № 4, с. 131-144. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2019-4-131-144
79. Мережников, А. П. (2019) Исследование взаимосвязи между типом темперамента и предпочтением в выборе жанра компьютерных игр. В кн.: Е. М. Ра зумова (ред.). Психология личности. Сборник научных трудов. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, с. 148-155.
80. Микляева, А. В. (2022) Феномен онлайн-взаимодействия: возможности исследования в парадигме интегративного подхода к познанию психологии человека. В кн.: В. А. Мазилов (ред.) Интеграция в психологии: теория, методология, практика. Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ярославль: ЯГПУ, с. 87-92.
81. Микляева, А. В., Безгодова, С. А. «Клиповое мышление» в структуре стилевых характеристик познавательной деятельности студентов. Ярославский педагогический вестник, № 5, с. 223-227.
82. Микляева, А. В., Безгодова, С. А., Николаева, Е. И. (2023) Информационный онлайн-поиск как элемент образовательной активности современных школьников и студентов: когнитивные и психофизиологические предпосылки эффективности. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 167 с.
83. Микляева, А. В., Проект, Ю. Л., Хороших, В. В. (2021) Мета-аналитическое исследование ценностного самоопределения российского студенчества на различных этапах информатизации общества. Вестник Кемеровского государственного университета, т. 23, № 4, с. 958-975. https://doi.org/ 10.21603/2078-8975-2021-23-4-958-975
84. Нагоев, З. В., Пшенокова, И. А., Нагоева, О. В. (2021) Автоматическая реконструкция характера и темперамента пользователей на основе мультиагентного обучения нейрокогнитивных моделей сознательного и бессознательного по данным о поведении пользователя в сети Интернет. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН, т. 104, № 6, с. 66-77. https:// doi.org/10.35330/1991-6639-2021-6-104-66-77
85. Наумова, Т. В. (2020) Развитие психомоторных способностей детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды: авто-реф. дис. … канд. психол. наук. Саратов: СНИГУ им. Н. Г. Чернышевского, 27 с.
86. Не в лайке счастье. Чувства и эмоции россиян в социальных сетях (2019). [Электронный ресурс]. URL: https://www.iom.anketolog.ru/2019/05/23/emot-sii-i-socseti (дата обращения: 01.05.2023).
87. Нестик, Т. А. (2017) Развитие цифровых технологий и будущее психологии. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, № 3, с. 6-15.
88. Нечаев, Н. Н. (2019) О новом подходе к языку и речевой деятельности в условиях цифровизации коммуникативных возможностей человека. Вопросы психологии, № 6, с. 19-34.
89. Обыденкова, В. К. (2012) Межличностное восприятие в контексте киберсо-циализации человека в социальных сетях интернет-среды. В кн.: А. С. Обухов (ред.-сост.) Сборник докладов VII Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии. М.: ООДТП «Исследователь», с. 309-313.
90. Одинцева, П. М. (2020) Копинг-стратегии студентов при нормативном и выходящем за границы нормы использования Интернета. Молодой ученый, № 48 (338), с. 128-130.
91. Осипова, А. А., Лысенко, Н. А., Бородин, И. А. (2020) Цифровизация в начальной школе: психолого-педагогические проблемы. Инновационная наука: Психология, Педагогика, Дефектология, т. 3, № 2, с. 125-140.
92. Павлова, Н. В., Филиппова, Е. В.(2022) Феномен селфи и его психологический смысл для современного подростка. Консультативная психология и психотерапия, т. 30, № 1, с. 109-131. https://doi.org/10.17759/cpp.2022300107
93. Панов, В. И., Патраков, Э. В. (2020) Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Курск: Университетская книга, 199 с.
94. Панферов, В. Н., Безгодова, С. А. (2015) Методология интегрального синтеза в психологической науке. Психологический журнал, т. 36, № 1, с. 20-33.
95. Панферов, В. Н., Безгодова, С. А., Васильева, С. В., Микляева, А. В. (2020) Социально-психологическая интерпретация личности преподавателя как фактор оценки студентами учебной онлайн-лекции. В кн.: Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. Вып. 3 (Труды XXII Международной объединенной научной конференции «Интернет и современное общество», IMS-2019, Санкт-Петербург, 19-22 июня 2019 г. Сборник научных статей). СПб: Университет ИТМО, с. 202-210. https://doi.org/10.17586/2587-8557-2019-3-202-210
96. Панферов, В. Н., Безгодова, С. А., Васильева, С. В., Микляева, А. В. (2021) Эффективная видеолекция в высшем образовании. Методические рекомендации для преподавателей, участвующих в разработке и проведении электронных учебных курсов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 28 с.
97. Панферов, В. Н., Безгодова, С. А., Микляева, А. В. (2020) Этические аспекты взаимодействия «преподаватель - студенты» в условиях цифрового образования. Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offl ine Letters): электронный научный журнал ( Методическое приложение), т. 2, МЕТ 084. [Электронный ресурс]. URL: http://www.met.emissia.org/offl ine/2020/met084/met084. pdf (дата обращения: 01.12.2022).
98. Панфёров, В. Н., Микляева, А. В. (2019) Принцип целостности в интеграции психологического знания. Психологический журнал, т. 40, № 2, с. 5-14. https://doi.org/10.31857/S020595920004051-2
99. Панферов, В. Н., Микляева, А. В., Румянцева, П. В. (2009) Основы психологии человека. СПб.: Речь, 431 с.
100. Плешаков, В. А., Обидина, Т. В. (2014) Развитие рефлексии в процессе кибер-социализации юношества. Современные проблемы науки и образования, № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=16768 (дата обращения 04.03.2023).
101. Прохоров, А., Коник, Л. (2019) Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. М.: КомНьюс Груп, 368 с.
102. Пунтус, А. О. (2017) Особенности индивидуального стиля деятельности пользователей на разных этапах интернет-социализации. Форум молодых ученых, т. 6 (10), с. 1491-1495.
103. Пэлфри, Д., Гассер, У. (2011) Дети цифровой эры. М.: Эксмо-пресс, 368 с.
104. Расина, Э. О. (2022) Виртуальный образ я как комплексная стратегия совладающего поведения интернет-пользователя. Научный результат. Педагогика и психология образования, № 8 (3), с. 128-145.
105. Регуш, Л. А., Алексеев, А. А., Алексеева, Е. В. и др. (2018) Сравнительная характеристика мышления современных подростков и подростков второй половины XX века. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 187, с. 59-69.
