Доклад конференции
Связь интеллекта и тормозных процессов в дошкольном детстве
Н. Соболева
2021
Проблема развития процессов произвольного контроля поведения относится к фундаментальным проблемам психологии развития. Целью нашей работы является изучение особенностей исполнительных функций детей старшего дошкольного возраста. Мы предположили, что у детей старшего дошкольного возраста уровень развития исполнительных функций будет связан с уровнем развития интеллекта: чем выше уровень развития тормозного контроля и рабочей памяти, тем выше уровень развития интеллекта. Методы психологического исследования: оценка тормозного контроля в парадигмах go/go и go/no-go, оценка объема рабочей памяти интерференции в ней, цветные прогрессивные матрицы Равена.
Цитирование
Список литературы
1. Буркова С.А. Тормозный контроль как основа самоконтроля у старших дошкольников. В сборнике: Образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: диалог наук о детстве. Сборник научных статей по результатам Всероссийской научной конференции с международным участием, посвящённой 100-летию Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина и 40-летию кафедры дошкольного и специального образования. 2019. С. 129-136.
2. Буркова С. А., Широкова И. В. Особенности тормозного контроля первоклассников с разным уровнем школьной успеваемости. Приложение международного научного журнала "Вестник психофизиологии", 2019. № 1. С. 18-21.
3. Дубровина И. В., Акимова М. К., Борисова Е. М. и др.; Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991. 303 с
4. Каменская В. Г., Томанов Л. В. Психофизиология развития интеллекта: теоретическое и экспериментальное исследование: монография. СПб.: Елец, 2007. 216 c.
5. Николаева Е. И., Вергунов Е. Г. Что такое «EXECUTIVE FUNCTIONS» и их развитие в онтогенезе. Теоретическая и экспериментальная психология, 2017. №2. С. 62-81.
6. Семенова О. А. Формирование произвольной регуляции деятельности и ее мозговых механизмов в онтогенезе. Физиология человека. 2007. Т. 33 № 3. С. 115-127.
7. Уолтер Мишел. Развитие силы воли. Уроки от автора знаменитого маршмеллоу-теста. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 336 с.