Книга

Ребенок в кризисной ситуации: технологии комплексной психолого-педагогической помощи
В методических рекомендациях обобщен опыт работы авторов в качестве практических психологов. Представлены технологии работы с детьми, находящимися в кризисной ситуации, а также технологии работы с последствиями кризисной ситуации. Методические рекомендации предназначены для обучающихся и выпускников бакалавриатов, специалитетов и магистратур по направлениям подготовки «Психология» и «Психолого-педагогическое образование», практикующих психологов и педагогов.
1. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - Москва, 1984.
2. Новикова М. В. Психологическая помощь ребенку в кризисной ситуации. Москва, 2006.
3. Осипова А. А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. Ростов-на-Дону, 2005.
4. Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - Санкт-Петербург, 2004.
5. Забадыкина Е. В. Стратегия проведения интервью с ребенком для выявления возможного пережитого опыта сексуального насилия/сексуальной эксплуатации / Е. В. Забадыкина, Т. Г. Лебедева, Н. В. Солнцева // Жизнь без насилия и трафика / ред. С. Л. Акимова. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский общественный фонд «Поддержка медицины», 2010. - С. 50-58.
6. Методические рекомендации по организации и ведению допроса несовершеннолетних в специализированном помещении на этапе следствия. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи Детям», 2014. - 66 с.
7. Психолог - помощник следователя. Работа психолога на следственных действиях с детьми, пострадавшими от сексуального насилия и иных действий сексуального характера. Психологическая реабилитация потерпевших несовершеннолетних и членов их семей: метод. пособие / Е. В. Копосова и др. - Санкт-Петербург : Лема, 2015. - 150 с.
8. Психологические аспекты оказания помощи детям, пострадавшим от коммерческой сексуальной эксплуатации / Е. В. Забадыкина, А. М. Храмченкова, О. И. Колпакова, Н. В. Солнцева, М. В. Земляных, Т. Г. Лебедева, Н. Р. Шу тер, О. С. Левина // Набор методических материалов для учреждений социальной защиты населения «Оказание помощи детям, пострадавшим от коммерческой сексуальной эксплуатации». - Санкт-Петербург : Медный всадник, 2013. - 123 с.
9. Солнцева Н. В. Обучение специалистов, работающих с детьми группы риска и пострадавшими от сексуального насилия и коммерческой сексуальной эксплуатации / Н. В. Солнцева, М. В. Земляных, Т. Г. Лебедева // Проблемы психолого-педагогической работы в современном образовательном учреждении: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2017. - С. 118-133.
10. Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - Санкт-Петербург : Речь, 2001. -144 с.
11. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта / пер. с англ. М. И. Завалова. - Москва : Класс, 1998. - 208 с.
12. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 360 с.
13. Сатир В. Психотерапия семьи. - Санкт-Петербург : Ювента, 1999. - 284 с.
14. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 672 с.
15. Эшнер Л., Майерсон М. Ко гд а родители любят слишком сильно. - Москва : Добрая книга, 2002. - 400 с.
16. Болотова А. К. Настольная книга практикующего психолога : практическое пособие / А. К. Болотова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2024. - 341 с.
17. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - Москва : Академический проект, 1999.
18. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / пер. с англ. - Москва : Институт практической психологии, 1998.
19. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - Санкт-Петербург, 2000.
20. Психологическое консультирование. Справочник практического психолога / сост. С. Л. Соловьева. - Москва : АСТ, 2010. - 640 с.
21. Тодд Дж., Богарт А. К. Основы клинической и консультативной психологии. - Москва ; Санкт-Петербург, 2001.
22. Экслайн В. Игровая терапия. - Москва : Апрель-Пресс, 2007. - 416 с.
23. Этический кодекс психолога от 12.02.2012. URL: http://psyrus.ru/rpo/documentation/ethics.phpY
24. Гнездилов А. В. Психология и психотерапия потерь. - Санкт-Петербург, 2007.
25. Дунай В. И., Чепик Ю. И. Психология больного ребенка. - Минск, 2008.
26. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. - Санкт-Петербург, 2005.
27. Коммуникации с детьми и решение эмоциональных проблем в паллиативной помощи. - Москва, 2013.
28. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Хрестоматия по патопсихологии. - Москва, 1980.
29. Моуди Р., Аркэнджел Д. Жизнь после утраты. - Москва, 2010.
30. Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - Санкт-Петербург, 2005.
31. Шефов С. А. Психология горя. - Санкт-Петербург, 2007.
32. Шульга Т. И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». - Москва, 1999.
33. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя…». - Москва : Класс, 2014.
34. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям. - Москва : Изд-во института психотерапии, 2000. - 400 с.
35. Гомес А. EMDR-терапия и вспомогательные подходы в терапии детей. Комплексная травма, травмы привязанности и диссоциативное расстройство. - Москва, 2022.
36. Лабиринт души: Терапевтические сказки / под ред. О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева. - Москва : Академический проект, 2023.
37. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. - Санкт-Петербург: Речь, 2006.
