Глава книги
Онтологические и гносеологические основания фундаментальных идей Коменского для развития системы непрерывного образования
1. Августин Аврелий. Исповедь. История моих бедствий / Петр Абеляр. М.: Республика, 1992. - 335 с.
2. Ананьев Б. Г. Вопросы психологии обучения и воспитания в трудах Яна Амоса Коменского // Советская педагогика. 1971. № 2. - С. 48-53.
3. Баранцев Р. Г. Становление тринитарного мышления. М.; Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, 2005. - 123 с.
4. Барбур И. Этика в век технологии. М.: Библ.-богосл. ин-т св. апостола Андрея, 2001. - 380 с.
5. Блонский П. П. Ян Амос Коменский. М.: К. И. Тихомиров, 1915. -- 121 с.
6. Брискина-Мюллер А. Педагогические взгляды Филиппа Меланхтона // Наследие Яна Амоса Коменского в контексте проблем современного образования: материалы Междунар. научно-практ. конф. (Санкт-Петербург, 16-17 марта 2007 г.) / ред. С. М. Марчукова. СПб.: Петершуле, 2007. - С. 150-157.
7. Вукасович А. Концепция пансофии у Я. А. Коменского // Человек - культура - общество в концепции Яна Амоса Коменского: материалы Междунар. симп. к 400-летию со дня рождения Я. А. Коменского. М.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1997. - С. 153¬160.
8. Герокова Ж. Х. Образование лиц «третьего возраста» // Педагогика. 2008. № 4. -- С. 3-10.
9. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / под ред. П. В. Алексеева. М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
10. Давыдов Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия: проблемы нравственной философии. М.: Молодая гвардия, 1982. - 287 с.
11. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Академический проект, 2019. -- 415 с.
12. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. -¬374 с.
13. Днепров Э. Д. Я. А. Коменский в отечественной историографии советского периода: основные этапы и тенденции изучения // Человек - культура - общество в концепции Яна Амоса Коменского: материалы Междунар. симпозиума к 400-летию со дня рождения Я. А. Коменского. М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1997. -- С. 296-301.
14. Ермишин О. Т. Путь к идейному синтезу и единству (О жизни и трудах В. В. Зеньковского) // Зеньковский В. В. Собрание сочинений: в 2 т. М.: Русский путь, 2008. Т. 1. -- С. 5-37.
15. Зеньковский В. В. Проблема психической причинности. Киев: Типография Императорского Университета святого Владимира, 1914. -- 435 с.
16. Козырев Ф. Н. Религиозное образование в светской школе: теория и междунар. опыт в отечеств. перспективе. СПб.: Апостольский город, 2005. - 636 с.
17. Колар Я. «Лабиринт света и рай сердца» как модель литературного творчества Я. А. Коменского // Человек - культура - общество в концепции Яна Амоса Коменского: материалы Междунар. симпозиума к 400-летию со дня рождения Я. А. Коменского. М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1997. - С. 173-179.
18. Коменский Я. А. Единственно необходимое // Лабиринт света и рай сердца. М.: Издательство МИК, 2000. - С. 213-304.
19. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1982. Т. 1 - 656 с.; Т. 2. - 576 с.
20. Коменский Я. А. Лабиринт света и рай сердца. М.: Изд-во МИК, 2000. - 311 с.
21. Коменский Я. А. Панпедия (Искусство обучения мудрости) / пер. с лат.; отв. ред. Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. М.: Изд-во УРАО, 2003. - 320 с.
22. Красновский А. А. Ян Амос Коменский. М.: Учпедгиз, 1953. - 324 с.
23. Лурье С. В. Предисловие к русскому переводу // Джемсъ В. Многообразiе религиознаго опыта / пер. с анг. В. Г. Малахеевой-Мировичъ и М. В. Шикъ; под ред. С. В. Лурье. М.: Издание журнала «Русская Мысль», 1910. - С. 5-16.
24. Макдональд Г. Как упорядочить свой внутренний мир. СПб.: Мирт, 2011. - 190 с.
25. Марчукова С. М. «Физика» Я. А. Коменского как пансофическое сочинение (предисловие к переводу) // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. 2018. № 4. - С. 101-104.
26. Марчукова С. М. «Физика» Я. А. Коменского - белое пятно современной комениологии // Проблемы современного образования. 2018. № 4. - URL: http://www.pmedu.ru.
27. Марчукова С. М. «Школа старости» в наследии Я. А. Коменского // Mlodosc i starosc w j^zyku, literaturze, kulturze i sztuce , «Conversatoria Litteraria» Midzynarodowy Rocznik Naukowy 11, red. tomu Danuta Szymonik i Walentyna Krupowies. Siedlce - Banska Bystrzyca 2017. - C. 397-409.
