%0 %A Марчукова, С М %A Степанова, А С %A Янутш, О А %A Степанова, А С %A Богуславский, М В %A Корольков, А А %T Эвристический потенциал философско-образовательного проекта Я. А. Коменского: Традиции и современность %D 2022 %X Монография посвящена теме эвристического потенциала философско-образовательного проекта Яна Амоса Коменского, изучению ритмов становления его образовательной мысли в ее терминологическом обрамлении, раскрытию роли философской составляющей его концепции образования в генезисе дидактических принципов, перекликающихся с античной пайдейей, выявлению типологического родства между пансофией Я. А. Коменского и идейной парадигмой «философии сердца», представленной творчеством Г. С. Сковороды, славянофилов (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков) и Л. Д. Юркевича. Рассматриваются вопросы типологического сходства, а иногда и прямого влияния его идей на творчество русских мыслителей и педагогов - теоретиков и практиков: К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, Н. Ф. Федорова, С. Т. Шацкого. С. И. Гессена. Освещается роль наследия Коменского в становлении педагогической психологии (Я. А. Коменский, А. Дистервег, В. В. Зеньковский и С. И. Гессен). Культурологическая теория У. Эко исследована применительно к наследию Коменского. Культурно-образовательный проект Коменского раскрыт через особенности его рецепции в России XIX-XX вв. и специфику семантического поля концептов «дидактика», «культура» и «образование». Монография может представлять интерес для философов, педагогов, культурологов. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/15502