38. Фигдор Г. Беды развода и пути их преодоления. В помощь родителям и консультантам по вопросам воспитания / пер. Дианы Видра. - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 372 с.
39. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. - Москва : Наука, 1995.
40. Capacchione L. Life Skills Workbook for Teens Art & Writing Journal for Social & Emotional Learning. 2018.
41. Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - Москва, 2020.
42. Алексеева Л. С. Жестокое обращение с детьми: его последствия и предотвращение. - Москва : Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016.
43. Журавлева Т. М., Сафонова Т. Я., Цымбал Е. И. Помощь детям - жертвам насилия. - Москва : Генезис, 2006.
44. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. - Санкт-Петербург : Речь, 2003.
45. Насилие в семье. Методическое пособие для специалистов. - Псков : ЛОГОС Плюс, 2013.
46. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / под ред. Е. Н. Волковой. - Санкт-Петербург: Питер, 2008.
47. Психологическая помощь детям - жертвам насилия / сост. О. А. Пчельникова. - Ижевск: Ижевская городская общественная организация «Центр социальных и образовательных инициатив», 2012.
48. Психологическая помощь детям, пережившим насилие: пособие для психологов. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2015.
49. Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия. - 2-е изд. - Москва : РБФ НАН, 2010.
50. Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: Книга для школьных психологов, родителей и учителей. - 2-е изд. - Москва : Академия, 1997. - 96 с.
51. Бердышев И. С., Нечаева М. Г. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики: практическое пособие для врачей и социальных работников. - Санкт-Петербург, 2005.
52. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 105.
53. Гребенкин Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе. - Ростов-на-Дону, 2006.
54. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. - Санкт-Петербург, 2002.
55. Кривцова С. В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных. - Москва, 2011.
56. Кутузова Д. А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Журнал практического психолога. 2007. № 1.
57. Млодик И. Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога. - Москва, 2011.
58. Петрановская Л. Детки в клетке. Взгляд психолога на травлю в школе // URL: http://www.semya-rastet.ru/razd/rebenka_travjat_v_shkole_chto_mozhno_ sdelat/ Режим доступа: URL: http://naukovedenie.ru/PDF/121PVN314.pdf (дата обращения: 15.06.2024).
59. Руланн Э. Как остановить травлю в школе. - Москва, 2012.
60. Сафронова М. В., Моисеева Н. М. Проблема профилактики буллинга в школьной среде // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2015. Т. 24. № 2. С. 114-121.
61. Селиванова О. А., Шевцова Т. С. Профилактика агрессивности и жестокости в образовательном учреждении. - Тюмень, 2011.
62. Соловьев Д. Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста [Электронный ресурс] // Науковедение. 2014. Вып. 3 (22). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/121PVN314.pdf (дата обращения: 15.06.2024).
63. Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. - Красноярск; Москва, 2001.
64. Шульга Т. И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». - Москва, 2001.
65. Блэк К. Этого со мной никогда не случится. - Нью-Йорк : Баллантин Букс, отд. Рэндом Хаус, Инк., 1991. - 203 с.
66. Войтиц Дженет Дж. Взрослые дети алкоголиков: семья, работа, отношения. - Москва : Класс, 2021. - 368 с.
67. Дети алкоголиков // Д. Бретт. Жила-была девочка, похожая на тебя. - Москва : Класс, 2014. - С. 194-206.
68. Москаленко В. Д. Зависимость. Семейная болезнь. В семье зависимость от алкоголя или наркотиков. - Москва : Издатель Базенков И. Л., 2023. - 352 с.
69. Амонашвили Ш. А. В школу - с шести лет. - Москва : Педагогика, 1986. - 176 с.
70. Бек Дж. С. Когнитивная терапия: полное руководство : пер. с англ. - Москва : И. Д. Вильямс, 2018. - 400 с.
71. Ильин Е. П. Психология надежды: оптимизм и пессимизм. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 288 с.
72. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. - Москва : Смысл, 2006. - 63 с.
73. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. - Санкт-Петербург : Речь, 2002. - 539 с.
74. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому. - Москва : Карапуз-дидактика, 2007. - 272 с.
75. Пежемская Ю. С. Развивающий диалог в современной образовательной среде // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvivayuschiy-dialog-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 31.05.2024).
76. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - Москва : Лабиринт, 2000. - 336 с.
77. Ромек В. Г. Открытие выученной беспомощности // Психологическое консультирование: Проблемы, методы, техники. - Ростов-на-Дону, 2000. - С. 278-287.
78. Ротенберг В. С. Образ Я. URL: http://lib.irismedia.org/sait/lib_ru/lib.ru/psiho/ rottenberg/obrazya.txt.htm
79. Ротенберг В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. - Москва : Наука, 1984. - 193 с.
80. Селигман М. В поисках счастья. Как получать удовольствие от жизни каждый день : пер. с англ. - Манн : Иванов и Фербер, 2011. - 320 с.
81. Селигман М. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день : пер. с англ. - Москва : Вече, Персей, АС Т, 1997. - 432 с.
82. Солнцева Н. В. Сказка как способ работы с выученной беспомощностью // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. М. С. Волохонской, А. В. Микляевой. - Москва : СВИФТ, 2012. - С. 48-58.
