Книга

Эвристический потенциал философско-образовательного проекта Я. А. Коменского: Традиции и современность
- 1. Античные рецепции и типологические связи в генезисе философско-образовательной мысли Коменского
- 2. Пансофия Я. А. Коменского и парадигма философии сердца
- 3. Проект Я. А. Коменского в свете отечественной философско-образовательной мысли конца XIX - начала XX века
- 4. Идея пансофийности и герменевтика в методологическом дизайне философско-образовательного проекта Я. А. Коменского
- 5. Онтологические и гносеологические основания фундаментальных идей Коменского для развития системы непрерывного образования
- 6. Идейные константы проекта Коменского в свете современной философии, культурологии образования и историко-педагогической экспертизы
- 7. Потенциал идей Коменского для проектирования современных культурно-исторических образовательных моделей
Монография посвящена теме эвристического потенциала философско-образовательного проекта Яна Амоса Коменского, изучению ритмов становления его образовательной мысли в ее терминологическом обрамлении, раскрытию роли философской составляющей его концепции образования в генезисе дидактических принципов, перекликающихся с античной пайдейей, выявлению типологического родства между пансофией Я. А. Коменского и идейной парадигмой «философии сердца», представленной творчеством Г. С. Сковороды, славянофилов (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков) и Л. Д. Юркевича. Рассматриваются вопросы типологического сходства, а иногда и прямого влияния его идей на творчество русских мыслителей и педагогов - теоретиков и практиков: К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, Н. Ф. Федорова, С. Т. Шацкого. С. И. Гессена. Освещается роль наследия Коменского в становлении педагогической психологии (Я. А. Коменский, А. Дистервег, В. В. Зеньковский и С. И. Гессен). Культурологическая теория У. Эко исследована применительно к наследию Коменского. Культурно-образовательный проект Коменского раскрыт через особенности его рецепции в России XIX-XX вв. и специфику семантического поля концептов «дидактика», «культура» и «образование». Монография может представлять интерес для философов, педагогов, культурологов.
1. Августин Аврелий. Исповедь. История моих бедствий / Петр Абеляр. М.: Республика, 1992. - 335 с.
2. Авдонина Н. С. Образовательная модель Liberal Arts: содержание и методы // Ценности и смыслы. 2017. № 4 (50). - С. 98-105.
3. Алексеев П. В. Живой источник: педагогическая концепция С. И. Гессена // Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / под ред. П. В. Алексеева. М.: Школа-Пресс, 1995. -- С. 1-14.
4. Ананьев Б. Г. Вопросы психологии обучения и воспитания в трудах Яна Амоса Коменского // Советская педагогика. 1971. № 2. -- С. 48-53.
5. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. - С. 19-27.
6. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: пособие для учащихся педагогических колледжей и студентов вузов: в 2 т. / ред., сост. Безрогов В. Г., Варьяш О. И. Т. 1: В Христе сокрыты все сокровища премудрости: путь христианского образования в трудах Отцов Церкви и мыслителей раннего Средневековья. М.: Аспект Пресс, 1994. - 399 с.
7. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. -- 416 с.
8. Бабина В. Н. «Метафизика сердца» в русской философии второй половины XIX века: П. Д. Юркевич: автореф. дис. ... канд. философ. наук. М., 2005. -- 25 с.
9. Барановский Д. В. Философское наследие Н. Ф. Федорова в отечественном культурном пространстве первой трети XX века (1900-1930 гг.) // Acta Eruditorum. 2018. № 25. - С. 30-34.
10. Баранцев Р. Г. Становление тринитарного мышления. М.; Ижевск: Регуляр¬ная и хаотическая динамика, 2005. - 123 с.
11. Барбур И. Этика в век технологии. М.: Библ.-богосл. ин-т св. апостола Андрея, 2001. - 380 с.
12. Безрогов В. Г. История педагогики в поисках аудитории: креслица на гиган¬тах или для гигантов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 1 (10). - С. 14-29.
13. Безрогов В. Г., Куровская Ю. Г. Западноевропейские учебники для начального обучения в XVII веке: инварианты и особенности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 3 (30). - С. 85-97.
14. Бердяев Н. А. Хомяков как философ. Глава IV. Гносеология и метафизика // А. С. Хомяков как философ. [1904]. - URL: https://fil.wikireading.ru/39534.
15. Бим-Бад Б. М. Ян Амос Коменский - вызов человечеству // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 2 (42). - С. 21-26.
16. Блонский П. П. Аксиомы педагогического дилетантства (Против тече¬ния) // Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - С. 145-160.
17. Блонский П. П. Ян Амос Коменский. М.: К. И. Тихомиров, 1915. - IV 121 с.
18. Богуславский М. В. Дидактика в единстве логического и исторического // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 8 (27). - С. 208-215.
19. Богуславский М. В. История педагогики как наука и учебный предмет // Преподавание историко-педагогических дисциплин в учреждениях высшего профессионального образования: содержание и современные подходы: сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практический конференции - XXIX сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО. Волгоград, 12-14 ноября 2012 г. / под общ. ред. М. В. Богуславского и С. В. Куликовой. Волгоград: Изд-во ВСГПУ «Перемена», 2012. - С. 9-15.
20. Богуславский М. В. Методологические и теоретические основы историко-педагогической экспертизы инноваций в образовании // Проблемы современного образования. 2016. № 1. -- С. 21-33.
21. Богуславский М. В. П. Ф. Каптерев // Вестник образования России. 2005. № 9. -- С. 64-69.
22. Богуславский М. В. Развитие гуманистических традиций воспитания в оте¬чественном образовании начала ХХ века // Вестник Московского город¬ского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2009. № 1. -- С. 113-123.
23. Богуславский М. В. Синергетика и педагогика // Магистр. 1995. № 2. -¬С. 89-96.
24. Борзенко И. М. Ноосферный гуманизм / сост. В. И. Борзенко, А. Г. Гачевой, Т. А. Щегляевой, примеч. А. Г. Гачевой и Т. А. Щегляевой. М.: Академический проект, 2015. - 526 с.