106. Регуш, Л. А., Алексеева, Е. В., Веретина, О. Р., Орлова, А. В., Пежемская, Ю. С. (2022) Особенности онлайн-совладания с психологическими проблемами у подростков и молодежи. Психология человека в образовании, т. 4, № 4, с. 475-488. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-4-475-488
107. Руслякова, Е. Е., Тимофеева, Э. А., Шестакова, Ю. В., Чепайкин, Д. А. (2020) Исследование уровня эмпатии у подростков, увлеченных компьютерными технологиями. Цифровая эмпатия. Мир науки. Педагогика и психология, т. 8, № 6, с. 1-13.
108. Рыльская, Е. А., Погорелов, Д. Н. (2021) Идентичность личности в виртуальном пространстве социальных сетей и реальная идентичность: сравнительные характеристики. Ярославский педагогический вестник, № 1 (118), с. 105-114. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2021-1-118-105-114
109. Рягузова, Е. В. (2021) Homo Digitalis: запрос на новую конфигурацию индивидуальности. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика, т. 21, № 3, с. 320-325. https://doi. org/10.18500/1819-7671-2021-21-3-320-325
110. Сапогова, Е. Е. (2004) «Psychocadabra»: cубъективная картина мира как гипертекст. Известия ТулГУ, № 4, с. 163-179.
111. Селиванов, В. В. (2021) Психические состояния личности в дидактической vr-среде. Экспериментальная психология, т. 14, № 1, с. 20-28. https://doi. org/10.17759/exppsy.2021000002
112. Селиванов, В. В., Селиванова, Л. Н. (2016) Влияние средств виртуальной реальности на формирование личности. Непрерывное образование: XXI век, № 2 (14), с. 79-99.
113. Семенова, Н. Д. (2020) Психосоциальные вмешательства «новой волны» для подростков и юношества. Современная терапия в психиатрии и неврологии, № 2, с. 4-7.
114. Ситкевич, Н. В. (2011) Особенности трансформации нравственных ценностей в условиях информационного общества: этико-философский анализ: авто-реф. дис. … канд. филос. наук. Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 23 с.
115. Согомонов, А. Ю. (2020) Этическая повестка «цифрового общества». Ведомости прикладной этики, вып. 56, с. 71-85.
116. Солдатова, Г. У. (2018) Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире. Социальная психология и общество, т. 9, № 3, с. 71-80. https://doi.org/10.17759/sps. 2018090308
117. Солдатова, Г. У. , Вишнева. А. Е. (2019) Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? Консультативная психология и психотерапия, т. 27, № 3 (105), с. 97-118. https://doi.org/10.17759/cpp.2019270307
118. Солдатова, Г. У. , Войскунский, А. Е. (2021) Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики. Психология. Журнал Высшей школы экономики, т. 18, № 3, с. 431-450. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-3-431-450
119. Солдатова, Г. У. , Никонова, Е. Ю., Кошевая, А. Г., Трифонова, А. В. (2020) Медиамногозадачность: от когнитивных функций к цифровой повседневности. Современная зарубежная психология, т. 9, № 4, с. 8-21. https://doi. org/10.17759/jmfp.2020090401
120. Солдатова Г. У. , Рассказова Е. И. (2020) Многозадачность как одновременное выполнение и как переключение между заданиями: подходы к диагностике медиамногозадачности у детей и подростков. Экспериментальная психология, т. 13, № 4, с. 88-101. https://doi.org/10.17759/ exppsy.2020130406
121. Солдатова, Г. У. , Рассказова, Е. И., Чигарькова, С. В. (2020) Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи. Национальный психологический журнал, т. 38, № 2, с. 3-20. https://doi.org/10.11621/npj.2020.0201
122. Солдатова, Г. У. , Чигарькова, С. В., Илюхина, С. Н. (2022) Представления о реальном и виртуальном пространствах как часть актуальной картины мира подростков и родителей в цифровом обществе: возможности адаптации. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, т. 12, вып. 3, с. 226-248. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.301
123. Солдатова, Г. У. , Чигарькова, С. В., Илюхина, С. Н. (2022) Я-реальное и Я-виртуальное: идентификационные матрицы подростков и взрослых. Культурно-историческая психология, т. 18, № 4, с. 27-37. https://doi.org/10.17759/ chp.2022180403
124. Солдатова, Г. У. , Чигарькова, С. В., Кошевая, А. Г., Никонова, Е. Ю. (2022) Повседневная деятельность подростков в смешанной реальности: пользовательская активность и многозадачность. Сибирский психологический журнал, № 83, pp. 20-45. https://doi.org/10.17223/17267080/83/2
125. Степанцева, О. А. (2007) Субкультура геймеров в контексте информационного общества: автореф. дис. … канд. культурологии. СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2007. 27 с.
126. Сухомлин, В. А., Зубарева, Е. В., Якушин, А. В. (2017) Методологические аспекты концепции цифровых навыков. Современные информационные технологии и ИТ-образование, т. 13, № 2, с. 146-152.https://doi.org/10.25559/ SITITO.2017.2.253
127. Тихомиров, О. К., Лысенко, Е. Е. (1988) Психология компьютерной игры. Новые методы и средства обучения, вып. 1. М.: Знание, с. 30-66.
128. Тоффлер, Э. (2010) Третья волна. М.: АСТ, 784 с.
129. Фейгенберг, И. М. (2011) Человек Достроенный и этика. Цивилизация как этап развития жизни Земли. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 123 c.
130. Фрумкин, К. Г. (2010) Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры. Ineternum, т. 1, с. 26-36.
131. Хансен, А. (2021) На цифровой игле. М.: Рипол-Классик, 240 с.
132. Хижникова, А. Е., Клочков, А. С., Котов-Смоленский, А. М., Супонева, Н. А., Черникова Л. А. (2016) Виртуальная реальность как метод восстановления двигательной функции руки. Анналы клинической и экспериментальной неврологии, т. 10, № 3, с. 5-12.
133. Холмогорова, А. Б., Авакян, Т. В., Клименкова, Е. Н., Малюкова, Д. А. (2015) Общение в интернете и социальная тревожность у подростков из разных социальных групп. Консультативная психология и психотерапия, т. 23, № 4, с. 102-129. https://doi.org/10.17759/cpp.2015230407
134. Чванова, М. С., Храмова, М. В., Слетков, И. А., Киселева, И. А., Молчанов, А. А., Котова, Н. А. (2016) Исследование влияния Интернета на социальные потребности пользователей. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, т. 164, № 12, с. 7-25.
