Глава книги

УЧЕБНИК И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Ю. А. Кумбашева
2023

Изучение русской литературы иностранцами в рамках их обучения в российских вузах играет совершенно особую роль: «чрезвычайно важным является освоение не только собственно русского языка, но и русской литературы, т. к. в результате этого возникает возможность ведения эффективного межкультурного диалога. художественная литература является тем источником, из которого можно узнать о мировоззрении людей, об их стремлениях и чувствах». [2, с. 273] Конечно же, трудно требовать от студентов, которые изучают русский язык всего 3-4 месяца (если мы говорим о подготовительных отделениях), хорошей языковой подготовки, позволяющей им читать и свободно понимать если не тексты русских классиков, то хотя бы просто тексты учебников по предметам. И задачи, стоящие перед иностранными студентами, которые они должны решить к концу обучения на подготовительном отделении, довольно серьезны: «иностранец должен иметь представление об основных периодах развития русской литературы, об основных литературных направлениях, о творчестве известных русских писателей, о закономерностях развития литературных процессов, об основополагающих категориях литературоведения» [3, с. 143]. Именно поэтому учебники по литературе должны носить комплексный характер, они должны готовить студента не только непосредственно по самой дисциплине, но и позволять студенту повысить свою языковую подготовку. С их помощью необходимо решать целый ряд задач. Во-первых, они, конечно же, должны содержать необходимую информацию по изучаемой дисциплине (давать студентам представление о школах и направлениях в литературе, о жизни и творчестве писателей), но в то же время отчасти служить и пособиями по языку: знакомить студентов с новой лексикой, помогать им осваивать и закреплять ее. Во-вторых, студенты подготовительного отделения вуза еще не имеют навыков слушать лекции и вести конспекты - такие навыки только нарабатываются во втором семестре. Поэтому наша задача на занятиях по литературе также научить студента не только читать текст, но и слушать лекции, и записывать их, первоначально - с опорой на план, который может приводиться на слайдах, на иллюстрациях. В-третьих, еще одна важнейшая задача - это привить студентам интерес к русской литературе, так как многие из наших студентов ее вообще раньше не изучали, никогда не слышали имен русских писателей. Желательно, конечно, учитывать и национальную специфику студентов (так, например, у американцев и европейцев русская культура и литература всегда ассоциируются с именами Достоевского, Толстого, Чехова, а в китайской аудитории студенты назовут имена Горького и Николая Островского, которых они изучают в школе). Но в мультинациональной группе это сделать сложно, поэтому учебник должен предусматривать все эти ситуации и давать преподавателю возможность выбора, на чем именно следует сделать акцент в данной аудитории. Чтобы максимально успешно решить все эти задачи, учебник должен, как уже отмечалось, носить комплексный характер. Конечно же, он должен строиться по текстоцентрическому принципу, основу его должны составлять тексты - очерки о литературных школах, направлениях, биографии писателей, анализ их произведений. Работа с этим текстовым материалом может быть различной, в зависимости от уровня подготовленности группы. Один из видов работы - это лекция преподавателя, сопровождаемая слайдами. Восприятие лекций - главный вид работы на основных факультетах вузов, и мы должны готовить студентов прежде всего именно к нему. Текст лекции (основная информация) может приводиться в учебнике и использоваться студентами для повторения, для подготовки домашнего задания. Таким образом, студенты воспринимают текст на слух, видят план лекции или ее краткое содержание на слайдах, а дома имеют возможность еще раз прочитать целиком текст в учебнике. Но при этом необходима предварительная работа с новой лексикой, которая будет встречаться в тексте учебника и в лекции. Именно поэтому мы предлагаем проводить как предтекстовую (презентация новой лексики), так и послетекстовую (закрепление, повторение лексики) работу - и выстраиваем материал в учебнике по литературе, ориентируясь отчасти на принципы построения учебника русского языка. [1] Учебник по литературе, таким образом, дает студентам не только информацию непосредственно по литературе, но затрагивает и языковую сторону текста. Итак, структура урока в предлагаемом учебнике литературы такова: 1. Предтекстовые задания, знакомство с новой лексикой; лингвострановедческий комментарий и наиболее типичные лексико-грамматические конструкции. 2. Сам текст урока / лекции, предполагающий чтение и анализ / прослушивание лекции с опорой на план. 3. Послетекстовые задания, направленные как на закрепление новой лексики, так и на пересказ / анализ собственно содержательной стороны текста. 4. Задания на повторение и контроль понимания каждого раздела. 5. Указание на наиболее известные экранизации тех или иных произведений русской классической литературы, просмотр которых поможет студентам в освоении данной дисциплины. В качестве предтектовых заданий могут использоваться: 1. Презентация новой лексики, перевод некоторых лексических единиц на родной язык учащихся; 2. Презентация новой лексики при помощи синонимов; 3. Поиск соответствий, упражнения на языковую догадку; 4. Анализ сложных слов, состоящих из нескольких частей. 5. Лингвострановедческий комментарий, который позволит учащимся понять некоторые реалии изучаемого периода и включает в себя толкование реалий, пояснения к географическим названиям и именам собственным, указывает на время правления того или иного князя, царя и т. п. 6. Анализ некоторых наиболее частотных в данном тексте лексико-грамматических конструкций, характерных для научного стиля и для литературоведческого текста в частности. Приведем несколько примеров подобных упражнений к теме «Древнерусская литература» (как показывает практика, именно этот период литературы, с которого, фактически, начинается изучение литературы, вызывает наибольшие трудности у учащихся). 