25. Брискина-Мюллер А. Педагогические взгляды Филиппа Меланхтона // Наследие Яна Амоса Коменского в контексте проблем современного образования: материалы Междунар. научно-практ. конф. (Санкт-Петербург, 16-17 марта 2007 г.) / ред. С. М. Марчукова. СПб.: Петершуле, 2007. - С. 150-157.
26. Волкова Я. А., Пичугина В. К. Марк Туллий Цицерон. Антология гуманной педагогики. М.: Неолит, 2017. - 132 с.
27. Вольский А. Л. Фридрих Шлейермахер и его герменевтическая теория // Ф. Шлейермахер. Герменевтика. СПб.: Европейский дом, 2004. -¬С. 5-40.
28. Вукасович А. Концепция пансофии у Я. А. Коменского // Человек - культура - общество в концепции Яна Амоса Коменского: материалы Междунар. симп. к 400-летию со дня рождения Я. А. Коменского. М.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1997. - С. 153-160.
29. Гаврилов И. Б., Антонов С. В. Памфил Данилович Юркевич: защита философии и полемика с нигилизмом // Христианское чтение. 2019. № 6. -¬С. 178-189.
30. Гельман З. Е. Интеграция общего среднего образования на базе идей истории науки и искусства // Вестник высшей школы. 1991. № 11. - С. 20-33; № 12. - С. 16-27.
31. Герокова Ж. Х. Образование лиц «третьего возраста» // Педагогика. 2008. № 4. -- С. 3-10.
32. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / под ред. П. В. Алексеева. М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
33. Голутвина Л. С. Нравственные ресурсы педагогики // Духовно-нравственная культура в структуре и содержании школьного образования. СПб.: Петершуле - ИПЦ им. Я. А. Коменского, 2013. - С. 349-353.
34. Голутвина Л. С. Религия Сердца Коменского и Жанны Гийон - путь к духовному усовершенствованию учителя // Наследие Яна Амоса Коменского. Взгляд из XXI века: материалы Международного научно-практического форума 7-8 июня 2017 г. СПб.: Петершуле, 2017. - С. 256-261.
35. Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование как компонент образовательной культуры преподавателя // Современная культура Рос¬сии: основные черты и характерные особенности: сб. научных трудов. СПб.: Инжекон, 2009. - С. 3-8.
36. Громов М. Н. Кардиогносия в традициях отечественной философии // Гро¬мов М. Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманит. ин-та, 2001. - 960 с.
37. Грякалов А. А. Константы культуры и эстезис // В лабиринтах культуры: философия, культура, человек в поисках самоидентичности. Вестник РГНФ. 1997. № 2. - С. 8-9.
38. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2001. -- 223 с.
39. Давыдов Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия: проблемы нравственной философии. М.: Молодая гвардия, 1982. - 287 с.
40. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Академический проект, 2019. -- 415 с.
41. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. --374 с.
42. Днепров Э. Д. Я. А. Коменский в отечественной историографии советского периода: основные этапы и тенденции изучения // Человек - культура - общество в концепции Яна Амоса Коменского: материалы Междунар. симпозиума к 400-летию со дня рождения Я. А. Коменского. М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1997. -- С. 296-301.
43. Дуткевич П., Казаринова Д. Б. Конец эпохи глобализации: причины и последствия // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2017. Т. 19. № 1. -¬С. 7-14.
44. Дьяченко А. П. Методологические основы темы «Я. А. Коменский и изобразительное искусство» // Ян Амос Коменский и Дмитрий Чижевский: диалог идей: колл. моногр. / под ред. С. Марчуковой и Р. Мниха / Colloquia litteraria sedlcensia XVIII. Institut Neofilologii i Badan interdyscyplinarnych, Uniwersytet przyrodniczo-humanistyczny w Siedlcach. Siedlce, 2015. - С. 245-252.
45. Емельянов Б. В. Памфил Юркевич: постулаты педагогической антропологии // Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2011. № 1 (88). -- С. 159-167.
46. Емельянов Б. В. Русская религиозная философия как философия сердца: истоки, проблемы, персоналии. -- URL: https://runivers.ru/philosophy/ logosphere/57957/ (дата обращения: 14.01.2011).
47. Ермишин О. Т. Путь к идейному синтезу и единству (О жизни и трудах В. В. Зеньковского) // Зеньковский В. В. Собрание сочинений: в 2 т. М.: Русский путь, 2008. Т. 1. -- С. 5-37.
48. Ермоленко Г. А., Кожевников С. Б. Когерентная концепция истины и метафоризация языка философии // Проблемы современного образования. 2018. № 2. - URL: http://www.pmedu.ru/images/2018-2/1.pdf (дата обращения: 21.05.2020).
49. Жамэ А. (Andres L. Jaume) Коменский и Декарт о методе: два решения одной проблемы? (Comenius and Descartes on Method: Two Solutions to One Probleme?) // Ян Амос Коменский и Дмитрий Чижевский: диалог идей: колл. моногр. / под ред. С. Марчуковой и Р. Мниха / Colloquia litteraria sedlcensia XVIII. Institut Neofilologii i Badan interdyscyplinarnych, Uniwersytet przyrodniczo-humanistyczny w Siedlcach. Siedlce, 2015. -- С. 119-127.
50. Зеньковский В. В. История русской философии: в 2 т. Т. 1. Ч. 1 // В. В. Зеньковский. Л.: ЭГО, 1991. - 222 с.
51. Зеньковский В. В. Проблема психической причинности. Киев: Типография Императорского университета святого Владимира, 1914. -- 435 с.
52. Золотухина А. И, пер. с лат. Коменский Я. А. Обозрение физики, преображенной в согласии с божественным светом // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. 2018. Вып. 4. - С. 105-119.
53. Золотухина А. И. Ян Амос Коменский и его (анти)аристотелева «физика»: пример попытки преодоления Аристотеля в натурфилософии XVII в. // ЕХОЛН. Vol. 15. 1 (2021). - С. 356-374.
54. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. 2-е изд. М.: ТЦ Сфера 2001. - 509 с.
55. Каган М. С. Постмодернизм как рождение нового типа культуры (Postmodernism as a birth of a new type of culture) // В лабиринтах культуры: философия, культура, человек в поисках самоидентичности. Вестник РГНФ. 1997. № 2. - С. 46-56.
