Книга

Методика обучения литературе в школе
Учебник адресован студентам филологических факультетов педагогических вузов, обучающихся по программе учебной дисциплины «Методика обучения литературе», направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профили Русский язык и Литература). При его создании авторы руководствовались необходимостью повышения качества подготовки педагогических кадров для школ современной России. Первая книга учебника включает материалы по истории развития методики преподавания литературы в России и психолого-педагогическим основам изучения литературы в школе, рекомендации по построению уроков с учетом возрастных особенностей учащихся и жанровой специфики произведений. Вторая книга ориентирована на обучение будущих педагогов актуальным теоретическим и практическим методам и навыкам развития литературно-творческих способностей учащихся во внеурочной и исследовательской деятельности. Каждый раздел сопровождают вопросы, задания и тесты для проверки полученных знаний, а также необходимый список методической литературы. Учебник может использоваться как для работы в аудитории, так и для самостоятельной подготовки студентов педагогических вузов.
1. Биография глазами биографа (По материалам круглого стола) // Вопросы литературы. 2008. № 6. C. 31-40.
2. Браже Т. Г. О литературе в школе. СПб.: МИРC, 2008. C. 8-55, 228-234, 278-280.
3. Винокур Г. О. Биография и культура. М., 2007 (Серия «Лингвистическое наследие ХХ века»).
4. Гулыга А. В. Биографу не нужен вымысел // Литературная учеба. 1980. № 2. C. 190-194.
5. Каплан И. Е. Изучение биографии писателя в старших классах: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1964.
6. Лотман Ю. М. Литературная биография в историко-культурном контексте (К типологическому соотношению текста и личности автора) // Лотман Ю. М. О русской литературе. СПб.: Искусство-СПб, 1997.
7. Маранцман В. Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников. М.; Л.: Просвещение, 1965.
8. Мухина И. А, Еремина Т. Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: книга для учителя. СПб., 2002.
9. Тимерманис Н. В. Изучение личности И. С. Тургенева в средней школе. Рига: Звайгзне, 1973.
10. Исаченкова Н. В. Сравнительный анализ художественного текста на уроках литературы: методическое пособие. СПб.: Паритет, 2003.
11. Королева Е. Л. «Я просил Бога о чуде…», «Старуха» Д. Хармса как петербургский текст (11 класс) // Образ Петербурга на уроках литературы: учеб.-метод. пособие / науч. ред. и сост. Н. М. Свирина. СПб.: Паритет, 2003. С. 233-248.
12. Литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса общеобразовательных учреждений / под ред. В. Г. Маранцмана. СПб.: Спецлит, 2001.
13. Программа по литературе для 7-8 классов средней школы / под ред. В. Г. Маранцмана. СПб.: Спецлит, 1996.
14. Свирина Н. М. Читающие подростки. СПб.: Омега, 2010.
15. Шолпо И. Л. Как научить подростка читать? Практические советы учителю 5-7-х классов. М.: Ломоносовь, 2009.
16. Вопросы краеведения в школе / под ред. проф. В. П. Буданова и И. С. Симонова. Л., 1925.
17. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: книга для учителя. М., 1988.
18. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995.
19. Гачев Г. Образ в русской художественной культуре. М., 1981.
20. Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринского. М., 1987.
21. Литературное краеведение в школе / сост. М. Д. Янко. М., 1976.
22. Лихачев Д. С. Краеведение как наука и как деятельность // Историческое краеведение в СССР: Вопросы теории и практики. Киев, 1991.
23. Милонов Н. А. Литературное краеведение: учеб. пособие для студентов пед. институтов. М., 1985.
24. Очерки по истории преподавания литературы в советской школе. М., 1965.
25. Прокофьева А. Г., Прокофьева В. Ю. Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик. Оренбург, 2000.
26. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифо-поэтического. М., 1995.
27. Янко М. Д. Литературное краеведение. М., 1965.
