Книга

Методика обучения литературе в школе
Учебник адресован студентам филологических факультетов педагогических вузов, обучающихся по программе учебной дисциплины «Методика обучения литературе», направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профили Русский язык и Литература). При его создании авторы руководствовались необходимостью повышения качества подготовки педагогических кадров для школ современной России. Первая книга учебника включает материалы по истории развития методики преподавания литературы в России и психолого-педагогическим основам изучения литературы в школе, рекомендации по построению уроков с учетом возрастных особенностей учащихся и жанровой специфики произведений. Вторая книга ориентирована на обучение будущих педагогов актуальным теоретическим и практическим методам и навыкам развития литературно-творческих способностей учащихся во внеурочной и исследовательской деятельности. Каждый раздел сопровождают вопросы, задания и тесты для проверки полученных знаний, а также необходимый список методической литературы. Учебник может использоваться как для работы в аудитории, так и для самостоятельной подготовки студентов педагогических вузов.
1. Беньковская Т. Е. Научные направления и школы в российской методике преподавания литературы XVIII - начала XXI века: монография. М.: ФЛИНТА: Наука, 2015.
2. Ланин Б. А., Артюхова И. С., Шамчикова В. М. Методика преподавания литературы во второй половине ХХ века // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. №5 (32). С. 161-174.
3. Методика преподавания литературы в советской школе / сост. Я. А. Рот-кович. М., 1969.
4. Роткович Я. А. Вопросы преподавания литературы: историко-методические очерки. М., 1959.
5. Роткович Я. А. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе // Известие АПН РСФСР. Вып. 50. М., 1953.
6. Скафтымов А. П. Преподавание литературы в дореволюционной школе / Сороковые и шестидесятые годы // Ученые записки Саратовского государственного педагогического института. Вып. 3. Саратов, 1938.
7. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы / сост. Я. А. Роткович. М., 1956.
8. Чертов В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. М., 1994.
9. Чертов В. Ф. Теоретические проблемы современной методической науки // Теория и методика обучения литературе: учебник для студентов высших педагогических заведений / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов. М.: Издательский центр «Академия», 2007. С. 8-74.
10. Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности. М.: Мир, 1972.
11. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. М., 1964.
12. Выготский Л. С. О психологических системах // Собр. соч. М., 1982. С. 109-131.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.
14. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Теория обучения. М., 2003.
15. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Тула: Автограф, 2000.
16. Гуревич К. М. Психологическая диагностика: учебное пособие. М., 1997.
17. Дидактика средней школы / под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975.
18. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Дом педагогики, 1999.
19. Каган М. С. О педагогическом аспекте теории диалога // Диалог в образовании: сб. материалов конф. Серия «Symposium». Вып. 22. СПб., 2002.
20. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. Минск: Высшая школа, 2002.
21. Кудряшёв Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М.: Просвещение, 1981.
22. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М.: Поиск, 1992.
23. Немов Р. С. Психология: в 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика: учебник для студентов высших учебных заведений. 4-е изд. М.: Владос, 2001.
24. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. М., 2003.
25. Сластенин В. А. Педагогика. М., 2002.
26. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
27. Библер B. C. От наукоучения - к логике культуры (два философских введения в XXI век). М., 1991.
28. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
29. Иванова В. А., Левина Т. В. Педагогика: электронный учебно-методический комплекс // http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/02_kv.html.
30. Ильясов И. И. Структура процесса учения. М., 1986.
31. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
32. Ладенко И. С. Модели рефлексии. Новосибирск: Изд-во «Институт философии и права СО РАН», 1992.
33. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
34. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
35. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. В. Клюевой. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
36. Подласый И. П. Педагогика. М., 1999.
37. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. М.: Когито-Центр, 2010.
38. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
39. Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е. С. М.: Современное слово, 2001.
40. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
41. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
42. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 1. М.: АН СССР, 1953.
43. Гинзбург Л. О лирике. 2-е изд. Л.: Советский писатель, 1974.
44. Голубков М. Н. Кафедра литературной истории XX-XXI веков: современные вызовы // Филологические науки. 2015. № 1.
45. Гуковский Г. А. Изучение литературных произведений в школе. Тула: Аграф, 2000.
46. Маранцман В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л., 1974.
47. Мурин Д. Н. «Понимать или анализировать текст?» - основной вопрос современной методики // Русская словесность. 2010. № 3.
48. Николаев П. А. и др. История русского литературоведения. М.: Высшая школа, 1980.
49. Новиков В. Л. Поэтика и биография писателя // Филологические науки. 2016. № 4.
50. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. Тула: Аграф, 1990.
51. Сакулин П. А. Филология и культура. М.: Высшая школа, 1990.
52. Смирнов И. Homo economicus и homo sapiens // Звезда. 2009. № 12.
53. Мурин Д. Н. Искусство учиться: советы старшеклассникам при изучении литературы. СПб.: СМИО-Пресс, 2000.
54. Молдавская Н. Д. Воспитание читателя в школе. М.: Просвещение, 1988.
55. Целикова Е. И. Типы анализа литературного произведения в школе и их влияние на литературное развитие учащихся. Улан-Удэ, 1996.
56. Кудина Г. Н. Диагностика читательской деятельности школьников. М.: Международный образоват. психолог. колледж: психологич. ин-т, 1996.
57. Поддержка и развитие чтения: современные технологии и актуальные практики: коллективная монография по материалам 11-й научно-практической конференции «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании» / под ред. Е. С. Романичевой. Серия «Стратегии современного гуманитарного образования». Вып. 4. М.: МГПИ, 2012.
58. Свирина Н. М. Почему Нос, или О динамике возрастного восприятия литературного произведения школьниками // Культурный контекст на уроках литературы: монография. СПб.: Глагол: Лита, 1999. С. 11-29.
59. Беньковская Т. Е. Развитие методики преподавания литературы в русской школе. XX век. Ч. 1. 1900-1940-е годы: учеб.-метод. пособие и хрестоматия для студентов и преподавателей. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1999.
60. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе: методологические очерки о методике. Тула: Автограф, 2000.
61. Методика преподавания литературы. Персоналии: биобиблиографический словарь / В. Ф. Чертов, А. М. Антипова, Е. И. Белоусова, В. П. Журавлёв и др.; сост. и науч. ред. В. Ф. Чертов. М.: МПГУ, 2018.
62. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.
63. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989.
64. Чертов В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе: монография. 2-е изд., доп. М.: Прометей, 2013.
65. Браже Т. Г. О литературе в школе: книга для учителя. СПб.: Издательский дом «МИРС», 2008. 394 с.
66. Браже Т. Г. Проблемы изучения литературы в 9 классе вечерней школы: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. 175 с.
67. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения: пособие для учителя. 2-е изд., перераб. СПб.: Глагол, 2000. 272 с.
68. Воюшина М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: монография. СПб., 2007. 318 с.
69. Доманский В. А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2002. 368 с.
70. Интерпретация художественного произведения. Факультативный курс для старшеклассников и студентов: учеб. пособие / под общ. ред. В. Г. Маранцмана. СПб.: САГА, 2007. 138 с.
71. Колокольцев Е. Н. Развитие речи. 10-11 класс. Русский язык. Русская словесность. Литература. Произведения изобразительного искусства. М.: Дрофа, 2005. 176 с.
72. Коновалова Л. И. Развитие читательского воображения школьников в процессе изучения литературного произведения в школе. СПб.: Образование, 1992. 186 с.
73. Маранцман В. Г. Труд читателя: от восприятия литературного произведения к анализу: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1986. 124 с.
74. Маранцман Е. К. Логика образа (искусство восприятия мира в себе и себя в мире): научно-методич. пособие. СПб.: Изд-во ВВМ, 2017. 182 с.
75. Методика преподавания литературы: пособие для студентов и преподавателей: в 2 ч. / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. М.: Просвещение, 1995. Ч. 1. С. 80-84.
76. Роговер Е. С. Методика преподавания литературы: учеб. пособие. Т. III. СПб.: Олимп-СПб, 2017. 736 с.
77. Свирина Н. М. Культурный контекст на уроках литературы: книга для учителя. СПб.: Глагол, 1999. 152 с.
78. Свирина Н. М. Читающие подростки, или Развитие литературного слуха у школьников. СПб.: НПК «Омега», 2010. 112 с.
79. Свирина Н. М. Свободное чтение с детьми: учебно-методическое пособие. СПб.: НПК «Омега», 2012. 160 с.
80. Свирина Н. М. Чтение сегодня и чтение завтра // Инновационный поиск словесников: практики гуманитарного образования: учебно-методическое пособие / науч. ред. и сост. Е. О. Галицких. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2015. С. 22-34.
81. Сосновская И. В. Методика преподавания литературы в современной школе: монография. Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2016. 307 с.
82. Шамрей Л. В. Образный диалог времен как принцип и способ изучения художественной культуры. Н. Новгород, 1993. С. 65.
83. Ядровская Е. Р. Чтение как диалог: Уроки литературы в основной школе: учебно-методическое пособие. СПб.: Книжный Дом, 2011. 264 с.
84. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: монография. Самара: Учебная литература, 2009. 416 с.
85. Дранков В. Л. Психология художественного творчества: учебное пособие. Л.: ЛГИК, 1991.
86. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. 368 с.
87. Ильин Е. Н. Путь к ученику. Раздумья учителя-словесника: Из опыта работы: книга для учителя. М., 1988.
88. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. М.: ГИТИС, 2005. 576 с.
89. Методика преподавания литературы: пособие для студентов и преподавателей: в 2 ч. / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. М.: Просвещение, 1995.
90. Программа литературного образования. 5-9 классы / под ред. В. Г. Маранцмана. 3-е изд. М.: Просвещение, 2007. 213 с.
91. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. М.: Наука, 1997. 462 с.
92. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Избранные сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1985.
93. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М., 1994.
94. Шадриков В. Д. Профессиональные способности. М.: Университетская книга, 2010. 320 с.
95. Шолпо И. Л. Урок литературы - урок искусства: интерпретация художественного текста // Содружество искусств на уроках литературы. М.: МАИ, 1995. 110 с.
96. Ягункова В. П. Формирование компонентов литературных способностей у школьников 5 класса // Вопросы психологии способностей / под ред. В. А. Крутецкого. М.: Педагогика, 1973. С. 175-214.
97. Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.
98. Брякова И. Е. Формирование креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза: монография. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. 380 с.
99. Брякова И. Е. Использование креативных технологий на уроках литературы // Современная методика преподавания литературы: стратегии развития. XXIV Голубковские чтения: материалы международной научно-практической конференции, 24-25 марта 2016 г. / отв. ред. В. Ф. Чертов. М.: Экон-Информ, 2017. С. 83-90.
100. Брякова И. Е. Образовательное путешествие как способ постижения культурного пространства пушкинского текста // Четвертые Измайловские чтения, посвященные 180-летию поездки А. С. Пушкина в Оренбург. Международная научно-практическая конференция. Оренбург, 26-28 сентября 2013 г: сб. статей / отв. за вып. И. Е. Брякова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. С. 68-70.
101. Мировая художественная культура в современной школе. Рекомендации. Размышления. Наблюдения: научно-методический сборник. СПб.: Невский Диалект, 2006. 400 с.
102. Польдяева О. В. Возможности технологии «Дебаты» // Школьные технологии. 2007. № 1. С. 89.
103. http://www.oot-nmk.ru/oot/3/debati/debaty%20-%20uchebno-metodicheskiy%20komplekt.html
104. Исаев Е. И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 57.
105. Попов В. Учитесь распоряжаться своими впечатлениями // Литература. 2008. № 21. С. 17-19.
106. Ильин И. А. Поющее сердце // Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1994. С. 307-309.
107. Пеннак Д. Как роман. М., 2013.
108. Практики гуманитарного образования: проектирование - событийность - текст / науч. ред. Е. О. Галицких. М.; Киров, 2016.
109. Свирина Н. М. Читающие подростки, или Развитие литературного слуха у школьников. СПб., 2010.
110. Шолпо И. Как научить подростка читать? М., 2009.
111. Айзерман Л. Педагогическая непоэма: есть ли будущее у уроков литературы в школе? М., 2012.
112. Встречи / под ред. И. С. Павлова. М.: АНО «АПОМ», 2005.
113. Галицких Е. О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества. М., 2016.
114. Ээльмаа Ю. В., Федоров С. В. Информационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей. М., 2012.
115. Москвина М. Учись видеть. М., 2013.
116. Родари Д. Грамматика фантазии. М., 2011.
117. Чтение как искусство: герменевтический аспект / сост. и науч. ред. Е. О. Галицких. Киров, 2013.
118. Ядровская Е. Р. Чтение как диалог: уроки литературы в основной школе. СПб., 2011.
119. Галицких Е. О. Ресурсы коммуникативной дидактики для развития эмоционального интеллекта // Непрерывное образование. 2018. Вып. 1(23). С. 51-54.
120. Галицких Е. О. Технология изучения методической литературы студентами университета: чтение с увлечением // Педагогический имидж. 2016. Вып. 4(33). С. 26-31.
121. Генис А. Уроки чтения: камасутра книжника. М., 2013.
122. Палфри Дж. Дети цифровой эры. М., 2011.
123. Свирина Н. М. Свободное чтение с детьми. СПб., 2012.
124. Современный урок: взгляд в будущее. СПб., 2011.
125. Чудакова М. Литература в школе: читаем или проходим? М., 2013.
