Книга

Возрастная психология. Проблемы психического развития: предупреждение и практики разрешения
В учебном пособии рассматривается одно из ключевых явлений возрастного развития - психологические проблемы развития. Раскрывается их сущность и специфика на различных этапах возрастного развития человека (от рождения до пожилого возраста). Анализируются факторы, влияющие на возникновение проблем психического развития в разном возрасте, противоречия, их порождающие, проявление переживаемых психологических проблем, возможности их предупреждения и психологические практики разрешения. Излагаемый теоретический материал иллюстрируется зарисовками из жизни и результатами опубликованных исследований. Пособие знакомит с имеющимися в психологии практиками, которые используются для решения разных видов проблем с учетом возраста человека. Задача пособия - обучение будущих специалистов видеть психологическую сущность проблемы, уметь предупредить ее появление, оценить ее последствия, а столкнувшись с ней - проанализировать и найти пути для разрешения. Учебное пособие адресовано студентам по направлениям психологической, педагогической, социальной подготовки, преподавателям, специалистам в области образования: учителям, школьным психологам, методистам, специалистам дополнительного образования, а также родителям, работникам социальных служб, взаимодействующих с людьми разного возраста.
1. Подробнее см.: Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
2. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2023. - С. 25.
3. Худоян С. С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды // Журнал Практической Психологии и Психоанализа. - 2017. - № 2. - URL: https:// psyjournal.ru/articles/psihologicheskaya-problema-sushchnost-harakteristiki-vidy?ysclid=m54z6j5bwj499542385 (дата обращения: 15.01.2024).
4. Берман Л. В 52 года я поступила в университет // Известия. - 2002, 8 февр.
5. Эриксон Э. Детство и общество. - Санкт-Петербург: Психол. центр «Ленато»; Балашиха: Фонд «Унив. кн.» 1996. - С. 369.
6. Подробнее см.: Дмитриев К. Ф., Ериш М. И., Эткинд А. М. Кризисы в развитии индивидуальности и стратегия психологической помощи // Психологические проблемы индивидуальности. - Вып. III. - Ленинград; Москва: Ленингр. гос. ун-т, 1985. - С. 287-292.
7. Выготский Л. С. Полное собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. - Москва: Педагогика, 1984. - С. 385.
8. Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - Москва: Моск. гос. ун-т, 1984. - С. 47.
9. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - Москва: Педагогическое общество России, 2001. - С. 89.
10. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012. - С. 21.
11. Худоян С. С. Онтогенетические перестройки самосознания и кризисы развития личности. - Ереван: Зангак-97, 2010. - С. 67.
12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - Москва: Прогресс, 1996. - С. 174.
13. Там же. С. 107.
14. См., напр., Грановская Р. М. Психологическая защита. - Санкт-Петербург: Речь, 2007.
15. Коржова Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Союз, 2002. - С. 24.
16. Ахмеров Р. А. Событие как элемент субъективной картины жизненного пути // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2013. - № 10 (30). - С. 34
17. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций: учеб. пособие. - Москва: [б. и.], 1998.
18. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012. - С. 24.
19. Давыдов В. В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования // Вопросы психологии. - 1976. - № 4. - С. 3-15.
20. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - Москва: Педагогика, 1989.
21. Калашникова М. Б. О двухфазовом характере возрастной сензитивности в контексте всевозрастного подхода к изучению развития человека // Мир психологии. - 2008. - № 1 (53). - С. 245-250.
22. По материалам сайта: URL: https://trends.rbc.ru (дата обращения: 17.08.2023).
23. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Веретина О. Р., Орлова А. В., Пежемская Ю. С. Психологические проблемы студентов в Интернет-среде в период вынужденной самоизоляции // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offl ine Letters): электронный научный журнал. - 2020. - № 7 (июль). - С. 2864.
24. Асмолов Г. А., Асмолов А. Г. Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива = The Inetrnet as a Generative Space: Historical-Evolutional Perspective // Вопросы психологии: научный журнал. - 2019. - № 4. - С. 3-28.
25. Cолдатова Г. У., Войскунский А. Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2021. - Т. 18, № 3. - С. 431- 450.
26. Семак В. И. Исследования влияния интернета на сознание личности в странах постсоветского пространства // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. - 2021. - № 1. - С. 76-86.
27. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. - Москва: Смысл, 2017.
28. Солдатова Г. У., Илюхина С. Н. Аутодеструктивный онлайн-контент: особенности оценки и реагирования подростков и молодежи // Консультативная психология и психотерапия. - 2021. - Т. 29, № 1. - С. 66-91.
29. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Веретина О. Р., Орлова А. В., Пежемская Ю. С. Психологические проблемы подростков России периода цифровизации (2010- 2020-е годы) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2022. - № 203. - С. 7-21.
30. Aspinwall L. G., Taylor S. E. A stitch in time: self-regulation and proactive coping // Psychol Bull. - 1997, May. - No. 121(3). - P. 417-436. - DOI: 10.1037/0033-2909.121.3.417. PMID: 9136643.
31. Compas B. E., Forsythe C. J., Wagner B. M. Consistency and variability in causal attributions and coping with stress // Cogn Ther Res. - 1988. - No. 12. - P. 305-320. - DOI: org/10.1007/BF01176192
32. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. - New York: Springer Publishing Company, 1984.
33. Ebata A. T., Moos R. H. Coping and adjustment in distressed and healthy adolescents // Journal of Applied Developmental Psychology. - 1991. - No. 12. - P. 33-54. - DOI: 10.1016/0193-3973(91)90029-4
34. Seiff ge-Krenke I. Stress, Coping, and Relationships in Adolescence. - Mahwah; New Jersey: Lawrence Erlbaum, 1995.
35. Ayers T. S., Sandler I. N., West S. G., Roosa M. W. A dispositional and situational assessment of children’s coping: testing alternative models of coping // J. Person. - 1996. - No. 64. - P. 923-958.
36. Carver C. S., Scheier M. F. On the structure of behavioral self-regulation // M. Boe-kaerts, P. R. Pintrich, M. Zeidner (eds). Handbook of self-regulation. - San Diego: Academic Press, 2000. - P. 42-80.
37. Подробнее см.: Либина А. В. Психология совладания: учебное пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2023. - 318 с.
38. Подробнее см. литературу к теме, а также: Грановская Р. М., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. - Санкт-Петербург: Речь, 1999
39. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - Москва: Педагогика-пресс, 1993.
40. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: автореф. дис. … д-ра психол. наук. - Москва, 2005. - С. 10.
41. Там же.
42. Либина А. В. Совладающий интеллект: практическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2019. - С. 175.
43. Лапкина Е. В. Психологическая защита и совладание человека в разные периоды взрослости // Ярославский педагогический вестник. Т. II (Психолого-педагогические науки). - 2010. - № 3. - С. 213-218.
44. Лунина Е. Б. Особенности совладающего поведения у лиц в позднем возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Ростов-на-Дону, 2009. - С. 19-20.
45. Солдатова Г. У., Илюхина С. Н. Аутодеструктивный онлайн-контент: особенности оценки и реагирования подростков и молодежи // Консультативная психология и психотерапия. - 2021. - Т. 29, № 1. - С. 66-91. - DOI: 10.17759/ cpp.2021290105
46. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Веретина О. Р., Орлова А. В., Пежемская Ю. С. Особенности онлайн-совладания с психологическими проблемами у подростков и молодежи // Психология человека в образовании. - 2022. - Т. 4, № 4. - С. 475-488. - DOI: 10.33910/2686-9527-2022-4-4-475-488 EDN KWPNJE
47. Там же.
48. Грачев А. А. Психологическое проектирование производственной организации: автореф. дис. … д-ра психол. наук. - Санкт-Петербург, 2008. - 33 с.
49. Подробнее см.: Баева И. А. Психология безопасности: история, становление, перспективы // Национальный психологический журнал. - 2007. - № 1 (2). - С. 65-69
50. Донцов А. И., Зинченко Ю. П., Зотова О. Ю., Перелыгина Е. Б. Психология безопасности: учебное пособие для вузов. - Москва: Юрайт, 2023. - С. 27-43.
51. Донцов А. И., Зинченко Ю. П., Зотова О. Ю., Перелыгина Е. Б. Психология безопасности: учебное пособие для вузов. - Москва: Юрайт, 2023. - С. 18.
52. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И. А. Баевой. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - С. 6.
53. Там же. С. 6-7.
54. Лактионова Е. Б. Структурно-функциональная модель образовательной среды как объекта психологической экспертизы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2012. - № 148. - С. 67-76.
55. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/24869/1/avtograf_d_2010.pdf/ (дата обращения: 17.08.2023).
56. Подробнее см.: Брутман В. И., Панкратова М. Г., Ениколопов С. Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. - 1994. - № 5. - С. 31-36.
57. Голод С. Петербургская семья сегодня // Петербург начала 90-х: безумный, холодный жестокий. - Санкт-Петербург: Благотворит. фонд «Ночлежка», 1994. - С. 60.
