В работе рассматриваются теоретические положения статьи К. Штокхаузена “Wie die Zeit vergeht” («Как проходит время»). Отказываясь от традиционных методов выстраивания музыкального процесса, композитор ищет новые, но не менее эффективные средства упорядочивания музыкального материала во времени. Фундаментальной идеей, определившей концепцию Штокхаузена, стало понимание единой природы длительности, высоты и тембра звука - все эти параметры определяются колебаниями звучащего тела. Следствием этого открытия является разработка чрезвычайно дифференцированной системы длительностей (по аналогии с делением октавы на 12 полутонов), что впоследствии приводит композитора к идее «поля» (диапазона возможных значений длительностей, высот и др.), пришедшей на смену концепции «точки» (фиксированных значений характеристик музыкально- го звука). В статье также рассматриваются параллели между идеями Штокхаузена и некоторыми научными и философским концепциям XX века.
Литвих Е. В., Тимошенко А. А., Пигина Н. В. «НОВАЯ МОРФОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ» К. ШТОКХАУЗЕНА (ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ “WIE DIE ZEIT VERGEHT”). 2023;:82-96.
1. Арановский М. Г. Музыкальный текст: Структура и свойства / М. Г. Арановский. М.: Композитор, 1998. 343 с.
2. Аркадьев М. А. Временные структуры новоевропейской музыки. Опыт феноменологического исследования. М.: Библос, 1992. 168 с.
3. Астахова О. А. Метод хронотопического анализа музыкального произведения (на примере прелюдии Дебюсси «Канопа») // Журнал Общества теории музыки. 2019. Вып. 1 (25). С. 33-44.
4. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память: пер. с фр. Минск: Харвест, 1999. 1408 с.
5. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М.: Музыка, 1975. 143 с.
6. Касьянова Н. Б. Прагматика авторского текста в музыкальном произведении: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.19. М., 2018. 22 с.
7. Литвих Е. В. Единство пространства-времени в музыке А. Веберна и визуальных искусствах XX века. Аналитические параллели // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Научный журнал. СПб, 2009. № 107. С. 177-183.
8. Литвих Е. В. Концепция формы в серийной музыке Антона Веберна в контексте визуальных искусств XX века: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.09. Санкт-Петербург, 2009. 210 с.
9. Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. М.: Музыка, 1967. 752 с.
10. Минковский Г. Пространство и время // Принцип относительности. Сб. работ по специальной теории относительности. М.: Атомиздат, 1973. 332 с.
11. Ручьевская Е. А. Классическая музыкальная форма: учебник по анализу: для студентов сред. и высш. муз. заведений. СПб.: Композитор, 1998. 300 с.
12. Савенко С. И. Карлхайнц Штокхаузен. URL: http://www.opentextnn.ru/music/ personalia/schtokhauzen/: (дата обращения 27. 05. 2022).
13. Теория современной композиции / отв. ред. В. С. Ценова. М.: «Музыка», 2005. 624 с.
14. Холопов Ю. Н. Новые парадигмы музыкальной эстетики ХХ века [Электронный ресурс]. URL: http://www.kholopov.ru/prdgm.html (дата обращения: 15.05.2022)
15. Холопова В. Н., Холопов Ю. Н. Антон Веберн. Жизнь и творчество / Предисловие Р. К. Щедрина. М.: Советский композитор, 1984. 319 с.
16. Цареградская Т. В. Время и ритм в музыке второй половины XX века (О. Мессиан, П. Булез, К. Штокхаузен, Я. Ксенакис): дис. … д-ра искусствоведения: 17.00.02. М., 2002. 359 с.
17. Cowell H. New musical resources / with notes and an accompanying essay by D. Nicholls. Cambridge University Press, 1996. 177 p.
18. Stockhausen, K. Texte: Zur elektronischen und instrumentalen Musik. Bd. 1 / ed. D. Schnebel. Köln: M. DuMont Schauberg, 1963. 259 S.