135. Шибкова, Д. З., Байгужин, П. А., Герасев, А. Д., Айзман, Р. И. (2021) Влияние технологий цифрового обучения на функциональные и психофизиологические ответы организма: анализ литературы. Science for Education Today, т. 11, № 3, с. 125-141. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2103.07
136. Шляпников, В. Н. (2021) Особенности волевой регуляции молодых людей - пользователей социальных сетей. Психология. Журнал Высшей школы экономики, т. 18, № 4, с. 858-870. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-4-858-870
137. Шнейдер, Л. Б., Сыманюк, В. В. (2017) Пользователь в информационной среде: цифровая идентичность сегодня. Психологические исследования, т. 10, № 52, с. 7.
138. Шпитцер, М. (2014) Антимозг: цифровые технологии и мозг. М.: АСТ, 288 с.
139. Щедрина, И. О. Трансформация самосознания в цифровом пространстве: от нарратива к сторителлингу. Вопросы философии, № 3, с. 133-142. https://doi. org/10.21146/0042-8744-2022-3-133-142
140. Alblwi, A., Al-Thani, D., McAlaney, J., Ali, R. (2020) Managing Procrastination on Social Networking Sites: The D-Crastinate Method. Healthcare, vol. 8 (4), article 577. https://doi.org/10.3390/healthcare8040577
141. Alloway, T. P., Horton, J., Alloway, R. G., Dawson C. (2013) Social networking sites and cognitive abilities: Do they make you smarter? Computers and Education, vol. 63, pp. 10-16. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2012.10.030
142. Alt, D. (2015) College students’ academic motivation, media engagement and fear of missing out. Computers in Human Behavior, vol. 49, pp. 111-119. https://doi. org/10.1016/j.chb.2015.02.057
143. Alter, A. (2017) Irresistible: the rise of addictive technology and the business of keeping us hooked. London: Penguin, 368 p.
144. Altiner Yas, M., Isci, N., Alacam, B., Caliskan, R., Kulekci, E. (2022) Relationship between level of internet addiction and time management skills among nursing students. Perspectives in psychiatric care, vol. 58 (2), pp. 758-766. https://doi. org/10.1111/ppc.12845
145. Anderson, D. R., Pempek, T. A. (2005) Television and very young children. American Behavioral Scientist, vol. 48, no. 5, pp. 505-522. https://doi.org/10.1177/ 0002764204271506
146. Ang, C.-S., Chan, N.-N, Lee, Ch.-S. (2018) Shyness, loneliness avoidance, and Internet addiction: What are the relationships? The Journal of Psychology, vol. 152 (1), pp. 25-35. https://doi.org/10.1080/00223980.2017.1399854
147. Barque-Duran, A., Pothos, E. M., Hampton, J. A. Yearsley, J. M (2017) Contemporary morality: Moral judgments in digital contexts. Computers in Human Behavior, vol. 75, pp. 184-193.
148. Barr, N., Pennycook, G., Stolz, J. A., Fugelsang, J. A. (2015) The brain in your pocket: Evidence that Smartphones are used to supplant thinking. Computers in Human Behavior, vol. 48, pp. 473-480. https://doi.org/10.1016/j.chb. 2015.02.029
149. Barry, С. T., McDougall, K. H., Anderson, A. C., Perkins, M. D., Lee-Rowland, L. M., Bender, I., Charles, N. E. (2019) Check Your Selfi e before You Wreck Your Selfi e’: Personality ratings of Instagram users as a function of self-image posts. Journal of Research in Personality, vol. 82, art. 103843. https://doi.org/10.1016/j. jrp.2019.07.001
150. Baumgartner, S. E., Schuur, W. A., Lemmens, J. S., Poel, F. T. (2018) The Relationship Between Media Multitasking and Attention Problems in Adolescents: Results of Two Longitudinal Studies. Human Communication Research, vol. 44, pp. 3-30. https://doi.org/10.1093/HCRE.12111
151. Bisen, S. S., Deshpande, Y. M. (2018) Understanding internet addiction: A comprehensive review. Mental Health Review Journal, vol. 23 (3), pp. 165-184. https:// doi.org/10.1108/MHRJ-07-2017-0023
152. Block, J. J. (2008) Issues for DSM-V: Internet addiction. The American Journal of Psychiatry, vol. 165 (3), pp. 306-307
153. Boari, D., Fraser, M., Stanton Fraser, D., Cater, K. (2012) Augmenting spatial skills with mobile devices. In: Proceedings of the ACM SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI2012): Mobile Computing and Interaction. New York: Association for Computing Machinery, pp. 1611-1620. https://doi. org/10.1145/2207676.2208284
154. Bochicchio, V. , Keith, K., Montero, I., Scandurra, C., Winsler, A. (2022) Digital media inhibit self-regulatory private speech use in preschool children: The “digital bubble effect”. Cognitive Development, vol. 62, article 101180. https://doi. org/10.1016/j.cogdev.2022.101180
155. Boughzala, I., Garmaki, M., Tantan, O. C. (2020) Understanding how Digital Intelligence Contributes to Digital Creativity and Digital Transformation: A Syste matic Literature Review. HICSS, pp. 1-10.
156. Bouhnik, D., Mor, D. (2014) Gender diff erences in the moral judgment and behavior of Israeli adolescents in the internet environment. Journal of the Association for Infor mation Science and Technology, vol. 65 (3), pp. 551-559. https://doi.org/10.1002/asi.22979
157. Bruno, C. (2022) Digital Creativity Dimension: A New Domain for Creativity. In: Creativity in the Design Process. Springer Series in Design and Innovation, vol. 18. https://doi.org/10.1007/978-3-030-87258-8_3
158. Burnam, B., Kafai, Y. B, (2001) Ethics and the computer: Children’s development of moral reasoning about computer and Internet use. Journal of Educational Computing Research, vol. 25 (2), pp. 111-127.
159. Burnett, G., Lee, K. (2005) The eff ect of vehicle navigation systems on the formation of cognitive maps. International Journal of Psychology, vol. 40, pp. 27-35. https://doi.org/ 10.1016/b978-008044379-9/50188-6
160. Cain, M. S., Mitroff , S. R. (2011) Distractor fi ltering in media multitaskers. Perception, vol. 40 (10), pp. 1183-1192. https://doi.org/10.1068/p7017
161. Calvo, R., Peters, D., Johnson, D., Rogers, Y. (2014) Autonomy in Technology Design. In: CHI’14 Extended Abstracts on Human Factors in Computing Systems. Toronto, ON: ACM, pp. 37-40.