56. Каган М. С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории // Культурологическое просветительство в современной России: сб. науч. ст. участников круглого стола X Кагановские чтения. СПб.: Астерион, 2017. - С. 10-30.
57. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. - 703 с.
58. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. 2-е изд. Пг.: Типогр. «Земля», 1915. - 746 с.
59. Карпей Ж. Коменский: компас и карта // Педагогика. 1993. № 5. - С. 82-84.
60. Киреевский И. В. Записка об отношении русского народа к царской власти // Киреевский И. В. Полное собрание сочинений: в 3 т. СПб.: Росток, 2018. Т. 3. - С. 57-81.
61. Киреевский И. В. О необходимости и возможности новых начал для философии // Киреевский И. В. Полное собрание сочинений: в 2 т. М.: А. И. Кошелев, 1861. Т. 2. - С. 299-300.
62. Киреевский И. В. О нужде преподавания церковнославянского языка в уездных училищах // Киреевский И. В. Полное собрание сочинений: в 3 т. СПб.: Росток, 2018. Т. 3. - С. 52-56.
63. Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и о его отношении к православию России // Киреевский И. В. Полное собрание сочинений: в 2 т. М.: А. И. Кошелев, 1861. Т. 2. - С. 229-280.
64. Киреевский И. В. Обозрение современного состояния литературы // Киреевский И. В. Полное собрание сочинений: в 3 т. М.: А. И. Кошелев, 1861. Т. 2. - С. 154-203.
65. Киреевский И. В. Обозрение современного состояния словесности // Киреевский И. В. Полное собрание сочинений: в 3 т. СПб.: Росток, 2018. Т. 2. - С. 7-55.
66. Кларин М. В. Я. А. Коменский: личность и общество // Магистр. 1992. № 5. - С. 46-52.
67. Князева Е. Н. Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2014. - 345 с.
68. Кожевникова М. Н. Образование социума и социум образования // Горизон¬ты новой социальности в образовании / под ред. М. Н. Кожевниковой. СПб.: РХГА, 2015. - С. 12-192.
69. Кожурин А. Я. Философско-антропологические основания русской идеи просвещения: автореф. дис. ... д-ра философ. наук. СПб., 2008. - 33 с.
70. Козырев Ф. Н. Религиозное образование в светской школе: теория и междунар. опыт в отечеств. перспективе. СПб.: Апостольский город, 2005. - 636 с.
71. Колар Я. «Лабиринт света и рай сердца» как модель литературного творчества Я. А. Коменского // Человек - культура - общество в концепции Яна Амоса Коменского: материалы Междунар. симпозиума к 400-летию со дня рождения Я. А. Коменского. М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1997. - С. 173-179.
72. Колесников А. С. История современной философии // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2015. № 3. - С. 77-93.
73. Коменский Я. А. Автобиография // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика. Т. 1. - С. 25-73.
74. Коменский Я. А. Великая дидактика (Didactica Magna) / пер. лат. текста А. Адольфа и С. Любомудрова. М.: Изд. К. И. Тихомирова, 1896. - 596 с.
75. Коменский Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т 1. - С. 242-476.
76. Коменский Я. А. Великая Дидактика / под ред. А. А. Красновского. М.: УчПедГиз, 1939. - 321 с.
77. Коменский Я. А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. - С. 285-469.
78. Коменский Я. А. Выход из школьных лабиринтов // Избранные педагогиче¬ские сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. - С. 174-191.
79. Коменский Я. А. Дидактические принципы (Отрывки из «Великой дидактики»). М.: Учпедгиз, 1940. - 93 с.
80. Коменский Я. А. Единственно необходимое // Лабиринт света и рай сердца. М.: Издательство МИК, 2000. - С. 213-304.
81. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1982. Т. 1 - 656 с.; Т. 2. - 576 с.
82. Коменский Я. А. Лабиринт света и рай сердца. М.: Изд-во МИК, 2000. - 311 с.
83. Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках или изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1957. - 354 с.
84. Коменский Я. А. О развитии природных дарований // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. - С. 5-33.
85. Коменский Я. А. Об искусном пользовании книгами - первейшем инструменте природных дарований. Прага: Stat. ped. nakl.; М.: Просвещение, 1970. - 31, 27 с. на отд. л. в папке.
86. Коменский Я. А. Об искусном пользовании книгами - первейшим инструментом развития природных дарований // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. - С. 34-43.
87. Коменский Я. А. Панпедия (Искусство обучения мудрости) / пер. с лат.; отв. ред. Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. М.: Изд-во УРАО, 2003. - 320 с.
88. Коменский Я. А. Предвестник всеобщей мудрости // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. - С. 477-527.
89. Коменский Я. А. Сочинения. М.: Наука, 1997. - 476 с. (Памятники философской мысли).
90. Корольков А. А. Духовная антропология. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. - 323 с.
91. Корольков А. А. Духовные основания педагогической антропологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2005. Т. 5. № 10. - С. 35-46.
92. Корольков А. А. Идейно-духовное родство в русской философии права // Философия права. 2000. № 2 (2). - С. 21-24.
93. Краснов С. И. Гуманитарная методология проектного подхода к образованию взрослых (на материале повышения квалификации педагогов) // Профессиональное образование в России и за рубежом. Научно-образовательный журнал. 2021. № 1 (41). - С. 68-78.
94. Красновский А. А. «Мир чувственных вещей в картинках» Яна Амоса Коменского // Ян Амос Коменский. Мир чувственных вещей в картинках или изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1957. - 350 с.
95. Красновский А. А. Предисловие к «Великой Дидактике» Коменского // Коменский Я. А. Великая Дидактика / под ред. А. А. Красновского. М.: УчПедГиз, 1939. - С. 5-52.
96. Красновский А. А. Ян Амос Коменский. М.: Учпедгиз, 1953. - 324 с.
97. Лебеденко А. А. Философия сердца в истории русской религиозно-философской мысли XI-XX вв.: автореф. дис. ... канд. философ. наук. М., 2010. - 23 с.
98. Ловягин А. М. Хомяков, Алексей Степанович // Русский биографический словарь: в 25 т. СПб., 1901. Т. 21. - URL: https://runivers.ru/philosophy/ lib/authors/author18380/.