58. Васильева Е. Н., Щербаков А. В. Психологическая готовность к родительству. - Нижний Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. - С. 62-63.
59. Там же. - С. 63-64.
60. Серебрякова Т. А., Архипова Е. А. Готовность к родительству как психологическая проблема // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 5. - URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19214 (дата обращения: 25.05.2023).
61. Подробнее см.: Васильева Е. Н., Щербаков А. В. Изменение уровня психологической готовности молодежи к родительству средствами тренинговой программы «Эффективное родительство» // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-3. - С. 584-589. - URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33169 (дата обращения: 25.05.2023).
62. Подробнее см.: Сапольски Р. Психология стресса. - 3-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2015. - С. 112-119.
63. Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Авиценум, 1984. - С. 214 (см. также результаты исследования на с. 143-144).
64. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - С. 159-168.
65. Крайг Г. Психология развития. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - С. 69.
66. Юров И. Ю., Воинова В. Ю., Ворсанова С. Г., Юров Ю. Б. Молекулярные и клинические основы наследственных болезней: учебное пособие. - Москва: Издательский дом Академии естествознания, 2018. - 100 с.
67. Подробнее см.: Ланцбург М. Е., Крысанова Т. В., Соловьева Е. В. Психологические и психосоматические нарушения в период беременности и родов [Электронный ресурс]: Обзор современных зарубежных исследований // Современная зарубежная психология. - 2016. - Т. 5, № 2. - С. 78-87. - DOI: 10.17759/ jmfp.2016050210
68. Крайг Г. Психология развития. - Санкт-Перербург: Питер, 2000. - С. 186.
69. Подробнее см.: Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входяще му. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / пер. с англ. - Москва: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. - С. 114-115.
70. Мамайчук И. И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998.
71. Кон И. С. Ребенок и общество: (историко-этнографическая перспектива). - Москва: Наука, 1988. - С. 224.
72. Там же. - С. 137.
73. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему… - С. 122.
74. Брутман В. И., Панкратова М. Г., Ениколопов С. Н. Некоторые результаты обследованиия женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. - 1994. - № 5. - С. 31.
75. Рахыпбеков Т. К., Елисинова Н. М., Семенова Ю. М., Елисинова А. М., Кодашева А. Ж. Социально-демографическая характеристика женщин, отказавшихся от своего ребенка, и причины отказа (обзор литературы) // Наука и здравоохранение. - 2014. - № 1. - С. 4-7.
76. Скобло Г. В., Трушкина С. В. Диагностические подходы на основе международной диагностической классификации нарушений психического здоровья в младенчестве и раннем детстве // Children’s Medicine of the North-West. - 2021. - Т. 9, № 1. - С. 324-325.
77. Авдеева Н. Н. Биологические детерминанты материнского поведения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. - 2022. - Т. 11, № 1. - C. 7-16. - DOI: 10.17759/jmfp.2022110101
78. Троицкая Л. А., Ерохина В. А., Бадалян О. Л., Плотникова Д. Ф. Особенности нервно-психического развития недоношенных детей младенческого возраста // Детская и подростковая реабилитация. - 2022. - № 2 (47). - С. 6-10.
79. Лангмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Авиценум, 1984. - С. 60-151.
80. Санникова М. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 6. - С. 144-150. - DOI: 10.26170/po19-06-20.
81. Кайл Р. Детская психология. Тайны психики ребенка. - 3-е междунар. изд. - Санкт-Петербург: Прайм-еврознак; Нева; Москва: Олма-пресс, 2002. - 413 с.
82. Авдеева Н. Н. Биологические детерминанты материнского поведения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. - 2022. - Т. 11, № 1. - C. 7-16.
83. Там же.
84. Там же.
85. Куфтяк Е. В. Здоровье и благополучие в детском возрасте: вклад привязанности // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. - 2021. - № 4 (106). - С. 101-109. - DOI: 10.22204/2587-8956-2021-106-04-101-109
86. Титеева Т. А. Проблема страхов у детей с расстройствами аутистического спектра и возможности их преодоления // Сахалинское образование XXI век. - 2018. - № 2. - С. 44-49.
87. Трушкина С. В. Стресс и его последствия у детей первых лет жизни // Современное дошкольное образование. - 2018. - № 3 (85). - С. 24.
88. Найдина И. В. Почему так важен процесс для специалиста DIRFIoortime // Аутизм и нарушения развития. - 2019. - Т. 17, № 2 (63). - С. 97.
