%0 %A Литвих, Е В %A Тимошенко, А А %A Пигина, Н В %T «НОВАЯ МОРФОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ» К. ШТОКХАУЗЕНА (ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ “WIE DIE ZEIT VERGEHT”) %D 2023 %X В работе рассматриваются теоретические положения статьи К. Штокхаузена “Wie die Zeit vergeht” («Как проходит время»). Отказываясь от традиционных методов выстраивания музыкального процесса, композитор ищет новые, но не менее эффективные средства упорядочивания музыкального материала во времени. Фундаментальной идеей, определившей концепцию Штокхаузена, стало понимание единой природы длительности, высоты и тембра звука - все эти параметры определяются колебаниями звучащего тела. Следствием этого открытия является разработка чрезвычайно дифференцированной системы длительностей (по аналогии с делением октавы на 12 полутонов), что впоследствии приводит композитора к идее «поля» (диапазона возможных значений длительностей, высот и др.), пришедшей на смену концепции «точки» (фиксированных значений характеристик музыкально- го звука). В статье также рассматриваются параллели между идеями Штокхаузена и некоторыми научными и философским концепциям XX века. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/13987