99. Лурье С. В. Предисловие к русскому переводу // Джемсъ В. Многообразiе религиознаго опыта / пер. с анг. В. Г. Малах1евой-Мировичъ и М. В. Шикъ; под ред. С. В. Лурье. М.: Издание журнала «Русская Мысль», 1910. - С. 5-16.
100. Льюис К. С. Кружной путь или Блуждания паломника // Собр. соч.: в 8 т. М.: Фонд имени Александра Меня, 2000. Т. 7. - С. 9-144.
101. Льюис К. С. Чудо // Собр. соч.: в 8 т. М.: Фонд имени Александра Меня; Дом надежды, 2006. Т. 7. - С. 205-206.
102. Макдональд Г. Как упорядочить свой внутренний мир. СПб.: Мирт, 2011. - 190 с.
103. Малинов А. В. Философские взгляды Григория Сковороды. СПб.: ФКИЦ «Эйдос», 1998. -123 с.
104. Марк Туллий Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков / пер. Федорова Н. А. М.: РГГУ, 2000. - 473 с.
105. Марчукова С. М. «Физика» Я. А. Коменского - белое пятно современной комениологии // Проблемы современного образования. 2018. № 4. - URL: http://www.pmedu.ru.
106. Марчукова С. М. «Физика» Я. А. Коменского как пансофическое сочинение (предисловие к переводу) // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. 2018. № 4. - С. 101-104.
107. Марчукова С. М. «Школа старости» в наследии Я. А. Коменского // Mlodosc i starosc w j^zyku, literaturze, kulturze i sztuce, «Conversatoria Litteraria» Mi^dzynarodowy Rocznik Naukowy 11, red. tomu Danuta Szymonik i Walentyna Krupowies. Siedlce - Banska Bystrzyca 2017. - C. 397-409.
108. Марчукова С. М. Жизненный мир человека в сочинении Я. А. Коменского «Лабиринт света и рай сердца» // Общество и образование в XXI веке: опыт прошлого - взгляд в будущее (Восьмые Лозинские чтения): материалы Международной научно-методической конференции 18¬19 апреля 2019 г. Псков: Псковский государственный университет, 2019. - С. 245-250.
109. Марчукова С. М. О значении герменевтического метода в раскрытии эвристического потенциала философско-образовательного проекта Я. А. Коменского // Психолого-педагогический поиск. 2020. № 3 (55). - С. 14-23.
110. Марчукова С. М. О некоторых аспектах педагогики Русского зарубежья в Чехословакии 20-х гг. XX в. // Российская эмиграция в славянских странах: материалы XXXIX Международной филологической конференции, 19 марта 2010 г., Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2010. - С. 18-26.
111. Марчукова С. М. О некоторых историко-педагогических аспектах становления педагогической психологии (Я. А. Коменский, А. Дистервег, В. В. Зеньковский, С. И. Гессен) // Комплексные исследования детства. 2019. Т. 1. № 1. - С. 4-10.
112. Марчукова С. М. О парадоксах восприятия педагогического наследия Я. А. Коменского // Ян Амос Коменский и Дмитрий Чижевский: диалог идей: колл. моногр. / под ред. С. Марчуковой и Р. Мниха / Colloquia litteraria sedlcensia XVIII. Institut Neofilologii i Badan interdyscyplinarnych, Uniwersytet przyrodniczo-humanistyczny w Siedlcach. Siedlce, 2015. - С. 85-100.
113. Марчукова С. М. О примере использования троичности в методологии со-временных комениологических исследований // Проблемы и перспективы развития современного образования в контексте его историко-педагогической интерпретации: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции - XXXIII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО / под ред. чл.-кор. РАО, д. п. н., профессора М. В. Богуславского; профессора РАО, д. п. н., профессора С. В. Куликовой. Волгоград: Редакционно-издательский центр ВГАПО, 2020. - С. 171-173.
114. Марчукова С. М. О природосообразности и культуросообразности: историко-образовательный контекст // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие: коллективная монография по материалам VIII Междунар. научно-практ. конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. - С. 188-191.
115. Марчукова С. М. О роли культурологической теории У. Эко в методологии комениологических исследований // Грани познания. Электронное периодическое издание. Научно-образовательный журнал. 2015. № 7 (41). - URL: http://grani.vspu.ru/jurnal/46.
116. Марчукова С. М. О сомнениях и надеждах Я. А. Коменского (к 380-летию издания «Предвестника всеобщей мудрости») // Педагогическая направ¬ленность комениологии: ценности и смыслы: коллективная монография по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 6-7 июня 2019 г.) / ред. С. М. Марчукова. СПб.: Петершуле; Скифия-принт, 2019. - С. 21-32.
117. Марчукова С. М. О теологическом аспекте философско-образовательного проекта Я. А. Коменского: взгляд из XXI в. // Религия. Церковь. Общество. 2020. № 9. - С. 116 - 153.
118. Марчукова С. М. Об актуальности введения дефиниции «пансофийность» в тезаурус современного образования // Письма в Эмиссия. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т, 2013. - URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2013.htm (дата обращения: 31.08.2013).
119. Марчукова С. М. Об эвристических методах работы с историко-педагогическими источниками // Проблемы современного образования. 2013. № 2. - С. 39-53. URL: http://www.pmedu.ru/res/2013_2_4.pdf.
120. Марчукова С. М. Об этическом ракурсе наглядности в наследии Я. А. Коменского // Этическое и эстетическое в образовании: история, проблемы, векторы: сборник научных статей: к 70-летию профессора Андрея Евгеньевича Зимбули / сост. Т. В. Шоломова, ред. Л. Н. Летягин. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. - С. 119-124.
121. Марчукова С. М. Пансофия как междисциплинарное знание // Духовно-нравственная культура в структуре и содержании школьного образования. СПб.: Петершуле - ИПЦ им. Я. А. Коменского, 2013. - С. 42-48.
122. Марчукова С. М. Педагогическая эсхатология: образ смерти в драме Я. А. Коменского «Лабиринт света и рай сердца» // Вестник РХГА. 2019. Т. 20. № 2. - С. 153-160.