89. Найдина И. В. Почему так важен процесс для специалиста DIRFIoortime // Аутизм и нарушения развития. - 2019. - Т. 17, № 2 (63). - С. 97-105. - DOI: 10.17759/autdd.2019170208
90. Исаева О. М., Дунаева Н. И. Возможности программы ICDP в формировании эмоционального благополучия детей // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2019. - № 2. - С. 299-305. - DOI: 10.33910/ herzenpsyconf-2019-2-36
91. Хундейде К. 8 принципов хорошего диалога. - СПб.: Институт раннего вмешательства, 1999.
92. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Речь, 2005.
93. Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 85.
94. Смирнова Е. О. Детская психология. - Москва: Владос, 2003. - С. 231.
95. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - Москва: Советская Россия, 1979.
96. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. - Москва: Педагогика, 1983. - 368 с.
97. Ениколопов С. Н. Средства массовой коммуникации и насилие // Мир детства. - 2004. - № 3. - С. 40.
98. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - Санкт-Петербург: Питер, 1998. - С. 99-100.
99. Алешкин Н. И., Щукина И. А. Влияние мультипликационных фильмов агрессивного содержания на поведение детей дошкольного возраста // Сибирский психологический журнал. - 2002. - № 16-17. - С. 56-61.
100. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - Санкт-Петербург: Речь, 2005. - С. 70-74.
101. Кочетова Ю. А., Рубцова О. В., Хуснутдинова М. Р., Богуславская Е. В. Страхи современных дошкольников в представлении родителей: результаты эмпирического исследования // Психолого-педагогические исследования. - 2023. - Т. 15, № 2. - С. 68-86.
102. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - Санкт-Петербург: Питер, 1999.
103. Кайл Р. Детская психология. Тайны псизхики ребенка. - Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2002. - С. 263-264.
104. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4: Детская психология. - Москва: Педагогика, 1984. - С. 379-381.
105. См. по: Смирнова Е. О. Детская психология. - Москва: Владос, 2003. - С. 342.
106. См. по: Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - Москва: Педагогика, 1991. - С. 13.
107. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Во ло-дарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - Москва: Просвещение, 2008. - 151 с.
108. Локалова Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 368 с.
109. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - Москва: Педагогика, 1972.
110. Дубровинская И. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. - Москва: Владос, 2000. - С. 88.
111. Божович Л. И. Развитие воли в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / под ред. И. В. Дубровиной, А. М. Прихожан. - Москва: Академия, 2003. - С. 183-187.
112. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. - Москва: ТЦ «Сфера», 2009. С. 311-319.
113. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. - Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - С. 132-133.
114. Александровская Э. М. Адаптация детей к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / под ред. С. М. Громбах. - Москва: Медицина, 1988.
115. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности. - Санкт-Петербург: РГПУ им. Герцена, 2001.
116. Битянова М. Г. Адаптация ребенка в школе. - Москва: Совершенство, 2013. - 299 с.
117. Никифорова О. А. Параничева Т. М., Бабенкова Е. А. Психолого-педагогические и медико-физиологические аспекты школьной адаптации. - Кемерово: Изд-во Кем. Г У, 2011.
118. Попова Т. А., Иванова Е. В. Особенности и динамика адаптации, самооценки и учебных мотивов в первый год обучения в школе // Вестник ПГГПУ. - Сер. 1: Психологические и педагогические науки. - 2018. - № 1. - С. 66-74.
119. Гагай В. В., Гринева К. Ю. Совладание с трудными ситуациями в период адаптации первоклассников к обучению в школе: монография. - Сургут: РИО СурГПУ, 2016.
120. Матюшичева М. И. Социально-психологическая адаптация младших школьников в различных условиях обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-3. - С. 449-452.
121. Бардиер Г. Л., Никольская И. М. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. - Санкт-Петербург; Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1998.
122. Гагай В. В., Гринева К. Ю. Совладание с трудными ситуациями в период адаптации первоклассников к обучению в школе…
123. Черников А. В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Независимая фирма «Класс», 2001. - С. 132.
124. Голенищева Е. Л. Психологические детерминанты агрессивного поведения младших школьников. - Санкт-Петербург: СПбАППО, 2005. - С. 91-92, 115.
125. Акопян Л. С. Особенности преодоления страхов у детей младшего школьного возраста // Образование и саморазвитие. - 2010. - № 1 (17). - С. 214-218.
126. Гагай В. В., Гринева К. Ю. Совладание с трудными ситуациями в период адаптации первоклассников к обучению в школе…
127. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - Москва; Санкт-Петербург: Питер, 2019. - С. 528-529.