162. Camerini, A.-L., Gerosa, T., & Marciano, L. (2021) Predicting problematic smartphone use over time in adolescence: A latent class regression analysis of online and offl ine activities. New Media & Society, vol. 23 (11), pp. 3229-3248. https://doi. org/10.1177/1461444820948809
163. Carr, N. (2010) The Shallows: what the Internet is doing to our brains. New York: W. W. Norton & Co, 276 p.
164. Cecutti, L., Chemero, A. Lee, S. W. (2021) Technology may change cognition without necessarily harming it. Nature Human Behaviour, vol. 5 (8), pp. 1-3. https://doi. org/ 10.1038/s41562-021-01162-0
165. Cecutti, L., Lee, S. W. (2021) Your smartphone is not making you dumber - digital tech can enhance our cognitive abilities. Available at: https://www.everything zoomer.com/health/2021/10/18/your-smartphone-is-not-making-you-dumber-digital-tech-can-enhance-our-cognitive-abilities/ (accessed 01.12.2022)
166. Clark, A., Chalmers, D. (1998) The extended mind. Analysis, vol. 58 (1), pp. 7-19. https://doi.org/10.1093/analys/58.1.7
167. Clayton, R. B, Leshner, G., Almond, A. (2015) The Extended iSelf: The Impact of iPhone Separation on Cognition, Emotion, and Physiology. Journal of Computer-Mediated Communication, vol. 20, pp. 119-135.
168. Clemenson, G. D., Stark, C. E. (2015) Virtual environmental enrichment through video games improves hippocampal-associated memory. Journal of Neuroscience, vol. 35 (49), pp. 16116-16125. https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.2580-15.2015
169. Diefenbach, S. Christoforakos, L. (2017) The Selfi e Paradox: Nobody Seems to Like Them Yet Everyone Has Reasons to Take Them. An Exploration of Psychological Functions of Selfi es in Self-Presentation. Frontiers in Psychology, vol. 8, art. 7. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00007
170. Elhai, J. D., Dvorak, R. D., Levine, J. C., & Hall, B. J. (2017) Problematic smartphone use: A conceptual overview and systematic review of relations with anxiety and depression psychopathology. Journal of aff ective disorders, vol. 207, pp. 251-259. https://doi.org/10.1016/j.jad.2016.08.030.
171. Ellison, K. (2012) Are Smartphones Making Us Dumber? [Online]. Available at: http://www.forbes.com/sites/netapp/2012/09/12/is-an-digital-data-overload-shortening-our-attentions-spans-and-making-us-dumber/ (accessed 01.12.2022).
172. Falbe, J., Davison, K. K., Franckle, R. L., Ganter, C., Gortmaker, S. L., Smith, L., Land, T., Taveras, E. M. (2015) Sleep duration, restfulness, and screens in the sleep environment. Pediatrics, vol. 135, no. 2, pp. e367-e375. https://doi.org/10.1542/ peds.2014-2306
173. Ferguson, A. M., McLean, D., Risko, E. F. (2015) Answers at your fi ngertips: Access to the Internet infl uences willingness to answer questions. Consciousness and Cognition, vol. 37, pp. 91-102. https://doi.org/10.1016/j.concog.2015.08.008
174. Fisher, M., Goddu, M. K., Keil, F. C. (2015) Searching for explanations: How the Internet infl ates estimates of internal knowledge. Journal of Experimental Psychology: General, vol. 144 (3), pp. 674-687. https://doi.org/10.1037/xge0000070
175. Fischer, T., Reuter, M., Riedl, R. (2021) The Digital Stressors Scale: Development and Validation of a New Survey Instrument to Measure Digital Stress Perceptions in the Workplace Context. Frontiers in Psychology, vol. 12, article 607598. https:// doi.org/10.3389/fpsyg.2021.607598
176. Flores, A., James, C. (2012) Morality and ethics behind the screen: Young people’s perspectives on digital life. New media & society, vol. 15 (6), pp. 834-852. https:// doi.org/10.1177/1461444812462842
177. Floridi, L. (2011) A defence of constructionism: Philosophy as conceptual engineering. Metaphilosophy, vol. 42 (3), рр. 282-304.
178. Floridi, L. (2021) Digital Time: Latency, Real-time, and the Onlife Experience of Everyday Time. Philosophy & Technology, vol. 34 (1). https://doi.org/10.1007/ s13347-021-00472-5
179. Frangos, C., Fragkos, K. (2011) Psychologic predictors and epidemiology of Internet addiction among university students in Greece. European Psychiatry, vol. 26, s2, pp. 40-40. https://doi.org/10.1016/S0924-9338(11)71751-5
180. George, M. J., Russell, M. A., Piontak, J. R., Odgers, C. L. (2018) Concurrent and subsequent associations between daily digital technology use and high-risk adolescents’ mental health symptoms. Child Development, vol. 89, pp. 78-88. https://doi.org/10.1111/cdev.12819
181. Gesselman, A. N., Ta, V. P., Garcia, J. R. (2019) Worth a thousand interpersonal words: Emoji as aff ective signals for relationship-oriented digital communication. PLoS ONE, vol. 14 (8), article e0221297. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0221297
182. Goldenberg, A., Gross, J. J. (2020) Digital Emotion Contagion. Trends in Cognitive Sciences, vol. 24 (4), pp. 316-328. https://doi.org/10.1016/j.tics.2020.01.009
183. Hamilton, K. A., Benjamin, A. S. (2019) The Human-Machine Extended Organism: New Roles and Responsibilities of Human Cognition in a Digital Ecology. Journal of Applied Research in Memory and Cognition, vol. 8 (1), pp. 40-45. https://doi. org/10.1016/j.jarmac.2019.01.001
184. Hamilton, K. A., Yao, M. Z. (2018) Cognitive Offl oading and the Extended Digital Self. In: M. Kurosu (ed.) Human-Computer Interaction. Theories, Methods, and Human Issues. HCI 2018. Lecture Notes in Computer Science, vol. 10901. Cham: Springer, pp. 257-268. https://doi.org/10.1007/978-3-319-91238-7_22
185. Hargittai, E. (2010) Digital Na(t)ives? Variation in Internet Skills and Uses among Members of the “Net Generation”. Sociological Inquiry, vol. 80 (1), pp. 92-113. https://doi.org/10.1111/j.1475-682X.2009.00317.x
186. Hart, L. M., Mitchison, D., Fardouly, J., Krug, I. (2022) Zoomers: videoconferencing, appearance concerns, and potential eff ects on adolescents. Current Opinion in Pediatrics, vol. 34, № 4, pp. 320-325. https://doi.org/10.1097/MOP. 0000000000001141
187. Henkel, L. A. (2014) Point-and-Shoot Memories: The Infl uence of Taking Photos on Memory for a Museum Tour. Psychological Science, vol. 25 (2), рр. 396-402. https://doi.org/10.1177/0956797613504438
188. Hofer, B. K. (2004) Epistemological understanding as a metacognitive Process: Thinking aloud during online searching. Educational Psychologist, vol. 39 (1), pp. 43-55. https://doi.org/10.1207/s15326985ep3901_5
189. Hoff mann, J., Ivcevic, Z., Brackett, M. (2016) Creativity in the Age of Technology: Measuring the Digital Creativity of Millennials. Creativity Research Journal, vol. 28 (2), pp. 149-153. https://doi.org/10.1080/10400419.2016.1162515