28. Анциферов Н. П. «Непостижимый город…». Л.: Лениздат, 1991.
29. Долгополов Л. На рубеже веков. Л.: Советский писатель, 1977.
30. Качурин М. Г., Кудырская Г. А., Мурин Д. Н. Санкт-Петербург в русской литературе: в 2 т. СПб.: Свет, 1996.
31. Метафизика Петербурга. Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. СПб., МСМХСIII.
32. Мурин Д. Н. Русская литература XIX в. Петербургский комментарий. СПб.: Союз, 2004.
33. Образ Петербурга на уроках литературы: учеб.-метод. пособие / науч. ред. и сост. Н. М. Свирина. СПб.: Паритет, 2003.
34. Петербургские страницы на уроках литературы / сост. Д. Н. Мурин. СПб.: Изд-во УПМ, 1997.
35. Раков Ю. Петербург - город литературных героев. СПб.: Химия, 1997.
36. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области ми-фопоэтического. Избранное. М., 1995.
37. Аристова М. А., Беляева Н. В., Бердышева Л. Р., Критарова Ж. Н., Стрижекурова Ж. И., Шамчикова В. М. Актуальные проблемы использования ИКТ в литературном образовании школьников // Вестник Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2018. № 3. С. 85-95.
38. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. СПб.: Паритет, 2007. С. 42. [Электронный ресурс]. URL: www.gramma.ru
39. Беляева Н. В. ИКТ в работе учителя литературы // Дистанционное и виртуальное обучение. 2009. № 10.
40. Беляева Н. В. Информатизация школьного литературного образования: монография. М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2019.
41. Беляева Н. В. Современная русская поэзия. 10-11 классы. Элективный курс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
42. Беляева Н. В. Содержание и структура школьного курса литературы в контексте современной информационно-образовательной среды // Литература в школе. 2013. № 3.
43. Беляева Н. В. Тимур Кибиров: комментарии к мультимедийной презентации // Интернет-журнал Пермского государственного педагогического университета «Филолог». 2012. № 20. [Электронный ресурс]. URL: http:// philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mnum_20
44. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. М., 2005.
45. Евтушенко Е. А. Строфы века. Антология русской поэзии. Минск; Москва: Полифакт, 1995. [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/ bd/?b=213700&p=1/
46. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. М. В. Моисеевой. М.: Камерон, 2004.
47. Казак В. Лексикон русской литературы XX века. М.: Культура, 1996. [Электронный ресурс]. URL:http://books.e-heritage.ru/book/10082583
48. Компьютерные технологии в образовании. Терминологический словарь. URL: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site117/html/media2286/it_in_ education_dictionary.doc
49. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. М., 2008.
50. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2007.
51. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010.
52. Российский образовательный портал. http://www.school.edu.ru; Портал информационной поддержки ЕГЭ. http://www.ege.edu.ru/ru/; Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Литература. http://window.edu. ru/catalog/resources?p_rubr=2.1.10; Биографии русских писателей и поэтов. http://lit-classic.ru/biography.php и др.
53. Сеть творческих учителей. https://proshkolu.ru/lib/id/58/; Открытый класс. http://www.openclass.ru/node/57957
54. Сидоров В. В. Слово о ПК и PC. [Электронный ресурс]. URL: http://netler. ru/map.htm
55. Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы: методическое пособие с электронным приложением / Н. П. Архипова и др. М., 2010.
56. Ушаков А. А. Условия построения эффективной информационно-образовательной среды // Научно-методическое сопровождение введения ФГОС: Опыт, проблемы, пути их преодоления: материалы международной научно-практической конференции. 21 декабря 2012 г. Барнаул: КГБОУ АКИПКРО, 2013. С. 196-202. URL: http://iktmetod.blogspot.com/2013/05/blog-post.html
57. Эпштейн М. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.bookposter.ru/info/imwerden/criticism-history-literature581.html#. XIWEs8kzZ0w
58. Ээльмаа Ю. В., Федоров С. В. Информационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
59. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980.