123. Марчукова С. М. Постдипломное педагогическое образование: об «умении учиться» и «умении разучиваться» (А. Дистервег) // Постдипломное педа¬гогическое образование: традиции и инновации: материалы IX международ¬ной научно-практической конференции. СПб.: АППО, 2011. - С. 54-56.
124. Марчукова С. М. Развитие идеи пансофийности в педагогических трудах Я. А. Коменского: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2014. - 388 с.
125. Марчукова С. М. Человек в лабиринте мира: уроки Я. А. Коменского // Горизонты новой социальности в образовании: коллективная монография / под ред. М. Н. Кожевниковой. СПб.: 2015, РХГА. - 446 с.
126. Марчукова С. М. Эвристический аспект герменевтики: заметки к методологии комениологических исследований // Проблемы современного образования. 2021. № 6. - С. 157-170.
127. Марчукова С. М. Эвристический потенциал метафоричности в философско-образовательном проекте Я. А. Коменского // Проблемы современного образования. 2020. № 6. - С. 106-117.
128. Марчукова С. М. Эвристический потенциал пансофийности в педагогическом наследии Я. А. Коменского // Человек и образование. 2012. № 4 (33). - С. 130-134.
129. Марчукова С. М. Я. А. Коменский и И. Кант: эволюция идеи пансофийности в контексте истории педагогической мысли // Вестник МГУ. Серия 20. Педагогическое образование. 2017. № 4. - С. 16-28.
130. Марчукова С. М. Ян Амос Коменский. Приглашение к диалогу. СПб.: Европейский дом, 2008. - 126 с.
131. Марчукова С. М. Ян Амос Коменский: человек в «лабиринте света». СПб.: Издательство христианского библейского братства св. апостола Павла, 2006. - 285 с.
132. Машевская С. М Школа как игра. Курс для маленьких творцов, которым хочется сыграть все, что они узнали на уроке. Шуя: Шуйский филиал ИвГУ, 2019. - 151 с.
133. Межуева Е. О. Категория веры в философии «цельного знания» А. С. Хомякова // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2015. № 4 (30). - С. 16-22.
134. Мельников Г. П. Возвращение Д. И. Чижевского // Славяноведение 2008. № 4. - С. 85- 89.
135. Мельников Г. П. Изучение наследия Яна Амоса Коменского // Славяноведение. 2015. № 4. - С. 3-13.
136. Мельников Г. П. Категория пространства в культуре чешского барокко // Per saecula ad tempora nostra: sbornik praci k sedesatym narozeninam prof. Jaroslava Panka. Praha: Historicky ustav Akademie ved Ceske republiky, 2007. 2 v. (974 p.): ill., maps. Sv. 1. - S. 406-413.
137. Мельников Г. П. Теология в педагогической концепции Я. А. Коменского // Европейская педагогика от Античности до Нового времени: исследова¬ния и материалы: сб. науч. тр.: [в 3 ч.]. М.: ИТПиМИО РАО, 1994. Ч. 3. - С. 117-125.
138. Мельников Г. П. Характеристика культуры барокко в трудах Дмитрия Чижевского // Ян Амос Коменский и Дмитрий Чижевский: диалог идей: колл. моногр. / под ред. С. Марчуковой и Р. Мниха / Colloquia littera¬ria sedlcensia XVIII. Institut Neofilologii i Badan interdyscyplinarnych, Uniwersytet przyrodniczo-humanistyczny w Siedlcach. Siedlce, 2015. - С. 153-171.
139. Мельников Г. П. Христианский интеллектуал XVII века: Я. А. Коменский и его воззрения на личность философа // Человек в контексте культуры. Славянский мир: сб. ст. / Рос. Акад. наук, Ин-т славяноведения и балка¬нистики. М.: Индрик, 1995. - С. 71-82.
140. Мних Р. Дмитрий Чижевский о лабиринтах мысли Яна Амоса Коменского // Ян Амос Коменский и Дмитрий Чижевский: диалог идей: колл. моногр. / под ред. С. Марчуковой и Р. Мниха / Colloquia litteraria sedlcensia XVIII. Institut Neofilologii i Badan interdyscyplinarnych, Uniwersytet przyrodniczo-humanistyczny w Siedlcach. Siedlce, 2015. - С. 142-152.
141. Мортари Л. Забота о себе. Тверь: СФК-офис, 2017. - 156 с.
142. Мушникова Э. Б. Коменский - путь в многомерное педагогическое мышление // Педагогическая направленность комениологии: ценности и смыслы: коллективная монография по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 6-7 июня 2019 г.) / ред. С. М. Марчукова. СПб.: Петершуле; Скифия-принт, 2019. - С. 7-20.
143. Мушникова Э. Б. Метафизическая философия Яна Амоса Коменского // Поиск гармонии в мире хаоса: Ян Амос Коменский и современная философия образования: материалы межд. науч.-практ. конф. СПб.: Петершуле, 2016. - С. 19-30.
144. Мюллнер Я. «Лабиринт света» и трансформация образования в Европе // Непрерывное образование как компас в поисках своего пути в «Лабиринте мира»: материалы Междунар. научно-практ. конф. (Санкт-Петербург, 27-28 марта 2013 г.) / ред. С. М. Марчукова. СПб.: Петершуле, 2013. - С. 9-23.
145. Национальный проект «Образование» // Общероссийская цифровая платформа «Стратегия 24». - URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 25.10.2021).
146. Никитин В. А. Учение Н. Ф. Федорова и проблемы христианской антропологии // «Служитель духа вечной памяти»: Николай Федорович Федоров: к 180-летию со дня рождения: сб. науч. ст.: в 2 ч. / сост. А. Г. Гачева, М. М. Панфилов. М.: Пашков дом, 2010. Ч. 1. - С. 243-244.
147. Нипков К. Э. Иоганн Амос Коменский и его значение для современной педагогики // Наследие Яна Амоса Коменского в контексте проблем со¬временного образования: материалы Междунар. научно-практ. конф. (Санкт-Петербург, 16-17 марта 2007 г.) / ред. С. М. Марчукова. СПб.: Петершуле, 2007. - С. 5-11.