128. Прихожан A. M. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / под ред. И. В. Дубровиной, А. М. Прихожан. - М.: Академия, 2003. - С. 201-204.
129. По материалам: Лукьянова М. И., Калинина Н. В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
130. По материалам: Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися. - Москва: Генезис, 2007. - С. 191-197.
131. По материалам: Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - Санкт-Петербург: Речь, 2004. - 248 с.
132. Яремчук С. В. Особенности переработки текстовой информации школьниками с разной успеваемостью: (На примере подростков 14 лет): автореф. дис. … канд. психол. наук. - Комсомольск-на-Амуре, 2003. - С. 12-13.
133. Скороходова Н. Ю. Возрастные особенности дискуссий в группах школьников. - Петрозаводск, 1984.
134. Андреева Е. Н. Противоречия в самоотношении и проблемы подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Санкт-Петербург, 2003.
135. Столин В. В. Самосознание личности. - Москва: Моск. гос. ун-т, 1983.
136. Ледовская Т. В. Психологическая структура самоотношения в подростковом и юношеском возрасте // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 4. - С. 231-232.
137. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. - 2-е изд. - Москва: Смысл, 1997. - С. 35.
138. Подробнее см.: Алексеева Е. В. Типы ответственности подростка в разрешении жизненных проблем // Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2003. - С. 6-18.
139. Личко А. Е. Эти трудные подростки. - Ленинград: Лениздат, 1983.
140. Лихтарников А. Л., Чеснокова Е. Н. Как разорвать замкнутый круг? - Санкт-Петербург: Доверие: PRI, 2004.
141. Каган В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии. - 1992. - № 1-2. - С. 14-21.
142. Тарабаева В. Б. Психологические причины конфликтов подростков с родителями: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Москва, 1996.
143. Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников. - Москва: Просвещение, 1976.
144. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - С. 67.
145. Авдеева Н. Н., Хоффман Б. Я. Актуальные направления исследований взаимоотношений подростков с родителями // Современная зарубежная психология. - 2019. - Т. 8, № 4. - С. 69-78.
146. Психология современного подростка / под ред. Л. А. Регуш. - СПб.: Речь, 2005. - С. 11-12.
147. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Веретина О. Р., Орлова А. В., Пежемская Ю. С. Психологические проблемы подростков России периода цифровизации (2010-2020-е годы) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2022. - № 203. - С. 13.
148. Ермолова Т. В., Литвинов А. В., Савицкая Н. В., Логвинова О. К. Приоритеты психолого-педагогической работы с поколением Z (зарубежный опыт) // Современная зарубежная психология. - 2020. - Т. 9, № 4. - C. 89-102.
149. Третьякова В. С., Церковникова Н. Г. Цифровое поколение: потери и приобретения // Профессиональное образование и рынок труда. - 2021. - № 2. - С. 53-65.
150. Психология современного подростка / под ред. Л. А. Регуш. - Санкт-Петербург: Речь, 2005.
151. Кайл Р. Детская психология: тайны психики ребенка. - 3-е изд. - СПб.: ПРАЙМ-Еврознак; М.: Нева, 2002. - С. 373.
152. Smokowski P. R., Kopasz K. H. Bullying in school: an overview of types, eff ects, family characteristics, and intervention strategies // Child Sch. - 2005. - No. 37 (2). - Р. 101-110.
153. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165.
154. См., напр.: Бочавер А., Хломов К. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология: журнал Высшей школы экономики / ред. В. А. Петровский. - 2013. - № 3, Т. 10. - С. 149-159
155. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. - Санкт-Петербург: Питер, 2014
156. Olweus D. Bullying at School: What We Know and What We Can Do. - Malden, MA: Wiley-Blackwell, 1993.
157. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - Москва: Апрель Пресс; Эксмо-Пресс, 1999.
158. Ениколопов С. Н. Средства массовой коммуникации и насилие // Мир детства. - 2004. - № 3. - С. 39.
159. Реан А. А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения-1997. - Санкт-Петербург: [б. и.], 1997. - С. 13-16.
160. По материалам магистерской диссертации: Николаева А. П. Личностные ресурсы участников буллинга в ситуации морального выбора. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019.
161. Хельмиус Г. Сценарий взросления. О любви, сексуальности и социализации в подростковые годы. - Санкт-Петербург: Нордмедиздат, 2003. - С. 77-78, 93.
162. Кон И. С. Подростковая и юношеская сексуальность в России // Мир детства. - 2002. - № 2. - С. 43-56.