60. Букатов В. М., Ганькина М. В. Школьная оценка. Режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях. М.: Чистые пруды, 2006.
61. Зинина Е. А. Теория литературы в таблицах. М.: Дрофа, 2009.
62. Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз. М.: Азбука-классика, 2005.
63. Маранцман В. Г. Литературное развитие школьников // Методика преподавания литературы: пособие для студентов и преподавателей: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. О. Ю. Богдановой и В. Г. Маранцмана. М.: Просвещение; Владос, 1995.
64. Материалы журнала «Литература». Изд. дом «1 сентября», 2008. № 7, 10.
65. Материалы журнала «Школьный психолог». Изд. дом «1 сентября», 2002. № 41.
66. Пинская М. А., Улановская И. М. Новые формы оценивания. Начальная школа. ФГОС. М.: Просвещение, 2013.
67. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011.
68. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011.
69. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.
70. Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества писателя: книга для учителя / Е. И. Анненкова, Э. М. Румянцева, М. Л. Семанова и др.; под ред. М. Л. Семановой. М.: Просвещение, 1987.
71. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 9. М.: АН СССР, 1953-1959.
72. Вопросы истории и теории русской литературной критики ХIХ века: науч. труды. Т. 216. Курск, 1981.
73. Егоров Б. Ф. Аполлон Григорьев. М., 2000. (Серия ЖЗЛ).
74. Каплан И. Е., Пустовойт П. Г. Русская литература ХIХ века: первая половина; хрестоматия лит.-критических статей в школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981.
75. Лотман Ю. М. Пушкин. СПб.: Искусство - СПб., 1995. С. 339-350.
76. Лурье С. А. Литератор Писарев. Л., 1987.
77. Маркович В. М. «Горе от ума» и движение русской литературно-критической мысли. ХIХ - начало ХХ века // «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…» / сост. М. Г. Белова. СПб.: Симпозиум, 1995. С. 4-42.
78. Одоевский В. Ф. О литературе и искусстве. М.: Современник, 1982. С. 120- 137.
79. Русские писатели о литературном труде. Сборник: в 4 т. / под общ. ред. Б. Мейлаха. Л., 1954.
80. Русские писатели ХIХ века о своих произведениях / сост. И. Е. Каплан. М.: Новая школа, 1995.
81. Свирина Н. М. Творчество И. А. Гончарова // Культурный контекст на уроках литературы: книга для учителя. СПб.: Глагол-Лита, 1999. С. 58-77.
82. Белинский В. Г. Собрание сочинений. Т. 7. Статьи, рецензии и заметки (декабрь 184 - август 1845). М.: Художественная литература, 1981. С. 459-464, 488-49 .
83. Вельская Л. Л. «Русские Гамлеты» в поэзии ХХ века // Русская речь. 1996. №4. С. 10-18. .
84. Гордиенко Л. Л. Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» // Литература. 8 класс: методические рекомендации: книга для учителя / сост. Н. М. Свирина; под ред. В. Г. Маранцмана. М.: Просвещение, 004. C. 9-47.
85. Зарубежные писатели. Библиографический словарь / под ред. Н. П. Ми-хальской: в ч. М.: Просвещение; Учебная литература, 1997.
86. Свирина Н. Культурный контекст на уроках литературы. СПб.: Глагол-Лита, 1999.
87. Тургенев И. С. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 10. М.: Художественная литература, 196 . С. 5 .
88. Шаляпин Ф. И. Маска и душа. М.: Вагриус, 1997.
89. Шекспир Уильям. Гамлет в русских переводах ХIХ века / сост. И. О. Шайтанов. М.: Интербук, 1994.
90. Д. Шостакович о времени и о себе / сост. М. Яковлев; под ред. Г. Прибе-гиной. М.: Сов. композитор, 1980.
91. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения: пособие для учителя / предисл. З. А. Рез, Н. И. Кудряшев. 4-е изд., испр. М.: Просвещение, 1985.
92. Толстой Л. Н. Кому у кого учиться, нам у крестьянских ребят или крестьянским ребятам у нас? (Любое издание)
93. Свирина Н. М. Завязка урока - условие его развития // Не бойся книги, школьник. Уроки петербургских словесников / сост. и общ. ред. Н. М. Свириной. СПб.: САГА; Азбука, 2004. C. 270-290.
94. Выготский Л. С. Трагедия о Гамлете, принце датском: Психология искусства. Глава 8. (любое издание).
95. Ухтомский А. А. Доминанта. М.; Л.: Наука, 1966.
96. Браже Т. Г. О литературе в школе: книга для учителя. СПб.: МИРС, 2008.
97. Гордович К. Д. Современная русская литература: курс лекций. СПб., 2007.
98. Долинина Н. Г. Предисловие к Достоевскому (любое издание).
99. Декорации Достоевского. Роман одного петербургского квартала: фотоальбом / фотографии Л. Волковой; литературный консультант С. Лурье. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001.
100. Нелькин А. Г., Фураева Л. Д. Формы художественного мышления в русской литературе ХХ века: рабочие тетради для учащихся 11 класса ОУ. СПб.: СМИО Пресс, 2005.
101. Прокофьева А. Г., Прокофьева В. Ю. Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик. Оренбург: ОГПУ, 2000.
102. Свирина Н. М. Образ Петербурга 1830-1840 годов (уроки в 9-10 классах) // Образ Петербурга на уроках литературы: учеб.-метод. пособие / науч. ред. и сост. Н. М. Свирина. СПб.: Паритет, 2003. С. 124-147.
103. Березин Ю. Н. Координация и интеграция гуманитарных предметов в школе. Самара: СГПИ им. В. В. Куйбышева, 1993.
104. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования в педагогическом вузе: сборник научных трудов. Бийск: Бийский ГПИ, 1994. C. 3-9.
105. Боровик М. Г. Интеграция предметов гуманитарного цикла в 8 и 9 классах с углубленным изучением литературы. Л.: ЛГИУУ, 1990.
106. Боровик М. Г. Пути интеграции содержания образования в нашей школе // 149 школа Санкт-Петербурга: год 1993. Из опыта интеграции предметов гуманитарного цикла. СПб.: ИОВ РАО, 1994.
107. Боровик М. Г. Программно-методическое обеспечение системно-культурологической модели гуманитарного образования в школе. Из опыта работы Бестужевской гимназии № 159 Санкт-Петербурга / под ред. М. Г. Боровик. СПб.: ИОВ РАО, 2002.
108. Галицких Е. О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете. СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2001.
109. Доманский В. А. Культурологические основы изучения литературы в школе. Томск: ТГУ, 2000.
110. Максимова В. Н. Интеграция в системе образования. СПб.: ЛОИРО, 2000.
111. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. лит., 1975.
112. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1992.
113. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: АН СССР, 1962.
114. Диалог культур и школа ХХI века // Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы / под ред. В. С. Библера. Кемерово: Алеф, 1993.
115. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996.
116. Лихачев Д. С. «Идеологический фон» литературного произведения // Литература - язык - культура / отв. ред. акад. Г. В. Степанов. М.: Наука, 1986.
117. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Прогресс, 1992.
118. Овсянико-Куликовский Д. Н. Теория поэзии и прозы. Теория словесности. Либроком, 2010.
119. Острогорский В. П. Письма об эстетическом воспитании: Посвящается русским матерям. М.: Вестник воспитания, 1894.
120. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей.
121. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни людей (Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины ХХ века. История и методология). СПб.: Алетейя, 2001.
122. Свирина Н. М. Культурный контекст на уроках литературы. СПб.: Глагол-Лита, 1999.