126. Богин Г. И. Обретение способности понимать. Тверь: Тверской ГУ, 2009. 156 с.
127. Вербицкая М. В., Махмурян К. С., Симкин В. Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года. М.: ФИПИ, 2016. 102 с.
128. Вальдгард С. Л. Очерки психологии чтения. СПб.: РНБ, 2010. 135 с.
129. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Национальное образование, 2016. 368 с.
130. Жинкин Н. И. Избранные труды. Язык - речь - творчество. Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике. М.: Лабиринт, 1998. С. 320.
131. Ковшиков В. А., Глухов В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности: в 2 т. М.: Астрель, 2007.
132. Леонов С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приемы творческого изучения литературы: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 1999. 224 с.
133. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Ленанд, 2014. 256 с.
134. Леонтьев А. А. Что такое виды речевой деятельности? // Начальная школа: плюс-минус. 2000. № 5.
135. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Ленанд, 2014. 224 с.
136. Мелентьева Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность. М.: Наука, 2010. 180 с.
137. Нелькин А. Г., Фураева Л. Д. Формы художественного мышления в русской литературе ХХ века: методический комментарий к рабочим тетрадям. СПб.: СМИО Пресс, 2005. 264 с.
138. Пачнер М. От литеры до литературы. Как письменное слово формирует мир, личности, историю. М.: КоЛибри, 2019. 448 с.
139. Пранцова Г. В. Современные стратегии чтения: теория и практика. М.: Форум, 2013. 367 с.
140. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. 4-е изд., испр. М.: Просвещение, 1985.
141. Фостер Т. Искусство чтения: как понимать книги. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 304 с.
142. Эльконин Б. Д. Развитие устной и письменной речи учащихся / под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. М.: ИНТОР, 1998. С. 106-112.
143. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1997.
144. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения: пособие для учителя. 2-е изд., перераб. СПб.: Глагол, 2000.
145. Поэтика художественного текста на уроках литературы. М., 1997. С. 164-171.
146. Калганова Т. А. Выбор методики анализа художественного произведения // Литература в школе. 1987. № 2. С. 30.
147. Павлова Н. И. Анализ эпизода // Литература в школе. 2003. № 7. С. 27.
148. Шелестова З. А. Особенности чтения художественной прозы // Литература в школе. 2000. № 3. С. 71-79.
149. Браже Т. Г. О литературе в школе: книга для учителя. СПб.: МИРС, 2008. С. 362-379.
150. Браже Т. Г. Проблемы изучения литературы в 9 классе вечерней школы: книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. С. 8-25.
151. Брякова И. Е. Формирование креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза: монография. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010.
152. Кудряшёв Н. И. О творческом изучении литературного произведения в школе // За творческое изучение литературы в школе. М., 1963. С. 31-44.
153. Маранцман В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л., 1974.
154. Маранцман В. Г. Анализ литературного произведения и развитие читателя-школьника // Литература в школе. 1980. № 1.
155. Мурин Д. Н. «Понимать или анализировать текст?» - основной вопрос современной методики // Русская словесность. 2011. № 3. С. 7-16.
156. Романичева Е. С. В защиту методики // Русская словесность. 2009. № 6.
157. Романичева Е. С. «…У кого не уяснены принципы… у того не только в голове сумбур, но и в делах чепуха» // Русская словесность. 2010. № 10. 10. Свирина Н. М. Культурный контекст на уроках литературы: книга для учителя. СПб., 1999.
158. Гинзбург Л. Я. О лирике. М., 1997.
159. Рез З. Я. Изучение лирики в школе. Л., 1968.
160. Маранцман В., Чирковская Т. Проблемные ситуации при изучении лирики // Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977.
161. Конспекты уроков для учителей литературы: 11 класс. Серебряный век русской поэзии / под ред. Л. Г. Максидоновой. М., 2000.
162. Тархов А. Лирик Афанасий Фет. Вступительная статья // Фет А. А. Стихотворения. Поэмы. Переводы. М., 1985. С. 3-22.
163. Фет А. Мои воспоминания. Ч. II. М., 1890. С. 40.
164. Шолпо И. Л. Есенин Сергей Александрович // Литература. 8 кл.: учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / под ред. В. Г. Маранцмана. М.: Просвещение, 2001.
165. Аникст А. А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972.
166. Бармак А. А. Семь шагов к театру. Книга для начинающих. М.: ГИТИС, 2018. 246 с.
167. Вишневская И. Л. Вопросы теории драмы и театра. М., 1992.
168. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Рипол Классик, 2017. 528 с.