163. Баранова Ю. М. К вопросу об информационно-психологической безопасности детей и подростков в сети Интернет // Социальная психология и общество. - 2012. - № 4. - С. 122-129.
164. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Веретина О. Р., Орлова А. В., Пежемская Ю. С. Психологические проблемы современных подростков и погруженность в интернет-среду (2019-2022 гг.) // Семья и дети в современном мире: сб. материалов конференции / под общ. и науч. ред. В. Л. Ситникова. - Кызыл, 2022. - С. 446-454.
165. Алимова М. А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. - Барнаул, 2014. - URL: https://admmegion.ru/upload/iblock/bcb/ alimova_barnaul.pdf?ysclid=m5pl10fanp932305542 (дата обращения: 17.12.2023).
166. Коблик Е. Г., Садовникова Т. А., Сотникова Ю. А. Меры профилактики суицидального поведения подростков, развитие жизнестойкости // Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление: сборник трудов конференции. - Омск: Омский гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского. - 2018. - С. 171-176.
167. Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. - Москва: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.
168. Крушельницкая О. Б. Подросток в системе референтных отношений. - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2007.
169. Психология одаренности - от теории к практике / под ред. Д. В. Ушакова. - Москва: Институт психологии РАН, 2000.
170. Регуш Л. А., Лихтарников А. Л. Подросток в эпоху перемен (Жизненные проблемы подростков Санкт-Петербурга) // Психология современного подростка / под ред. Л. А. Регуш. - Санкт-Петербург: Речь, 2005. - С. 15-18.
171. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Веретина О. Р., Орлова А. В., Пежемская Ю. С. Интернет как ресурс совладания с психологическими проблемами у подростков и молодежи // Психология человека в образовании. - 2021. - Т. 3, № 2. - С. 196-207.
172. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Веретина О. Р., Орлова А. В., Пежемская Ю. С. Особенности онлайн-совладания с психологическими проблемами у подростков и молодежи // Психология человека в образовании. - 2022. - Т. 4, № 4. - С. 475-488.
173. Для самостоятельного изучения: Кэролин И. Кутрона. Поступление в колледж: одиночество в процессе социальной адаптации // Лабиринты одиночества: сб. ст. / пер. с англ.; сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. - Москва: Прогресс, 1989. - С. 384-411.
174. Подробнее см.: Головей Л. А. Дифференциально-психологические факторы профессионального самоопределения // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. - Вып. 3. - Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1999. - С. 76-84.
175. На пороге зрелости: социальный портрет выпускника Санкт-Петербургской школы: учебно-методическое пособие / под ред. С. Г. Вершловского. - Санкт-Петербург: СПбАППО, 2010.
176. См.: Азбель А. А. Как помочь современному подростку выбрать профессию // Психология современного подростка. - Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - С. 338-354.
177. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ ред. и предисл. А. В. Толстых. - Москва: Прогресс, 1996. - С. 59.
178. Marcia J. E. Development and Validation of Ego Identity Status // Journal of Personality and Social Psychology. - 1966. - No. 3. - P. 551-558. DOI: 10.1037/h0023281
179. Исаева Д. А. Особенности становления личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Санкт-Петербург, 2013. - 26 с.
180. Подробнее см.: Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. - Москва: Изд. корпорация «Логос», 1995. - С. 67.
181. Федорова Е. В. Персональная идентичность обучающихся юношеского возраста в условиях образовательной среды: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Ярославль, 2022. - 25 с.
182. Исаева Д. А. Особенности становления личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Санкт-Петербург, 2013.
183. Кузьмин М. Ю. Кризис идентичности у студентов и его связь с жизнестойкостью: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Санкт-Петербург, 2012. - 34 с.
184. Регуш Н. Л. Профессиональная идентичность учителя на разных этапах педагогической деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Санкт-Петербург, 2002.
185. Магакян Е. Е. Профессиональное самоопределение взрослых, его социальные и психологические факторы: на примере выпускников бакалавриата: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Санкт-Петербург, 2019. - 25 с.
186. Волков Б. С. Психология юности и молодости: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. - Москва: Академический проект; Трикста, 2006. - 254 с.
187. Гурджиев Г. И. Жизнь реальна только тогда, когда есть «Я» / пер. с англ. А. Гаспаряна. - Санкт-Петербург: Невский курьер, 1996. - 192 с.
188. Михайлова В. В. Психологическая обусловленность житейских проблем студентов: на примере студентов исторического факультета пединститута: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Санкт-Петербург, 2001.
189. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Орлова А. В., Пежемская Ю. С. Психологические проблемы студенческой молодежи (Санкт-Петербург 2012-2013 гг.) // Университетский научный журнал. - 2013. - № 6. - С. 134-143.
190. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Веретина О. Р., Орлова А. В., Пежемская Ю. С. Погруженность в интернет-среду и психологические проблемы студенческой молодежи // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offl ine Letters): электронный научный журнал. - 2022. - ART 3121.- № 9 (сентябрь). - URL: http://emissia. org/offl ine/2022/3121.htm (дата обращения: 17.08.2023).
191. Нестеренко О. Б. Мультимодальные характеристики «структурного аттрактора болезни» у подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. - СПб., 2005.
192. Кон И. С. Подростковая и юношеская сексуальность в России // Мир детства. - № 4. - 2002. - С. 43-56.
193. Там же. С. 52.
194. Станоева Ю. П. К вопросу о формировании сексуальной культуры молодежи // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-seksualnoy-kultury-molodezhi (дата обращения: 17.08.2023).
195. Гатальская Г. В., Дыдалева М. В. Особенности эмоциональных переживаний, связанных с сексуальным опытом в юности // Психологический журнал. - 2009. - № 3. - С. 83-89.
196. Для самостоятельного изучения: Кэролин И. Кутрона. Поступление в колледж: одиночество в процессе социальной адаптации // Лабиринты одиночества: сб. ст. / пер. с англ.; сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. - Москва: Прогресс, 1989. - С. 384-411.
197. Там же. С. 391.
198. Там же. С. 393.
199. Подробнее см.: Сысоева Л. В., Петренко Т. В. Проблема сепарации от родителей в русской семье: социокультурный и психологический аспекты // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - № 3 (60). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-separatsii-ot-roditeley-v-russkoy-semie-sotsiokulturnyy-i-psihologicheskiy-aspekty (дата обращения: 17.08.2023).
200. Сысоева Л. В., Петренко Т. В. Проблема сепарации от родителей в русской семье: социокультурный и психологический аспекты // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - № 3 (60). - С. 126-134.
201. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: результаты исследования: монография / Государственный университет управления; [под общ. ред. С. В. Чуева]. - Москва: Издательский дом ГУУ, 2017. - 131 с.
202. Коршунова С. А. Современная студенческая молодежь как носитель человеческого капиталла в цифровом обществе // Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. - 2023. - № 18 (20). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-studencheskaya-molodezh-kak-nositel-chelovecheskogo-kapitala-v-tsifrovom-obschestve (дата обращения: 17.08.2023).
203. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России в зеркале социологии: к итогам многолетних исследований. - Москва: ФНИСЦ РАН, 2020. - 688 с.
204. Ковальская О. С. Ценностные ориентации личности как фактор совладеющего поведения (в период ранней юности): автореф. дис. … канд. психол. наук. - Ярославль, 2013. - 23 с.
205. Я был очень благовоспитанным человеком (франц.).
206. Кон И. С. Мальчик - отец мужчины. - Москва: АСТ, 2017. - 479 с.
207. Авдулова Т. П., Витковская Е. В., Поневаж Е. В. Рисковое поведение в юности: отклонение или норма? [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. - 2013. - Т. 2, № 3. - URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_ n3/64016 (дата обращения: 17.08.2023).
208. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: результаты исследования: монография / Государственный университет управления; [под общ. ред. С. В. Чуева]. -Москва: Издательский дом ГУУ, 2017. - 131 с.
209. Крутько И. С. Психотехнологии в работе с молодежью: учеб. пособие / [науч. ред. А. В. Пономарев]; Министерство образования и науки Российской Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. - С. 122.
210. Блазер А., Хайм Э., Рингер Х., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия: Интегративный подход / пер. с нем. Л. С. Каганова. - Москва: Класс, 1998. - 265 с.
211. Эриксон Э. Детство и общество. - 2-е изд., перераб. и доп. / пер. с англ. - Санкт-Петербург: Ленато; ACT; Университетская книга, 1996. - С. 369.
212. 2 Там же. С. 370.
213. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - Санкт-Петербург: Речь, 2005. - С. 174.
214. Ростовская Т. К., Кучмаева О. В., Золотарева О. А. Мотивы вступления в брак: анализ сквозь призму гендера // Научный результат. Социология и управление. - Т. 7, № 1. - 2021. - С. 86-103.
215. Зайцева Ю. Е., Коростылева Л. А. Чувство собственного достоинства как психологический феномен // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л. А. Коростылевой. - Вып. 6. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2002. - 276 с.