190. Hood, B. (2013) The Self Illusion: How the Social Brain Creates Identity. NY: Oxford University Press, 368 p.
191. Howe, N., Strauss, W. (1991) Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company, 538 р.
192. Huang, H. C., Huang, L. S., Chou, Y. J., & Teng, C. I. (2017) Infl uence of temperament and character on online gamer loyalty: Perspectives from personality and fl ow theories. Computers in Human Behavior, vol. 70, pp. 398-406.
193. Hunt, M. G., Marx, R., Lipson, C., Young, J. (2018) No More FOMO: Limiting Social Media Decreases Loneliness and Depression. Journal of Social and Clinical Psychology, vol. 37 (10), pp. 751-768. https://doi.org/0.1521/JSCP.2018.37.10.751
194. Islam, S., Malik, M. I., Hussain, S., Thursamy, R., Shujahat, M., Sajjad, M. (2018) Motives of excessive Internet use and its impact on the academic performance of business students in Pakistan. Journal of Substance Use, vol. 23 (1), pp. 103- 111. https://doi.org/10.1080/14659891.-2017.1358305
195. Ito, M., Kawahara, J.-I. (2017) Eff ect of the Presence of a Mobile Phone during a Spatial Visual Search. Japanese Psychological Research, vol. 59 (2), pp. 188- 198. https://doi.org/10.1111/jpr.12143
196. Kardefelt-Winther, D. (2014) A conceptual and methodological critique of internet addiction research: Towards a model of compensatory internet use. Computers in Human Behavior, vol. 31, pp. 351-354.
197. Kereki, F., Paulós, I., Manataki, A. (2018) The “Code Yourself!” and “¡A Programar!” programming MOOC for teenagers: Refl ecting on one and a half years of experience. CLEI Electronic Journal, vol. 21, no. 2, p. 9. https://doi.org/10.19153/ cleiej.21.2.9
198. Kluemper, D. H., Rosen, P. A., Mossholder, K. W. (2012). Social Networking Websites, Personality Ratings, and the Organizational Context: More Than Meets the Eye? Journal of Applied Social Psychology, vol. 42 (5), pp. 1143-1172.
199. Kühn, S., Gallinat, J. (2015). Brains online: structural and functional correlates of habitual Internet use. Addiction biology, vol. 20 (2), pp. 415-422.https://doi.org/10.1111/ adb.12128
200. Lara, R. S., Bokoch, R. (2021) Cognitive functioning and social media: Has technology changed us? Acta Psychologica, vol. 221 (5), article 103429. https://doi.org/ 10.1016/j.actpsy.2021.103429
201. Lash, S. (2002) Critique of information. London: Sage Publications, 234 p.
202. Lee, M. R., Chen, T. T. (2015) Digital creativity: Research themes and framework. Computers in human behavior, vol. 42, pp. 12-19. https://doi.org/10.1016/j.chb.2014.04.001
203. Leung, L. (2020) Exploring the relationship between smartphone activities, fl ow experience, and boredom in free time. Computers in Human Behavior. vol. 103, pp. 130-139.
204. Limone, P., Toto, G. A. (2021) Psychological and emotional eff ects of digital technology on children in COVID-19 Pandemic. Brain Sciences. vol. 11 (9), p. 1126. https://doi.org/10.3390/brainsci11091126
205. Limone, P., Toto, G. A. (2022) Psychological and Emotional Eff ects of Digital Technology on Digitods (14-18 Years): A Systematic Review. Frontiers in Psychology, vol. 13, p. 938965.https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.938965
206. Linares, C., Sellier, A.-L. (2021) How bad isthe mere presence of a phone? A replication of Przybylski and Weinstein (2013) and an extension to creativity. PLoS ONE, vol. 16 (6), article e0251451. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0251451
207. Liu, W., Dempo, A., Shinohara, K. (2022) The Impact of Enhancing Phone Activeness on the Negative Eff ect Induced by the Presence of a Cell Phone. Frontiers in Psychology, vol. 13, article 920878. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.920878
208. Loh, K. K., Kanai, R. (2014) Higher media multi-tasking activity is associated with smaller gray-matter density in the anterior cingulate cortex. PloS One, vol. 9 (9), article e106698. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0106698
209. LoSchiavo, F. M., Shatz, M. A. (2011) The impact of an honor code on cheating in online courses. Journal of Online Learning & Teaching, vol. 7 (2). [Online]. Available at: https://jolt.merlot.org/vol7no2/loschiavo_0611.htm (accessed 01.03.2023).
210. Mangen, A. (2018) Modes of writing in a digital age: The good, the bad and the unknown. First Monday, vol. 23 (10), pp. 1-9.
211. Mangen, A., Olivier, G., Velay, J. L. (2019) Comparing comprehension of a long text read in print book and on kindle: where in the text and when in the story? Frontiers in Psychology, vol. 10, article 38. https://doi.org/10.3389/fpsyg. 2019.00038
212. Marín-López, I., Zych, I., Monks, C. P., Ortega-Ruiz, R. (2019) Empathy, Morality and Social and Emotional Competencies in Interpersonal Interactions Online. In: Coetzee, M. (eds.). Thriving in Digital Workspaces. Cham: Springer, pp. 217- 233. https://doi.org/10.1007/978-3-030-24463-7_11
213. Matthews, N., Mattingley, J. B., Dux, P. E. (2022). Media-multitasking and cognitive control across the lifespan. Scientifi c reports, vol.12 (1), p. 4349. https://doi. org/10.1038/s41598-022-07777-1
214. Mayshak, R., Sharman, S. J., Zinkiewicz, L. (2016) The impact of negative online social network content on expressed sentiment, executive function, and working memory. Computers in Human Behavior, vol. 65, pp. 402-408.