28. Марчукова С. М. Жизненный мир человека в сочинении Я. А. Коменского «Лабиринт света и рай сердца» // Общество и образование в XXI веке: опыт прошлого - взгляд в будущее (Восьмые Лозинские чтения): материалы Международной научно-методической конференции 18-19 апреля 2019 г. Псков: Псковский государственный университет, 2019. - С. 245-250.
29. Марчукова С. М. О некоторых аспектах педагогики Русского зарубежья в Чехословакии 20-х гг. XX в. // Российская эмиграция в славянских странах: материалы XXXIX Международной филологической конференции, 19 марта 2010 г., Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2010. - С. 18-26.
30. Марчукова С. М. О некоторых историко-педагогических аспектах становления педагогической психологии (Я. А. Коменский, А. Дистервег, В. В. Зеньковский, С. И. Гессен) // Комплексные исследования детства. 2019. Т 1. № 1. - С. 4-10.
31. Марчукова С. М. О парадоксах восприятия педагогического наследия Я. А. Коменского // Ян Амос Коменский и Дмитрий Чижевский: диалог идей: колл. моногр. / под ред. С. Марчуковой и Р. Мниха / Colloquia litteraria sedlcensia XVIII. Institut Neofilologii i Badan interdyscyplinarnych, Uniwersytet przyrodniczo-humanistyczny w Siedlcach. Siedlce, 2015. - С. 85-100.
32. Марчукова С. М. О примере использования троичности в методологии современных комениологических исследований // Проблемы и перспективы развития современного образования в контексте его историко-педагогической интерпретации: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции - XXXIII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО / под ред. чл.-кор. РАО, д. п. н., профессора М. В. Богуславского; профессора РАО, д. п. н., профессора С. В. Куликовой. Волгоград: Редакционно-издательский центр ВГАПО, 2020. - С. 171-173.
33. Марчукова С. М. О природосообразности и культуросообразности: историко-образовательный контекст // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие: коллектив¬ная монография по материалам VIII Междуар. научно-практ. конферен¬ции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. - С. 188-191.
34. Марчукова С. М. О теологическом аспекте философско-образовательного проекта Я. А. Коменского: взгляд из XXI в. // Религия. Церковь. Обще¬ство. 2020. № 9. - С. 116-153.
35. Марчукова С. М. Педагогическая эсхатология: образ смерти в драме Я. А. Коменского «Лабиринт света и рай сердца» // Вестник РХГА. 2019. Т. 20. № 2. - С. 153-160.
36. Марчукова С. М. Постдипломное педагогическое образование: об «умении учиться» и «умении разучиваться» (А. Дистервег) // Постдипломное педагогическое образование: традиции и инновации: материалы IX международной научно-практической конференции. СПб.: АППО, 2011. - С. 54-56.
37. Марчукова С. М. Ян Амос Коменский. Приглашение к диалогу. СПб.: Европейский дом, 2008. - 126 с.
38. Марчукова С. М. Ян Амос Коменский: человек в «лабиринте света». СПб.: Издательство христианского библейского братства св. апостола Павла, 2006. - 285 с.
39. Мельников Г. П. Теология в педагогической концепции Я. А. Коменского // Европейская педагогика от Античности до Нового времени: исследова¬ния и материалы: сб. науч. тр.: [в 3 ч.]. М.: ИТПиМИО РАО, 1994. Ч. 3. - С. 117-125.
40. Мельников Г. П. Христианский интеллектуал XVII века: Я. А. Коменский и его воззрения на личность философа // Человек в контексте культуры.
41. Славянский мир: сб. ст. / Рос. Акад. наук, Ин-т славяноведения и балканистики. М.: Индрик, 1995. - С. 71-82.
42. Мортари Л. Забота о себе. Тверь: СФК-офис, 2017. - 156 с.
43. Мюллнер Я. «Лабиринт света» и трансформация образования в Европе // Непрерывное образование как компас в поисках своего пути в «Лабиринте мира»: материалы Междунар. научно-практ. конф. (Санкт-Петербург, 27-28 марта 2013 г.) / ред. С. М. Марчукова. - СПб.: Петершуле, 2013. - С. 9-23.
44. Нипков К. Э. Иоганн Амос Коменский и его значение для современной педагогики // Наследие Яна Амоса Коменского в контексте проблем современного образования: материалы Междунар. научно-практ. конф. (Санкт-Петербург, 16-17 марта 2007 г.) / ред. С. М. Марчукова. СПб.: Петершуле, 2007. - С. 5-11.
45. Нипков К. Э. Ян Коменский сегодня: религиозно-пед. аспект кризиса христианства и культуры эпохи модерна: цикл лекций. СПб.: Глагол, 1995. - 102 с.
46. Полякова М. А. Разработка Мартином Лютером педагогической программы реформационного движения в Германии: исторические предпосылки, содержание, практическая реализация. М.: АСОУ; Калуга: Изд-во «Эйдос», 2010. - 194 с.