1. Слова к тексту: Язычник, язычество христианство Монастырь, монах Писать от руки Письменность Священник Князь 2. Обратите внимание на синонимы: Канон - норма, правило Патриарх - глава церкви Обряд - традиционные действия Армия - дружина - войско 3. Найдите соответствия: 4. Обратите внимание, из каких частей состоят эти слова или от каких слов они образованы: Летопись = лето (год) + писать Житие = жить Современник = со + время богослужение = бог + служить / служение 5. Лингвострановедческий комментарий: • Русь - средневековое государство IX-XIII веков, старое название России • Византия - государство, которое находилось на территории нынешних Турции, Греции, болгарии (IV-XV века) • Константинополь - столица Византии (IV-XV века) 6. Обратите внимание на конструкции научного стиля: В качестве послетекстовых упражнений можно использовать следующие: 1. Объяснение нового слова (описание или подбор синонимов); 2. Подбор антонимов; 3. Упражнения на подстановку пропущенных слов (контроль знания лексики и значения литературных терминов). 4. Вопросы к тексту (контроль понимания смысловой составляющей текста). Приведем примеры: 1. Скажите одним словом: Человек, который живет в монастыре Человек, который работает / служит в церкви Глава государства на Руси Глава церкви на Руси 2. Найдите синонимы: Реформа Канон Агиография 3. Найдите антонимы: Друг Нападать Религиозный 4. Вставьте подходящие по смыслу слова: Древнерусская литература имеет …………….. характер. Она не развлекает, а ………………… человека. Центры культуры и распространения христианства - …………………. Слова для справок: воспитывать, монастырь, религиозный 5. Вопросы к тексту: - Когда появилась письменность на Руси? - Когда было принято христианство? - Какую функцию выполняла древнерусская литература? - Какие основные жанры древнерусской литературы вы знаете? - Расскажите о жанре летописи, приведите примеры некоторых легенд из «Повести временных лет». - Расскажите об особенностях жанра жития, приведите примеры житий в древнерусской литературе. Также в учебнике предусматривается ряд заданий, направленных на контроль усвоения студентами лексики и на контроль собственно знаний по литературе: 1. Задания на множественный выбор. 2. Письменные работы, предполагающие пересказ / анализ текста на основе вопросов. Например: 1. Выберите правильный вариант ответа: 2. Напишите / расскажите об одном из произведений древнерусской литературы по плану: - жанр, время создания; - сюжет, главная идея; - художественные особенности. Для проверки понимания и степени запоминания материала именно по литературе можно предложить также упражнения на сопоставление названий произведений и их жанров, названий произведений и их авторов, имен авторов и тех направлений, в рамках которых они писали. Также интересным способом закрепления и контроля лексики могут быть кроссворды: студенты либо просто разгадывают их, либо объясняют уже вписанные в кроссворд слова другой части группы. Как уже отмечалось, неотъемлемой частью урока являются иллюстрации; кроме того, в учебнике по литературе уместны и отсылки к экранизациям классических произведений русской литературы, фрагменты которых можно смотреть на уроках, а фильмы целиком - предлагать учащимся в качестве домашнего задания. Что касается работы непосредственно с художественными текстами, то она, конечно же, необходима, хотя в программе не всегда предусмотрены часы на эту работу. В идеале, чтению и анализу художественного текста следует уделять время на каждом уроке, но здесь есть целый ряд трудностей: 1) сложность для восприятия студентами текстов, в особенности текстов древнерусской литературы и текстов XVIII века; 2) невозможность охватить / прочитать и проанализировать тексты большого объема; 3) трудности при чтении и понимании поэтических текстов. Таким образом, при отборе текстов для чтения на начальном этапе мы должны руководствоваться следующими принципами: - предлагать студентам читать адаптированные тексты. Если выбирать между чтением адаптированного текста и чтением непонятного оригинального текста, то, вероятно, следует выбрать первое. Даже чтение адаптированного текста дает студентам возможность получить самое общее преставление о содержании произведения и о стиле изучаемого автора (особенно если преподаватель обращает на это внимание студентов). В процессе адаптирования текстов, на наш взгляд, следует прежде всего избегать сложных синтаксических конструкций, часть устаревших или малоупотребительных слов заменять синонимами; - предлагать студентам читать небольшие по объему законченные произведения, то есть отдавать предпочтение рассказам перед повестями и романами. Чтение законченного произведения (пусть и не являющегося «программным» для данного автора) более репрезентативно, чем чтение фрагмента большого текста, так как студенты смогут получить целостное представление о произведении; - при работе с текстами большого объема (романами) читать отдельные фрагменты, дающие возможность студентам почувствовать стиль и манеру изложения писателя, но основное содержание повести / романа должно даваться в пересказе, иначе у студентов не возникнет целостного впечатления; - при работе с поэтическим текстом - приводить «упрощенный» вариант некоторых конструкций и выражений, делать своеобразный перевод «с русского на русский». Конечно же, поэтические тексты не могут быть адаптированы, однако они могут быть объяснены, может быть показана их специфика. Таким образом, используя для создания учебника и хрестоматии по литературе некоторые принципы учебника по русскому языку, мы можем, на наш взгляд, решить комплексную задачу: познакомить студентов с новой лексикой, с новыми лингвострановедческими реалиями и дать им сведения по изучаемой дисциплине, необходимые для дальнейшего обучения на основных факультетах российских гуманитарных вузов.

Кумбашева Ю. А. УЧЕБНИК И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ. 2023;:198-205.
Цитирование

Список литературы