215. McMullen, J. L. (2012) Metaphors and morality: Are digital media epistemologically compatible with moral socialization? Explorations in Media Ecology, vol. 11 (3-4), pp. 325-343. https://doi.org/10.1386/eme.11.3-4.325_1
216. Meier, A., Reinecke, L., Meltzer, C. E. (2016) “Facebocrastination”? Predictors of using Facebook for procrastination and its eff ects on students’ well-being. Computers in Human Behavior, vol. 64, pp. 65-76. https://doi.org/10.1016/j.chb. 2016.06.011
217. Milgram, P., Kishino, F. (1994) A taxonomy of mixed reality visual displays. IEICE Transactions on Information and Systems, vol. 77 (12), pp. 1321-1329.
218. Minihan, M. (2012) Transmedia Storytelling for the Digital Generation: A Guide for Self Publication with the Adobe. Undergraduate Honors Theses. Johnson City, TN: East Tennessee State University, 53 р.
219. Moisala, M., Salmela, V. , Hietajärvi, L., Salo, E., Carlson, S., Salonen, O., Lonka, K., Hakkarainen, K., Salmela-Aro, K., Alho, K. (2016) Media multitasking is associated with distractibility and increased prefrontal activity in adolescents and young adults. NeuroImage, vol. 134, pp. 113-121.
220. Moledina, S., Khoja, A. (2018) Letter to the Editor: Digital Dementia-Is Smart Technology Making Us Dumb? Ochsner Journal, vol. 18 (1), p. 12.
221. Montag, C., Elhai, D. E. (2020) Discussing digital technology overuse in children and adolescents during the COVID-19 pandemic and beyond: on the importance of considering Aff ective Neuroscience Theory. Addictive Behaviors Reports, vol. 12, pp. 1-5. https://doi.org/10.1016/j.abrep.2020.100313
222. Moser, A., Zimmermann, L., Dickerson, K. et al. (2015) They can interact, but can they learn? Toddlers’ transfer learning from touchscreens and television. Journal of Experimental Child Psychology, vol. 137, pp. 137-155. https://doi.org/10.1016/j. jecp.2015.04.002
223. Mueller, P. A., Oppenheimer, D. M. (2014) The pen is mightier than the keyboard: advantages of longhand over laptop note taking. Psychological science, vol. 25 (6), pp. 1159-1168. https://doi.org/10.1177/0956797614524581
224. Myhre, J. W., Mehl, M. R., Glisky, E. L. (2017) Cognitive benefi ts of online social networking for healthy older adults. The Journals of Gerontology: Series B: Psychological Sciences and Social Sciences, vol. 72 (5), pp. 752-760.
225. Nesi, J., Choukas-Bradley, S., Prinstein, M. J. (2018) Transformation of adolescent peer relations in the social media context: Part 1-a theoretical framework and application to dyadic peer relationships. Clinical Child and Family Psychology Review, vol. 21 (3), pp. 267-294. https://doi.org/10.1007/s10567-018-0261-x
226. Nielsen, J. (2000). Eyetracking Study of Web Readers. [Online]. Available at: http:// www.useit.com/alertbox/2000514.html (accessed 12.06.2021).
227. Norman, E., Tjomsland, H. E., Huegel, D. (2016) The Distance between Us: Using Construal Level Theory to Understand Interpersonal Distance in a Digital Age. Frontiers in Digital Humanities, vol. 3, p. 5. https://doi.org/10.3389/fdigh. 2016.00005
228. Ophir, E., Nass, C., Wagner, A. D. (2009) Cognitive control in media multitaskers. Proceedings of the National Academy of Sciences, vol. 106, pр. 15583-15587. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2016.04.011
229. Ostendorf, S., Müller, S. M., Brand, M. (2020) Neglecting Long-Term Risks: Self-Disclosure on Social Media and Its Relation to Individual Decision-Making Tendencies and Problematic Social-Networks-Use. Frontiers in Psychology, vol. 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.543388
230. Ouytsel, J. (2014) How Schools Can Help Their Students to Strengthen Their Online Reputations. The Clearing House, no. 7, pp. 180-184.
231. Panferov, V. N., Miklyaeva A. V., Bezgodova, S. A., Ivanov, A. S. (2019) Strategies for Online Information Search by University Students: the Relationship between Educational Use of the Internet and Cognitive Styles. SHS Web of Conferences, vol. 70 (24), article 01013. https://doi.org/10.1051/shsconf/20197001013
232. Panova, T., Lleras, A. (2016) Avoidance or boredom: Negative mental health outcomes associated with use of Information and Communication Technologies depend on users’ motivations. Computers in Human Behavior, vol. 58, pp. 249-258. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.12.062
233. Park, Ch. S., Kaye, B. K. (2019) Smartphone and self-extension: functionally, anthropomorphically, and ontologically extending self via the smartphone. Mobile Media & Communication, vol. 7, pp. 215-231. https://doi.org/10.1177/ 2050157918808327
234. Partala, T. (2011) Psychological needs and virtual worlds: Case Second Life. International Journal of Human-Computer Studies, vol. 69 (12), pp. 787-800. https:// doi.org/10.1016/j.ijhcs.2011.07.004
235. Peng, M., Chen, X., Zhao, Q., Zhou, Z. (2018) Attentional scope is reduced by Internet use: A behavior and ERP study. PloS One, vol. 13 no. 6, article e0198543. https:// doi.org/10.1371/journal.pone.0198543
236. Peters, D., Calvo, P. A., Ryan, R. M. (2018) Designing for Motivation, Engagement and Wellbeing in Digital Experience. Frontiers in Psychology, vol. 9, article 797. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00797
237. Postmes, T., Spears, R. (2013) Psychology and the Internet: Building an Integrative Social Cognitive Research Agenda. Psychological Inquiry: An International Journal for the Advancement of Psychological Theory, vol. 24, pp. 326-332.