83. Солнцева Н. В. Феномен выученной беспомощности: причины формирования и пути преодоления // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / под ред. B. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. - Москва : НИИРРР, 2011. - C. 174-181.
84. Талеб Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса : пер. с англ. - Москва : КоЛибри, 2019. - 768 с.
85. Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. - Москва : Смысл, 1997. - 144 с.
86. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 368 с.
87. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007.
88. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. - Москва, 1997.
89. Копытин Л. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. - 2-е изд., стер. - Москва : Когито-Центр, 2014. - 197 с.
90. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
91. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - Москва, 2000.
92. Оклендер В. Скрытые сокровища: Путеводитель по внутреннему миру ребенка / пер. с англ. В. И. Белопольского. - Москва: Когито-Центр, 2012.
93. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск: Ильин В. П., 1996. - 192 с.
94. Хухлаева О. Психологическая поддержка детей со страхами и деструктивной агрессивностью // Школьный психолог. 2002. № 6-7.
95. Capacchione L. Life Skills Workbook for Teens Art & Writing // Journal for Social & Emotional Learning. 2018.
96. Golden B. Healthy Anger: How to Help Children and Teens Manage Their Anger. - Oxford University Press, 2006.
97. Арефьева Т. А., Галкина Н. И. Преодоление страхов у детей. - Москва, 2005.
98. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - Санкт-Петербург, 2004.
99. Зинквич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. - Москва, 2008.
100. Микляева А. В., Румянцева П. В. Нам не страшен серый волк… Книга для родителей, которые хотят помочь своим детям избавиться от страхов. - Санкт-Петербург, 2008.
101. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н. Ф. Иванова. - Волгоград, 2009.
102. Хухлаева О. Психологическая поддержка детей со страхами и деструктивной агрессивностью // Школьный психолог. 2002. № 6-7.
103. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. Лабиринты детской души. Терапевтическая сказка. - Москва, 2008.
104. Шишова Т. Л. Страхи - это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 104 с.
105. Myxaмeдpaxимoв Р. Ж. Мать и младенец: Психологическое взаимодействие. - Санкт-Петербург, 1999.
106. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - Москва, 1986.
107. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 398 с.
108. Галкина Т. В. Самосознание и самооценка человека: теория, диагностика, коррекция. Часть I: Самосознание и самооценка детей и подростков: учебное пособие. - Москва: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2011. - 208 с.
109. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - Москва, 1984.
110. Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара, 2000.
111. Хромова М. А. Развитие самооценки детей от старшего дошкольного до старшего подросткового возраста : монография / ред. В. А. Сонин. - Орел : ОГУ, 2011. - 63 с.
112. Асламазова Л. А., Гриценко Н. В., Сафонова А. Н. Организация мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в образовательных организациях: методические рекомендации для специалистов образовательных организаций, осуществляющих профилактику суицидального поведения несовершеннолетних. - Майкоп: издатель А. А. Григоренко, 2016.
113. Ворсина О. П., Дианова С. В., Чернигова Е. П. Вопросы диагностики и профилактики суицидального поведения у детей и подростков. - Иркутск, 2015.
114. Игумнов С. А., Никифоров И. А., Костюк Г. П. и др. Диагностика, профилактика и психотерапия суицидальных и аутоагрессивных форм поведения: учебное пособие. - Москва: Институт повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства, 2017.
115. Лукас К., Сейден Г. Молчаливое горе: жизнь в тени самоубийства. - Москва : Смысл, 2000.
116. Национальное руководство по суицидологии / под ред. Б. С. Положего. - Москва : Медицинское информационное агентство, 2019.
117. Попов Ю. В., Пичиков А. А. Суицидальное поведение у подростков. - Санкт-Петербург: Спец. литература, 2017.
118. Родяшин Е. В., Раева Т. В., Селиванова О. А., Фомушкина М. Г. Суицидальное поведение у детей и подростков: факторы риска и защиты. - Тюмень, 2013.
119. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. - Москва : Когито-Центр, 2001.
120. Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 336 с.
121. Водопьянова Н. Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 1. С. 75-86.
122. Грабе М. Синдром выгорания - болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять. - Санкт-Петербург : Речь, 2008. - 96 с.
123. Мелетичев В. В., Шингаев С. М. Мотивация профессиональной деятельности и профессиональное выгорание педагогов: теория, диагностика, взаимосвязь, профилактика : монография. - Санкт-Петербург : СПб АППО, 2014. - 100 с.
124. Международная классификация болезней. МКБ-10. URL: https://mkb-10. com/index.php?pid=22502
125. Международная классификация болезней. МКБ-11. URL: https://mkb11. online/129350
126. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С. 85-95.
127. Чутко Л. С., Козина Н. В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. - Москва, 2014. - 238 с.
128. Manne K. Down Girl: The Logic of Misogyny. - Oxford University Press, 2017.
129. Maslach C., Jackson S. The measurement of experienced burnout // Journal of Occupational Behaviour. 1981. Vol. 2. P. 99-113.