148. Нипков К. Э. Ян Коменский сегодня: религиозно-пед. аспект кризиса христи¬анства и культуры эпохи модерна: цикл лекций. СПб.: Глагол, 1995. - 102 с.
149. Одоевский В. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: УчПедГиз, 1955. - 368 с.
150. Полякова М. А. Разработка Мартином Лютером педагогической программы реформационного движения в Германии: исторические предпосылки, содержание, практическая реализация. М.: АСОУ; Калуга: Изд-во «Эйдос», 2010. - 194 с.
151. Попова-Бондаренко И., Попова А. Художественная коммуникация в произ¬ведениях Я. А. Коменского // Studia Comeniana Sedlcensia, Band I. Jan Amos Komenski a kultura epoki baroku. Siedlce, 2007. - С. 111-118.
152. Путилова Е. О. Пути развития русской литературы для детей XIX - нач. XX века (Проблемы традиции): автореф. дис. ... д-ра филолог. наук. СПб., 1993. - 33 с.
153. Роботова А. С. Художественно-образное познание педагогической действи¬тельности средствами литературы: автореф. дис. . д-ра пед. наук. СПб., 1996. - 38 с.
154. Романенко И. Б. Образовательные парадигмы в истории античной и средневековой философии. СПб.: РХГА, 2002. - 302 с.
155. Романенко И. Б. Экзистенциализм и персонализм: определение образовательных идеалов XXI века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2005. № 10. - С. 59-65.
156. Рыбаков В. В. Ян Амос Коменский и Библия (на примере учебника для начального обучения Vestibulum) // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 1 (41). - С. 80-89.
157. Сенека. Нравственные письма к Луцилию / пер. С. А. Ошерова; под ред. М. А. Гаспарова. М.: Наука, 1977. - 383 с.
158. Сенека. О блаженной жизни / пер. с лат. Бородай Т. Ю. // Луций Анней Сенека. Философские трактаты. СПб.: Алетейа, 2000. - 396 с.
159. Сеннхаузер В. Библейские истоки метода Я. А. Коменского // Наследие Яна Амоса Коменского в контексте проблем современного образования: материалы Междунар. научно-практ. конф. (Санкт-Петербург, 16-17 марта 2007 г.) / ред. С. М. Марчукова. СПб.: Петершуле, 2007. - С.33-36.
160. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. Курс лекций: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Academia, 2000. - 235 с.
161. Сенько Ю. В. Педагогическая технология в герменевтическом круге // Педагогика. 2005. № 6. - С. 15-23.
162. Сковорода Г. Наставления бродячего философа. Полное собрание текстов / прим. и комм. О. В. Марченко. М.: АСТ, ОГИЗ, 2018 - 557 с.
163. Смирнов А. Христианский педагог Ян Амос Коменский // Православный собеседник. 1892, март - апрель. Кн. 3. - С. 286-329.
164. Соколов П. А. История педагогических систем. 2-е изд., испр. и доп. Пг.: В. С. Клетов, 1916. - 708 с.
165. Сорина Г. В., Меськов В. С. Вперед к Коменскому (глобальный характер проекта Коменского в современных условиях) // Ценности и смыслы. 2012. № 4 (20). - С. 4-18.
166. Степанова А. С. Дидактика и матетика Я. А. Коменского: к вопросу о единстве замысла // Проблемы и перспективы развития современного образования в контексте его историко-педагогической интерпретации: сб. науч. трудов Международной научно-практической конференции - XXXIII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО. Волгоград, 2020. - С. 174-176.
167. Степанова А. С. Об античных прообразах и архетипах философско-образовательной концепции Я. А. Коменского // Наследие Яна Амоса Коменского в контексте проблем современного образования: материалы Междунар. научно-практ. конф. (Санкт-Петербург, 16-17 марта 2007 г.) / ред. С. М. Марчукова. СПб.: Петершуле, 2007. - С. 73-78.
168. Степанова А. С. От методологии к методике: опыт Яна Амоса Коменского и современные апробации // Философское наследие Я. А. Коменского: итоги и перспективы: материалы Международного методологического семинара (Санкт-Петербург, 12 марта 2020 г.) / под ред. С. М. Марчуковой. СПб.: Петершуле, 2020. - С. 54-67.
169. Степанова А. С. Роль античного наследия в формировании эвристического потенциала философско-образовательного проекта (пансофия и дидак¬тика) Я. А. Коменского // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. Т. 20. № 2. - С. 146-152.
170. Степанова А. С. Тема книги и чтения в концепциях Я. А. Коменского и Г. Сковороды // Ян Амос Коменский и Дмитрий Чижевский: диалог идей: колл. моногр. / под ред. С. Марчуковой и Р. Мниха / Colloquia litteraria sedlcensia XVIII. Institut Neofilologii i Badan interdyscyplinarnych, Uniwersytet przyrodniczo-humanistyczny w Siedlcach. Siedlce, 2015. - С. 198-209.
171. Степанова А. С. Философия Древней Стои. СПб.: Алетейя, 1995. - 272 с.
172. Степанова А. С. Философия Стои как феномен эллинистическо-римской культуры. СПб.: Петрополис, 2012. - 398 с.
173. Степанова А. С. Я. А. Коменский и идеи педагогического проектирования // Поиск гармонии в мире хаоса: Ян Амос Коменский и современная философия образования: материалы Межд. науч.-практ. конф. СПб.: Петершуле, 2016. - С. 211-220.
174. Степашко Л. А. Философия и история образования: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Моск. психол-соц. ин-т; Флинта, 2003. - 316 с.
175. Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М.: АО Ками Груп, 1995. - 342 с.
176. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Кн. 1. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. - 430 с.
177. Сулима И. И. Путь философии образования к педагогической герменевтике // Общество и образование в XXI веке: опыт прошлого - взгляд в будущее. VIII Лозинские чтения: материалы Междунар. науч. метод. конф. Псков: Псков. гос. ун-т, 2019. - С. 381-387.
178. Тамбиева З. М. Дидактические взгляды П. Ф. Каптерева: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1983. - 23 с.