238. Prensky, M. (2001) Digital Natives, Digital Immigrants. On the Horizon, vol. 9, no. 5, n. pag.
239. Prensky, M. (2009) H. Sapiens Digital: From Digital Immigrants and Digital Natives to Digital Wisdom. Journal of Online Education, vol. 5 (3). [Online]. Available at: https://www.learntechlib.org/p/104264/ (accessed 01.12.2022).
240. Przybylski, A. K., Weinstein, N. (2012) Can you connect with me now? How the presence of mobile communication technology infl uences face-to-face conversation quality. Journal of Social and Personal Relationships, vol. 30 (3), pp. 237-246.
241. Purcell, K., Rainie, L., Heaps, A., Buchanan, J., Friedrich, L. D., Jacklin, A., Chen, C., Zi ckuhr, K. (2012) How teens do research in the digital world. ERIC ED537513, 115 p.
242. Quinones, C., Kakabadse, N. K. (2015) Self-concept clarity, social support, and compulsive Internet use: A study of the US and the UAE. Computers in Human Behavior, vol. 44, pp. 347-356. https://doi.org/10.1016/j.chb.2014.11.019
243. Reinhold, F., Schons, C., Scheuerer, S., Gritzmann, P., Richter-Gebert, J., Reiss, K. M. (2021) Students’ coping with the self-regulatory demand of crisis-driven digita-lization in university mathematics instruction: do motivational and emotional orientations make a diff erence? Computers in Human Behaviour, vol. 120, article 106732.
244. Richlan, F., Schubert, J., Mayer, R., Hutzler, F., Kronbichler, M. (2017) Action video gaming and the brain: fMRI eff ects without behavioral eff ects in visual and verbal cognitive tasks. Brain and Behavior, vol. 8 (1), articlе e00877. https:// doi.org/10.1002/brb3.877
245. Rideout, V. J. (2015) The Common Sense census: media use by tweens and teens. San Francisco: Common Sense Media Inc., 102 p.
246. Sahni, S. P., Gupta, I. (2019) Ethics, Morality and Norms: Do They Inhibit Digital Piracy? In: Piracy in the Digital Era. Springer, Singapore, pp. 35-54. https://doi. org/10.1007/978-981-13-7173-8_3
247. Schwartz, T. (2015) Addicted to Distraction. New York Times, 29 November, p. 1. [Online]. Available at: https://www.nytimes.com/2015/11/29/opinion/sunday/ addicted-to-distraction.html (accessed 20.05.2022).
248. Serrano-Puche, J. (2018) Aff ect and the Expression of Emotions on the Internet: An Overview of Current Research. In: J. Hunsinger, L. Klastrup, M. M. Allen (eds.). Second International Handbook of Internet Research. Dordrecht: Springer, pp. 1-19. https://doi.org/10.1007/978-94-024-1202-4_45-1
249. Shaw, H., Ellis, D. A., Ziegler, F. V. (2018) The Technology Integration Model (TIM). Predicting the continued use of technology. Computers in Human Behavior, vol. 83, pp. 204-214.
250. Short, J. A., Williams, E., Christie, B. (1976) The social psychology of telecommunications. London: Wiley, 195 р.
251. Siler, J., Hamilton, K. A., Benjamin, A. S. (2022) Did you look that up? How retrieving from smartphones aff ects memory for source. Applied Cognitive Psychology, vol. 36 (4), pp. 1-10. https://doi.org/10.1002/acp.3957
252. Skarbez, R., Smith, M., Whitton, M. C. (2021) Revisiting Milgram and Kishino’s Reality-Virtuality Continuum. Frontiers in Virtual Reality, vol. 2, article 647997. https://doi.org/10.3389/frvir.2021.647997
253. Small, G., Vorgan, G. (2008) Meet your iBrain. Scientifi c American Mind, vol. 19 (5), pp. 42-49.
254. Sparrow, B., Chatman, L. (2013) Social Cognition in the Internet Age: Same As It Ever Was? Psychological Inquiry: An International Journal for the Advancement of Psychological Theory, vol. 24, pp. 273-292.
255. Sparrow, B., Liu, J., Wegner, D. M. (2011) Google eff ects on memory: cognitive consequences of having information at our fi ngertips. Science, vol. 333, pp. 776- 778. https://doi.org/science.1207745
256. Sproull, L., Kiesler, S. (1986) Reducing social context cues: Electronic mail in or ga-nizational communication. Management Science, vol. 32, pp. 1492-1513. https:// doi.org/10.1287/mnsc.32.11.1492
257. Steele, R. G., Hall, J. A. Christoff erson, J. L. (2020) Conceptualizing Digital Stress in Adolescents and Young Adults: Toward the Development of an Empirically Based Model. Clinical Child and Family Psychology Review, vol. 23, pp. 15-26. https://doi.org/10.1007/s10567-019-00300-5
258. Stieger, S., Wunderl, S. (2022) Associations between social media use and cognitive abilities: Results from a large-scale study of adolescents. Computers in Human Behavior, vol. 135 (1), article 107358. https://doi.org/10.1016/j.chb.2022.107358
259. Storm, B. C., Stone, S. M. (2015) Saving-Enhanced Memory: The Benefi ts of Saving on the Learning and Remembering of New Information. Psychological Science, vol. 26 (2), pp. 182-188. https://doi.org/10.1177/0956797614559285
260. Stothart, C., Mitchum, A., Yehnert, C. (2015) The attentional cost of receiving a cell phone notifi cation. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, vol. 41 (4), pp. 893-897. https://doi.org/10.1037/xhp0000100
261. Subramanian, К. R. (2017) Influence of Social Media in Interpersonal Communication. International Journal of Scientifi c Progress and Research, vol. 38 (109). [Online]. Available at: https://www.researchgate.net/publication/319422885_Influence_of_Social_Media_in_Interpersonal_Communication (accessed 14.12.2022).