123. Юнг К. Об отношении аналитической психологии к поэзии // Психоанализ и искусство / отв. ред. С. Л. Удовик. М.: Ваклер, 1998.
124. Доманский В. А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе: методическое пособие для учителей-словесников. Томск, 2002.
125. Маранцман В. Г. Литература: уч. пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений. 2-е изд. М.: Просвещение, 1994.
126. Шолпо И. Л. Урок литературы - урок искусства (интерпретация художественного текста и содружество искусств на уроке литературы): методические рекомендации для учителей. М., 1995.
127. Альфонсов В. Н. Слова и краски: очерки из истории творческих связей поэтов и художников. СПб.: САГА, 2006.
128. Дмитриева Н. А. Изображение и слово. М., 1969.
129. Сотников А. Т. Художественная иллюстрация на уроках литературы. М., 1970.
130. Щиряков Н. Н. Изобразительное искусство на уроках литературы (8-10 классы). Минск, 1968
131. Щиряков Н. Н. Книжная иллюстрация на уроках русской литературы. IV-VII классы. Минск, 1975.
132. Арабов Ю. Н. Кинематограф и теория восприятия: уч. пособие. М., 2003. URL: http://www.iqlib.ru/book/preview/93d8bd6f084047f7bc6ac254c0c430a7
133. Киноэнциклопедический словарь. М., 1986.
134. Рыжкова Т. В. Рассказы А. П. Чехова и их киноинтерпретации на уроках литературы. М., 2007.
135. Рыжкова Т. В. Диалоги с Булгаковым: книга для учителя. СПб., 2005.
136. Рыжкова Т. В. Ключи от «Пиковой дамы» // Литература: научно-методический журнал. № 11 (июнь). М., 2011.
137. Якушина Л. С. Использование экранных и звуковых средств на уроках литературы (5-7 классы): пособие для учителя. М., 1985.
138. Васина-Гроссман В. А. Книга для любителей музыки. Любое издание.
139. Гловацкий Б. С. Лермонтов и музыка. М.; Л.: Музыка, 1964.
140. Гозенпуд Л. А. Достоевский и музыкально-театральное искусство. Л.: Сов. композитор, 1981.
141. Гоголь Н. В. Скульптура, живопись и музыка. Любое издание.
142. Иванов Г. К. А. Н. Островский в музыке: справочник. М., 1976.
143. Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие. М., 1976.
144. Платек Я. М. Верьте музыке. М., 1989.
145. Свирина Н. М. Музыка на уроках литературы в 5 классе // Изучение литературы в 5 классе: методические рекомендации / под ред. В. Г. Маран-цмана. СПб.: Спецлит, 1996. C. 226-235.
146. Свирина Н. М. Художественная интерпретация при изучении поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» в 7 классе // Изучение литературы в 7 классе: методическое пособие для учителя / авт.-сост. Н. М. Свирина. М.: Классикс Стиль, 2002. C. 155-170.
147. Свирина Н. М. «У счастья нет завтрашнего дня». Повесть И. С. Тургенева «Ася» // Литература в 8 классе: методические рекомендации / сост. Н. М. Свирина. М.: Просвещение, 2004. C. 128-141.
148. Ступель А. М. Образы мировой поэзии в музыке. М.; Л.: Музыка, 1965.
149. Беляева Н. В. Олимпиада по литературе. Искусство побеждать. М.: Вербум-М, 2006.
150. Бершадская Н. Л., Халимова В. З. Литературное творчество учащихся в школе. М., 1986.
151. Галицких Е. О. Два путешествия в музей-заповедник А. С. Пушкина // Литература в школе. 1999. № 3.
152. Збарский И. С., Полухина В. П. Внеклассная работа по литературе (IV- VIII классы). М., 1975.
153. Исаченкова Н. В. Сценарии литературных вечеров в школе. СПб., 2001.
154. Меркин Г. С., Меркин Б. Г. Учить творчеству: Уроки и внеклассная работа по литературе. М., 1991.