179. Тоичкина А. В. Метафора света в «Панавгии» Я. А. Коменского // Философ¬ское наследие Я. А. Коменского: итоги и перспективы: материалы Меж¬дународного методологического семинара (Санкт-Петербург, 12 марта 2020 г.) / под ред. С. М. Марчуковой. СПб.: Петершуле, 2020. - С. 45-53.
180. Тоичкина А. В. Понятия «система» в работах Д. И. Чижевского // Поиск гармонии в мире хаоса: Ян Амос Коменский и современная философия образования: материалы Межд. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург 3-4 июня 2015 г. СПб.: Петершуле, 2015. - С. 140-152.
181. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. - 544 с.
182. Толстой Л. Н. Педагогические статьи. 1860-1863 гг. // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений / под ред. В. Г. Черткова. М.: Государственное из¬дательство «Художественная литература», 1936. Т. 8. - С. 4-416.
183. Ушинский К. Д. Собрание сочинений / под ред. А. М. Еголина, сост. В. Я. Струминский. М.; Л.: Академия педагогических наук, 1948. Т. 8. - 776 с.
184. Ушинский К. Д. Собрание сочинений / под ред. А. М. Еголина, сост. В. Я. Струминский. М.; Л.: Академия педагогических наук, 1950. Т. 10. - 669 с.
185. Федоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4 т. / сост. и комм. А. Г. Гачевой и С. Г. Семеновой. М.: Прогресс, 1995. Т. I. - 518 с.
186. Федорова Е. А. Ян Амос Коменский. Матетика // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. 2020. № 64. - С. 121-138.
187. Ходзицкий А. Г. Профессор философии Памфил Данилович Юркевич (1826-1874 гг.): очерк жизни, литературной деятельности и богословско-философского мировоззрения // Вера и разум. 1914. № 22. - С. 558-580.
188. Хомяков А. С. Несколько слов православного христианина по поводу западных вероисповеданий. По поводу брошюры г. Лоранси // Хомяков А. С. Вопросы философии. М.: Медиум, 1994. - 479 с.
189. Хомяков А. С. Об общественном воспитании в России // Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова: в 8 т. 3-е изд. М.: Унив. тип., 1900. Т. I. - 417с.
190. Цинцендорф // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907.
191. Шадель Э. Пансофия Коменского как гармоничное единство познания мира, себя и Бога // Картина мира: наука, философия и религия: материалы междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 6-7 нояб. 2008 / Центр системных исслед. С.-Петерб. союза ученых [и др.]. СПб.: Европейский дом, 2009. - С. 13-30.
192. Шамахов В. А., Межевич Н. М. Глобализация 3.0 или новая регионализация: к вопросу об этапности мирового развития // Управленческое консуль¬тирование. 2021. № 3. - С. 10-15.
193. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: в 4 т. / под ред. И. А. Каирова. М.: Просвещение, 1964. Т. 2. - 475 с.
194. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: в 4 т. / под ред. И. А. Каирова. М.: Просвещение, 1964. Т. 3. - 490 с.
195. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: в 4 т. / под ред. И. А. Каирова. М.: Просвещение, 1965. Т. 4. - 328 с.
196. Шимоник В. Эстетика творческого труда в произведениях Я. А. Коменского // Исправление мира в концепции Яна Амоса Коменского. Комениологические штудии, Т. I (2014). СПб.: Европейский дом, 2014. - С. 180-192.
197. Шифферова В. Путь из «Лабиринта» как рождение человека для открытого мира // Непрерывное образование как компас в поисках своего пути в «Лабиринте мира»: материалы Международной научно-практической конференции. СПб.: Петершуле, 2015. - С. 50-55.
198. Шлейермахер Ф. Герменевтика / пер. с нем. А. Л. Вольского; науч. ред. Н. О. Гучинская. СПб.: Европейский дом, 2004. - 242 с.
199. Шмидт К. История педагогики Карла Шмидта, изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов: [в 4 т.] / пер. Э. Циммермана. 3-е изд., доп. и испр. Вихардом Ланге. Т. 3: От Лютера до Песталоцци. М.: К. Т. Солдатенков, 1880. - 386 с.
200. Шольцова К. Учение Яна Амоса Коменского в контексте теологии XVII века // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 5 (43). - С. 23-35.
201. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / пер. с итал. В. Г. Резник и А. Г. Погоняйло. СПб.: Symposium, 2006. - 543 с.
202. Эко У. Остров накануне / пер. с. итал. СПб.: Симпозиум, 2005. - 486 с.
203. Эко У. Открытое произведение / пер. с итал. СПб.: Симпозиум, 2006. - 412 с.
204. Эко У. Отсутствующая структура: введение в семиологию. СПб.: Symposium, 2004. - 544 с.
205. Юркевич П. Д. Идеи и факты изъ исторш педагогики // Журналъ М. Н. П. 1870. Книг. 9 - С. 1-142 и 10. Часть CXLXI, отд. 3. - С. 127-188.
206. Юркевич П. Д. Идея // Юркевич П. Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990. - С. 9-86.
207. Юркевич П. Д. Курс общей педагогики. М.: тип. Грачева и К°, 1869. - 404 с.
208. Юркевич П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Божия // Его же. Философские произведения. М.: Правда, 1990. - С. 69-103 (переизд.: Труды Киевской духовной академии. 1860, № 1).
209. Юркевич П. Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990. - 670 с.
210. Юркевич П. Д. Чтения о воспитании. М.: Изд-во «Н. Чепелевский», 1865. - 272 с.
211. Янутш О. А. Дидактика Я. А. Коменского как философско-культурологический проект «детства» // Общество. Среда. Развитие. 2019. № 4. - С. 68-71.
212. Янутш О. А. О понятиях «культура» и «образование» в работе Я. А. Коменского «Великая дидактика» // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2015. № 178. - С. 152-157.
213. Янутш О. А. Речь Я. А. Коменского «О культуре природных дарований» как «ключ» к русским переводам «Великой дидактики» // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. Т. 20. № 2. - С. 161-166.
214. Янутш О. А. Специфика актуализации философско-педагогического наследия Я. А. Коменского в России во второй половине XIX в. и в конце XX в.: сравнительный анализ // Философское наследие Я. А. Коменского: итоги и перспективы: материалы Международного методологического семинара (Санкт-Петербург, 12 марта 2020 г.) / под ред. С. М. Марчуковой. СПб.: Петершуле, 2020. - С. 80-89.