47. Попова-Бондаренко И., Попова А. Художественная коммуникация в произведениях Я. А. Коменского // Studia Comeniana Sedlcensia, Band I. Jan Amos Komenski a kultura epoki baroku. Siedlce, 2007. - С. 111-118.
48. Рыбаков В. В. Ян Амос Коменский и Библия (на примере учебника для начального обучения Vestibulum) // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 1 (41). - С. 80-89.
49. Сеннхаузер В. Библейские истоки метода Я. А. Коменского // Наследие Яна Амоса Коменского в контексте проблем современного образова¬ния: материалы Междунар. научно-практ. конф. (Санкт-Петербург, 16-17 марта 2007 г.) / ред. С. М. Марчукова. СПб.: Петершуле, 2007. - С. 33-36.
50. Смирнов А. Христианский педагог Ян Амос Коменский // Православный собеседник. 1892, март - апрель. Кн. 3. - С. 286-329.
51. Шадель Э. Пансофия Коменского как гармоничное единство познания мира, себя и Бога // Картина мира: наука, философия и религия: материалы междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 6-7 нояб. 2008 / Центр системных исслед. С.-Петерб. союза ученых [и др.]. СПб.: Европейский дом, 2009. - С. 13-30.
52. Шимоник В. Эстетика творческого труда в произведениях Я. А. Коменского // Исправление мира в концепции Яна Амоса Коменского. Комениологические штудии, Т. I (2014). СПб.: Европейский дом, 2014. - С. 180-192.
53. Шмидт К. История педагогики Карла Шмидта, изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов: [в 4 т.], пер. Э. Циммермана. 3-е изд., доп. и испр. Вихардом Ланге. Т. 3: От Лютера до Песталоцци. М.: К. Т. Солдатенков, 1880. - 386 с.
54. Шураки А. Мысли о проблеме и методе перевода Библии и Корана. Речь при вручении премии Леопольда Лукаса 13 мая 1993 г. в Тюбингене (цит. по: Нипков К. Э. Ян Коменский сегодня: религиозно-пед. аспект кризи¬са христианства и культуры эпохи модерна: цикл лекций. СПб.: Глагол, 1995. - С. 64).
55. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / пер. с итал. В. Г. Резник и А. Г. Погоняйло. СПб.: Symposium, 2006. - 543 с.
56. Кортгаазе В. Вщ Меланхтона до Коменського та Чижевського: вибраш пращ за ред. Романа Мниха i Свгена Пшеничного. Вид. 2-ге, доп. Дрогобич; Кив: Коло, 2005. - 378 с.
57. Capkova D. The Idea of Panhistoria in the Development of Comenius’ Work toward Consultatio, in: Acta Comeniana. Praha, 1970. Roc. 2 (26). - S. 49¬72.
58. Dieterich V.-J. Johann Amos Comenius. Ein Mann der Sehnsucht 1592-1670. Theologische, padagogische und politische Aspekte seines Lebens und Werkes. Stuttgart. 2003. - 156 s.
59. Funda O. A. Der Gedanke des Synergismus in der Theologie von Johann Amos Comenius, in: Comenius als Theologe: Beitrage zur Internationalen Wissenschaftlichen Konferenz «Comenius’ Erbe und die Erziehung des Menschen fur das 21. Jahrhundert» (Sektion VII). Prag, 1998. - S. 155-159.
60. Lischewski A. Johann Amos Comenius und die padagogischen Hoffnungen der Gegenwart. Grundzuge einer mentalitatsgeschichtlichen Neuinterpretation seines Werkes. Brill/Rodopi, 2010. - S. 143-145.
61. Lischewsky A. Blinde Flecken der Comeniologie - Perspektiven fur eine zukunftige Forschung, in: Gewalt sei ferne den Dingen! Contemporary Perspectives on the Works of John Amos Comenius. Wiesbaden: Springer Fachmedien, 2016. - S. 239-260.
62. Michel G. Die Welt als Schule: Ratke, Comenius und die didaktische Bewegung, in: The Legacy of Johannes Amos Comenius to the culture of education: intern. conf., Prague, Nov. 15th-17th, 2007: abstr. of papers / Ped. Museum of J. A. Comenius. Prague, 2007. -- P. 8.
63. Peterson J. Fang bei dir an! Das Haos der Welt in kleinen Schriften bandigen, in: Salzkorn. Anstiftung zum gemeinsamen Christenleben. Reichelsheim. 03.2020. - S. 31-33.
64. Schaller K. Johann Amos Comenius: ein padagogisches Portrat. Weinheim [etc.]: Beltz 2004. - 140 S.
65. Schmidt-Biggemann W. Die theologische Bedeutung von enziklopaedischem Wissen bei Comenius, in: Comenius als Theologe: Beitrage zur Internationalen Wissenschaftlichen Konferenz «Comenius’ Erbe und die Erziehung des Menschen fur das 21. Jahrhundert» (Sektion VII). Prag, 1998. -- S. 80-101.