262. Suler, J. (2004) The online disinhibition eff ect. Cyberpsychology & Behavior, vol. 7 (3), pp. 321-326.
263. Sutcliff e, A., Dunbar, R., Binder, J., Arrow, H. (2011) Relationships and the social brain: Integrating psychological and evolutionary perspectives. British Journal of Psychology, vol. 103 (2), pp. 149-168. https://doi.org/10.1111/j.2044-8295. 2011.02061.x
264. Tarrant, J., Viczko, J., Cope, H. (2018) Virtual Reality for Anxiety Reduction Demonstrated by Quantitative EEG: A Pilot Study. Frontiers in Psychology, vol. 9, p. 1280. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.01280
265. Teasdale, T. W., Owen, D. R. (2005) A long-term rise and recent decline in intelligence test performance: The Flynn Eff ect in reverse. Personality and Individual Dif -ferences journal, vol. 39, no. 4, pp. 837-843. https://doi.org/10.1016/j.paid. 2005.01.029
266. Thornton, B., Faires, A., Robbins, M., Rollins, E. (2014) The mere presence of a cell phone may be distracting implications for attention and task performance. Social Psychology, vol. 45, pp. 479-488. https://doi.org/10.1027/1864-9335/a000216
267. Tiggemann, M., Anderberg, I., Brown, Z. (2020) Uploading your best self: Selfi e editing and body dissatisfaction. Body Image, vol. 33, рр. 175-182. https://doi. org/0.1016/j.bodyim.2020.03.002
268. Tompson, К. (2013) Smarter Than You Think: How Technology Is Changing Our Mindsfor the Better. London: Penguin Press, 352 p.
269. Turkle, S. (1995) Life on the screen: identity in the age of the Internet. New York: Simon & Schuster, 347 р.
270. Twenge, J. M. (2017) IGen : why today’s super-connected kids are growing up less rebellious, more tolerant, less happy and completely unprepared for adulthood (and what this means for the rest of us). New York: Atria Books, 527 p.
271. Twenge, J. M., Joiner, T. E., Rogers, M. L., Martin, G. N. (2018) Increases in Depressive Symptoms, Suicide-Related Outcomes, and Suicide Rates Among U.S. Adolescents After 2010 and Links to Increased New Media Screen Time. Clinical Psychological Science, vol. 6 (1), pp. 3-17. https://doi.org/10.1177/ 2167702617723376
272. Uncapher, M. R., Thieu, M. K., Wagner, A. D. (2016) Media multitasking and memory: Diff erences in working memory and longterm memory. Psycho-nomic Bulletin & Review, vol. 23, no. 2, pp. 483-490. https://doi.org/10.3758/ s13423-015-0907-3
273. Van Ingen, E., Wright, K. B. (2016) Predictors of mobilizing online coping versus offl ine coping resources after negative life events. Computers in Human Behavior, vol. 59, pр. 431-439.
274. Vedechkina, M., Borgonovi, F. (2021) A Review of Evidence on the Role of Digital Technology in Shaping Attention and Cognitive Control in Children. Frontiers in Psychology, vol. 12, p. 611155. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.611155
275. Vial, S. (2019) Being and the Screen: How the Digital Changes Perception. Cambridge, MA: The MIT Press, 280 р.
276. Walther, J. B. (1992) Interpersonal eff ects in computer-mediated interaction: A relational perspective. Communication Research, vol. 19 (1), pp. 52-90.
277. Ward, A. F. (2021) People mistake the internet’s knowledge for their own. Proceedings of the National Academy of Sciences, vol. 118 (43). https://doi.org/10.1073/pnas. 2105061118
278. Ward, A. F., Duke, K., Gneezy, A., Bos, M. W. (2017) Brain Drain: The Mere Presence of One’s Own Smartphone Reduces Available Cognitive Capacity. Journal of the Association for Consumer Research, vol. 2 (2), pp. 140-154. https://doi.org/10.1086/ 691462
279. West, R., Swing, E. L., Anderson, C. A., Prot, S. (2020) The contrasting eff ects of an action video game on visuo-spatial processing and proactive cognitive control. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 17 (14), article 5160. https://doi.org/10.3390/ijerph17145160 1
280. White, D. S., Le Cornu, A. (2011) Visitors and Residents: A new typology for online engagement. First Monday, vol. 16 (9). [Online]. Available at: https://fi rstmonday. org/ojs/index.php/fm/article/download/3171/3049 (accessed 01.12.2022).
281. Whittaker, S., Bergman, O., Clough, P. (2010) Easy on that trigger dad: A study of long term family photo retrieval. Personal and Ubiquitous Computing, vol. 14, pp. 31-43.
282. Wilcockson, T. D. W., Ellis, D. A., Shaw, H. (2018) Determining Typical Smartphone Usage: What Data Do We Need? Cyberpsychology, behavior and social networking, vol. 21 (6), pp. 395-398. https://doi.org/10.1089/cyber.2017.0652
283. Willard, N. (1998) Moral development in the information age. In: Proceedings of the Families, Technology, and Education Conference, pp. 215-222.
284. Willard, N. (2004) I can’t see you-you can’t see me-How the use of information and communication technologies can impact responsible behavior. [Online]. Available at: http://www.cyberbully.org/docs/disinhibition. pdf (accessed 21.03.2021).
285. Wilmer, H. H., Sherman, L. E., Chein, J. M. (2017) Smartphones and Cognition: A Review of Research Exploring the Links between Mobile Technology Habits and Cognitive Functioning. Frontiers in Psychology, vol. 8, article 605. https:// doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00605
286. Wu, Y. H., Lewis, M., Rigaud, A. S. (2019) Cognitive function and digital device use in older adults attending a memory clinic. Geriatrics & Gerontology International, № 5, article 2333721419844886. https://doi.org/10.1177/ 2333721419844886
287. Xu, Sh., Yang, H. H., MacLeod, J., Zhu, Sh. (2019) Interpersonal communication competence and digital citizenship among preservice teachers in China’s tea cher preparation programs. Journal of Moral Education, vol. 48 (2), pp. 179-198, https://doi.org/10.1080/03057240.2018.1458605
288. Yellowlees, P. M., Marks, S. (2007) Problematic Internet use or Internet addiction? Computers in Human Behavior, vol. 23 (3), pp. 1447-1453.
289. Yeykelis, L., Cummings, J. J., Reeves, B. (2014) Multitasking on a Single Device: Arousal and the Frequency, Anticipation, and Prediction of Switching Between Media Content on a Computer. Journal of communication, vol. 64, pp. 167-192. https://doi.org/10.1111/JCOM.12070
290. Zauberman, G., Silverman, J., Diehl, K., Barasch, A. (2015) Photographic memory: the eff ects of photo-taking on memory for auditory and visual information. Advances in Consumer Research, vol. 43, pp. 218-223.
291. Zheng, X., Zhu, X., Zhou, X., Xie, F., Huang, L. (2022) Internet Altruistic Motivation Promotes Internet Altruistic Behavior: A Moderated Mediation Model. Current Psychology, vol. 11, pp. 1-9. https://doi.org/10.1007/s12144-022-03918-x