215. Кортгаазе В. Big Меланхтона до Коменського та Чижевського: вибраш пращ за ред. Романа Мниха i Свгена Пшеничного. Вид. 2-ге, доп. Дрогобич; Ки!в: Коло, 2005. - 378 с.
216. Чижевський Д. И. Фiлософiя Сковороди. Харьков: Акта, 2004. - 432 с.
217. Arnim I. Stoicorum Veterum Fragmenta. Lipsiae, B. G. Teubner, ed., 1979.
218. T. 2. - 348 с.
219. Bibliotheka Trinitariorum. International Bibliography of Trinitarian Literature / Ed. by E. Schadel. Muenchen. Vol. 1: 1984; vol. 2: 1988.
220. Bilder aus der Herrnhuter Mission: Fotografien des 19. Jahrhunderts aus den Sammlungen des Unitatsarchivs / hrsg. von Ruder Kroger. Herrnhut: Comenius- Buchhandlung, 2008. - 161 s.
221. Blair A. Mosaic physics and the search for a pious natural philosophy in the late Renaissance, in: Isis. 2000. Vol. 91 (1). - P 32-58.
222. Capkova D. The Idea of Panhistoria in the Development of Comenius’ Work toward Consultatio, in: Acta Comeniana. Praha, 1970. Roc. 2 (26). - S. 49-72.
223. Cicero M. Tullius. De Finibus Bonorum et Malorum. [The extent of good and evil]. Th. Schiche (eds). Leipzig: Teubner, 1915.
224. Dieterich V.-J. Johann Amos Comenius. Ein Mann der Sehnsucht 1592-1670. Theologische, padagogische und politische Aspekte seines Lebens und Werkes. Stuttgart. 2003. - 156 s.
225. Funda O. A. Der Gedanke des Synergismus in der Theologie von Johann Amos Comenius, in: Comenius als Theologe: Beitrage zur Internationalen Wissenschaftlichen Konferenz «Comenius’ Erbe und die Erziehung des Menschen fur das 21. Jahrhundert» (Sektion VII). Prag, 1998. -- S. 155-159.
226. Jaume A. L. Comenius and Descartes on Method: Two Solutions to One Probleme? (Коменский и Декарт о методе: Два решения одной проблемы?) // Ян Амос Коменский и Дмитрий Чижевский: диалог идей: колл. моногр. / под ред. С. Марчуковой и Р. Мниха / Colloquia litteraria sedlcensia XVIII. Institut Neofilologii i Badan interdyscyplinarnych, Uniwersytet przyrodniczo- humanistyczny w Siedlcach. Siedlce, 2015. -- С. 119-127.
227. Komensky J. A. Labyrint sveta a raj srdce. Praha: Jazykova uprava, 2013. - 267 s.
228. Komensky J. A. O sobe / Soubor textu shromazdili A. Molnar a N. Rejchrtova. Praha, 1989. -384 s.
229. Lischewski A. Johann Amos Comenius und die padagogischen Hoffnungen der Gegenwart. Grundzuge einer mentalitatsgeschichtlichen Neuinterpretation seines Werkes. Brill/Rodopi, 2010. - S. 143-145.
230. Lischewsky A. Blinde Flecken der Comeniologie - Perspektiven fur eine zukunftige Forschung, in: Gewalt sei ferne den Dingen! Contemporary Perspectives on the Works of John Amos Comenius. Wiesbaden: Springer Fachmedien, 2016. - S. 239-260.
231. Melmukova E. Das alternative Schulwesen im Geiste von J. A. Comenius in der Illegalitat des 18. Jahrhunderts in den bomischen Landern, in: Comenius als Theologe. Beitraege zur Internationalen wissenschaftlichen Konferenz “Comenius Erbe und die Erziehung des Menschen fur das 21. Jahrhundert” (Sektion VII). Nadance Comenius. Prag, 1998. - S. 141-148.
232. Michel G. Die Welt als Schule: Ratke, Comenius und die didaktische Bewegung, in: The Legacy of Johannes Amos Comenius to the culture of education: intern. conf., Prague, Nov. 15th-17th, 2007: abstr. of papers / Ped. Museum of J. A. Comenius. Prague, 2007. -- P. 8.
233. Peterson J. Fang bei dir an! Das Haos der Welt in kleinen Schriften bandigen, in: Salzkorn. Anstiftung zum gemeinsamen Christenleben. Reichelsheim. 03.2020. - S. 31-33.
234. Popelova J. Der Kulturbegriff Komenskys, in: Acta Comeniana. 1983, T 29., Bd. 5. - S. 5-19.
235. Pospisilova I. Praxis pietatis, in: Comenius als Theologe: Beitrage zur Internationalen Wissenschaftlichen Konferenz «Comenius’ Erbe und die Erziehung des Menschen fur das 21. Jahrhundert» (Sektion VII). Prag, 1998. - S. 68-72.
236. Schaller K. Johann Amos Comenius: ein padagogisches Portrat. Weinheim [etc.]: Beltz 2004. - 140 S.
237. Scherbaum Matthias. Der Metaphysiikbegriff des Johann Amos Comenius. Das Projekt der Pansophieim Spannungsbogen von “Realismus”, Heilsgeschichte und Pan-Paideia, Rossdorf-Darmstadt Utopiica 2008 (Comeniana, Bd. 1), S. 21. Цит. по: Мушникова Э. Б. (пер. с немецкого) Метафизическая философия Яна Амоса Коменского // Поиск гармонии в мире хаоса: Ян Амос Коменский и современная философия образования. Петершуле, 2016. - С. 19-30.
238. Schifferova V. Komensky a Seneka, in: Studia Comeniana et Historica. 1990. No. 20. - С. 106-111.
239. Schmidt-Biggemann W. Die theologische Bedeutung von enziklopaedischem Wissen bei Comenius, in: Comenius als Theologe: Beitrage zur Internationalen Wissenschaftlichen Konferenz «Comenius’ Erbe und die Erziehung des Menschen fur das 21. Jahrhundert» (Sektion VII). Prag, 1998. - S. 80-101.