169. Гегель Г. Лекции по эстетике. М.: Эксмо-Пресс, 2018. 224 с.
170. Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр. М., 1982.
171. Кнебель М. О. О действенном анализе пьесы и роли. М.: Лань, 2017. 204 с.
172. Костелянец Б. О. Драма и действие. Лекции по теории драмы. М.: Совпадение, 2007. 503 с.
173. Маранцман В. Г. Изучение литературы в 7 классе. Методическое пособие для учителя. М.: Классикс Стиль, 2002. 448 с.
174. Нелькин А. Г., Фураева Л. Д., Гордиенко Л. Л., Любавская Н. В. Литература. 8 класс. Рабочие тетради по литературе и развитию речи. СПб., 2006.
175. Сухих И. Структура и смысл. Теория литературы для всех. М.: Азбука, 2018. 544 с.
176. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999.
177. Журчева Л. В., Письмарова Л. Опыт изучения современной пьесы на уроках литературы в старших классах: Вадим Леванов «Сто пудов любви». Педагогический форум. 2020. № 1 (5). С. 33-35 // URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=43035429
178. Лукьянчикова Н. В. «Панорама идей» как разновидность диалога при изучении пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 1. Т. I (Культурология).
179. Методика преподавания литературы / под ред. О. Ю. Богдановой и В. Г. Маранцмана. Ч. 2. М.: Просвещение: Владос, 1995.
180. Нелькин А. Г., Фураева Л. Д. Рабочие тетради по литературе и развитию речи. 10 класс. СПб.: СМИО-Пресс, 2003.
181. Свирина Н. М. Культурный контекст на уроках литературы. СПб.: Глагол: Лита, 1999.
182. Феномен воображения: Философия для педагогики и психологии: учеб. пособие / В. А. Скоробогатов, Л. И. Коновалова. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Союз, 2002. С. 161.
183. Хомич Э. П. А. Н. Островский: поэтика эпического театра: монография. М.; Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. 104 с.
184. Шарафадина К. И., Таборисская Е. М., Михновец Н. Г. Театр и литература: на пересечении границ: монография. СПб., 2012. 344 с.
185. Беленький Г. И. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 7 класса. М.: Просвещение, 1978.
186. Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999.
187. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. 4-е изд., испр. М.: Просвещение, 1985. С. 175-176.
188. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.
189. Лотман Ю. М. Текст как семиотическая проблема // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т. I. Таллинн, 1992.
190. Дановский А. В. Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях. М., 1988.
191. Пранцова Г. В. Возможности речевых уроков в формировании литературоведческих знаний школьников // Русская словесность. 2007. № 2. С. 22-24.
192. Романичева Е. С. Понимание всегда чревато ответом. О смысловой составляющей знания // Русская словесность. 2007. № 2. С. 7-8.
193. Черобай Е. Н. Моделирование урока «Анализ художественного текста» // Русская словесность. 2001. № 1. С. 15-21.
194. Колкова Н. А. Изучение лирических жанров // Литература. 8 класс: методические рекомендации / под ред. В. Г. Маранцмана. М.: Просвещение. 2004.
195. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
196. Бочаров С. Г. Филологические сюжеты. М.: Языки славянских культур, 2007. 654 с.
197. Браже Т. Г. Целостное изучение эпических произведений в школе. 20-е изд., перераб. СПб.: Глагол, 2000. 272 с.
198. Виролайнен М. Н. Исторические метаморфозы русской словесности. СПб.: Амфора, 2007. 495 с.
199. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996. (1-е изд. - 1914).
200. Карсалова Е. В., Леденев А. В., Шаповалова Ю. М. Серебряный век русской поэзии: пособие для учителя. М.: Новая школа, 1996. 192 с.
201. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.
202. Корман Б. О. Опыт описания литературных родов в терминах теории автора (субъектный уровень) // Проблема автора в художественной литературе. Вып. 1. Ижевск, 1978.
203. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство - СПб, 1996. 848 с.
204. Маранцман В. Г. Изучение Пушкина в школе. На пути к Пушкину: пособие для учителей и учащихся: в 2 ч. М.: Владос, 1999. Ч. 1. 256 с.; Ч. 2. 320 с.
205. Маранцман В. Г. Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу. М.: Просвещение, 1986. 127 с.
206. Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М.: Независимая газета, 1996. 440 с.
207. Успенский Б. А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционных форм. М., 1970.
208. Хализев В. Е. Теория литературы: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 432 с.
209. Эткинд Е. Г. Материя стиха. СПб.: Гуманитарный союз, 1998. 506 с.