155. Новосибирская олимпиада «Золотая середина». Сборник заданий гуманитарного цикла / авт.-сост. Л. В. Ващенко, А. А. Челак, Т. Е. Савченко, Е. В. Цветкова, Н. А. Сычева. Новосибирск, 2010.
156. Прокофьева А. Г. Краеведение как основной и региональный компонент литературного образования. СПб., 1997.
157. Сорокина К. Ю. Школьный театр как средство литературного развития. М., 1981.
158. Терентьева Н. П. Внеклассная работа по литературе. 5-8 классы. Жизнь и творчество А. С. Пушкина. М., 1999.
159. Терентьева Н. П., Баталова Е. В. Внеклассное чтение в школьном блоге [Электронный ресурс]. URL: http://www.library.ru/1/sociolog/text/article. php?a_uid=336
160. 100 проектов в поддержку чтения: актуальные социально-педагогические инициативы. Культурно-образовательный атлас / Т. Г. Галак-тионова, Е. И Казакова, Р. В. Раппопорт и др. М.: Рипол-классик, 2015.
161. 100 проектов про чтение. Актуальные инициативы. Культурно-образовательный атлас / ред.-сост. Р. В. Раппопорт. М.: Рипол-классик, 2016.
162. 100 проектов про чтение - 2017. Литературный флагман России. Культурно-образовательный атлас: региональные практики и актуальные инициативы / ред.-сост. Р. В. Раппопорт. М.: Рипол-классик, 2017.
163. 100 проектов про чтение. Молодежные инициативы - 2018. Образовательный атлас / науч. ред. Т. Г. Галактионова, ред.-сост. Р. В. Раппопорт. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018.
164. Воображаемые миры: поэтика фантастической литературы: материалы Третьей гуманитарной конференции. Вып. 3 / сост. и ред. С. П. Лавлинс-кий. М., 2008.
165. Материалы шестых и седьмых ежегодных гимназических ученических чтений «Конференция победителей» 2009 и 2010 гг. / сост. Т. Н. Ефимова; отв. ред. Н. М. Свирина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011.
166. Многогранник, № 1: сборник творческих работ учащихся гимназии № 13 за 2007-2009 гг. Нижний Новгород, 2009.
167. Основы исследовательской деятельности учащихся: спецкурс для профильного обучения / авт.-сост. Т. Александрова, В. Андреев, Т. Герасименко и др. СПб.: Амфора, 2005.
168. Открытое плавание: журнал-мастерская. Вып. 4 // Проект «Одаренные дети». МИОО, 2006.
169. Первые городские гимназические ученические чтения: материалы научно-практической конференции 14 мая 2004 г. СПб.: Осипов, 2005.
170. «Собранье пестрых глав»: выпускные экзаменационные работы по литературе / сост. и общ. ред. Н. М. Свириной. СПб., 1997.
171. Шутан М. И. Моделирование как учебная деятельность на уроке литературы. Нижний Новгород, 2007.
172. Языкознание для всех: материалы 11 Международной научно-практической конференции школьников 2007 г. М.: ИКАР, 2007.
173. Балталон Ц. П. Воспитательное чтение. Любое издание.
174. Браже Т. Г. Чтение взрослых как фактор влияния на развитие личности: монография. СПб.: СПбАППО, 2010.
175. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991.
176. Меркин Г. С. Музей-кабинет внеклассного чтения в школе. Смоленск: Изд-во Смоленского гос. пед. ин-та, 1988.
177. Меркин Г. С., Меркин Б. Г. Путь к сотворчеству: уроки и внеклассная работа по литературе. Книга для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991.
178. Свирина Н. М. Свободное чтение с детьми: учеб.-метод. пособие для педагогов и родителей. СПб.: Омега, 2012.
179. Свирина Н. М. Читающие подростки, или Развитие литературного слуха у школьников. СПб.: Омега, 2010.