216. Бондаренко Н. В. Становление в России непрерывного образования: анализ на основе результатов общероссийских опросов взрослого населения страны. Информационный бюллетень. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. - 28 с. - (Мониторинг экономики образования; № 5 (104).
217. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессионального развития: учебное пособие для вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2023. - 234 с.
218. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2023. - 299 с.
219. Солодникова И. В. Самореализация личности в зрелом возрасте: автореф. дис. … д-ра соц. наук. - Москва, 2007.
220. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебник для вузов. - 6-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2023. - 503 с.
221. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 360 с.
222. Кондакова И. В. Личностные ресурсы психологической защищенности взрослых от негативных последствий насилия, пережитого в детстве // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2012. - № 145. - С. 122-135.
223. Эриксон Э. Детство и общество. 2-е изд., перераб. и доп. / пер. с англ. - Санкт-Петербург: Ленато; ACT; Университетская книга, 1996. - С. 374.
224. Советова О. С. Инновации: трудности и возможности адаптации: монография / С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2004. - 256 с.
225. Бергер Л. П. Приглашение в социологию. - Москва: Директмедиа Паблишинг, 2007. - 168 с. - С. 120.
226. Шнейдер Л. Б. Семейная проблематика в эмпирических исследованиях: практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. - 317 с.
227. Бранден Н. Шесть столпов самооценки / пер. с англ. О. Поборцевой; науч. ред. Дмитрий Ковпак. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 352 с.
228. Психология зрелости: хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2003 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). - 767 с.
229. Мид М. Культура и мир детства: избр. произведения / пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева; сост., авт. послесл. (с. 5-30) и отв. ред. И. С. Кон. - Москва: Наука, 1988. - 429 с.
230. Эриксон Э. Детство и общество. - 2-е изд., перераб. и доп. / пер. с англ. - Санкт-Петербург: Ленато; ACT; Университетская книга, 1996. - С. 376-377.
231. Там же. - С. 377.
232. Фролькис В. В. регулирование, приспособление и старение. - Ленинград: Наука, 1970.
233. Медина Д. Дж. Возраст ни при чем: как заставить мозг быстро думать и много помнить. - Москва: Эксмо, 2019. - 336 с.
234. Козлова Т. З. Самореализация людей старшего возраста // Социальные исследования. - 2017. - № 1. - С. 54-61.
235. Соколинская Е. В. Влияние гендерной идентичности на социально-психологическую адаптацию в пожилом и старческом возрасте // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2007. - № 44. - С. 457-470.
236. Пряхина С. Б. Развитие идентичности в целях личностного самоопределения в пожилом возрасте // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 69. - С. 460-464.
237. Гаязова Л. А. Личностные особенности пожилого человека, переживающего психологическое насилие в семье // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2007. - № 27. - С. 112-115.
238. Бруцкая К. А. Копинг-стратегии у лиц пожилого возраста с опытом переживания геронтологического насилия // Психология и Психотехника. - 2019. - № 1. - С. 119-128.
239. Кларк М., Эндерсон Б. Г. Одиночество и старость // Лабиринты одиночества / пер. с англ.; под ред. Н. Е. Покровского. - Москва: Прогресс, 1989. - С. 453-485.
240. См. по: Синягин Ю. В., Переверзина О. Ю., Яковлева Ю. А., Полякова А. В. Основные подходы к исследованию жизненных стратегий личности // Акмеологния. - 2010. - № 1. - С. 27-35.
241. Медина Д. Возраст не причем: как заставить мозг быстро думать и много помнить. - Москва: Эксмо, 2019. - 336 с.
242. Пряжников Н. С. О факторах и моделях удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте // Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. -2017. - № 4. - С. 85-101.
243. Франкл В. Человек в поисках смысла. - Москва: Прогресс, 1990. - С. 173-174.
244. Минделл А. На краю жизни и смерти. Кома: ключ к пробуждению. Самостоятельная работа над собой. - М.: Ганга, 2000. - С. 36.
245. Карандашев В. Н. Об искусстве жить и умирать. Опыт психологического бессмертия. - Вологда: Русь, 1995. - 253 с.
246. Пирогова Л. В. Перед лицом вечности // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - № 4. - С. 115-117.
247. Солдатова Е. Л., Жукова Н. Ю. Теоретический обзор современных зарубежных исследований отношения к смерти // Вестник ЮУрГУ. - Серия «Психология». - 2018. - Т. 11, № 3. - С. 13-23.