Отчет о НИР

***Психосоциальные аспекты медицинского знания: философско-антропологический анализ***

К. Куксо
2014

Основным научным результатом реализации проекта выступила состоявшаяся в его границах разработка социально-философской антропологии медицины как оригинального способа рефлексии, во-первых, социального контекста формирования и регулярного использования определенных медицинских идей, концепций и практик, и, во-вторых, культурно-вариативных социальных репрезентаций экзистенциала страдания. В его рамках целостным образом раскрывалась социальная заряженность различных сторон медицинской деятельности: это, прежде всего, кого и каким образом социум квалифицируют в качестве больных, какую систему мероприятий легализуют по отношению к ним, как трактуют болезнь и какие представления о болезнях распространены в культуре, какие аффекты и выражения коллективной чувственности вызывают больные, каким образом относятся к фигуре врача и к широкой группе врачующих, какие институты социального признания носителей врачебных навыков функционируют в коллективе, какой образ поведения больного и взаимодействия медика с ним легализован в культуре, какие формы предустановлены для функционирования медицинских институций, как связаны распространенные в культуре физиологические теории и врачебные мероприятия с ее сквозными социальными тенденциями. Кроме этого, в рамках проекта была проведена дескрипция антропологических влияний эпохальных для европейской медицинской истории идей и практик. Определенный таким образом замысел проекта инновативен для отечественной гуманитарной науки. Для его реализация был разработан теоретико-методологический подход, реконструирующий многообразие традиций врачебной помощи в единстве с их социальным окружением и антропологическими влияниями. Так на конкретном материале существенные для медицинской эволюции новации определялись как социальная практика – то есть деятельность, существующая не только наряду, но и в неразрывной взаимосвязи с иными формами воспроизводства социального порядка (экономическим обменом, потестарными и правовыми предписаниями, моральными и религиозными коллективными установками). В рамках данного подхода был очерчен феномен медицинских теорий и врачебной деятельности не с сугубо эпистемологической генеалогией (которую постулируют интерналистские модели медицинской истории), а неизбежно втянутый в коллектив. Сформированная таким образом глобальная социально-философская антропология медицины концептуализировала опыт врачебного обращения с телесными дисфункциями (в его теоретическом и практическом изводах) как одну из возможностей рефлексии человека и жизни, неотрывную от экзистенции и по определению сцепленную с её социальным регистром. Глобальный характер сформированного социально-антропологического подхода к различным сторонам врачебной деятельности определен состоявшимся в его рамках раскрытием, во-первых, эпохальных врачебных новаций на протяжении всей истории европейской медицины, во-вторых, тотальности многообразных каналов социальной заряженности последней – ее взаимосвязей с основными сферами коллективной жизнедеятельности (экономикой, политикой, религией, моралью, правом) и, в-третьих, антропологических следствий регулярного использования конкретных медицинских идей и практик. В проекте был исследован состав культурной почвы, из которой выходили те или иные модели оздоровления, медицинские представления о физиологических норме и патологии, причинах телесных недугов, здоровом образе жизни. Также были проанализированы социальные влияния медицинских артефактов – определенных методик воздействия на врачуемое тело и инструментальных расширений медицинского знания. Таким образом, действительность медицины была конкретизирована множественными экзистенциальными и социальными деталями: характер её тенденций прояснялся в горизонте культурной физиогномики, а реальность открытий – в аспекте тотальных антропологических воздействий. Кроме этого, в анализе отдельных эпизодов медицинской истории (эволюции позднесредневековой хирургии, начального этапа развития микробиологического знания, распространения регулярной анальгезии в Европе, легитимации гигиенистики и санитарии) были освещены их взаимосвязи с социальными микротенденциями. Развернутая таким образом аналитика способов данности больного и здорового тела в культуре и взаимосвязей медицинского знания о теле, врачебных способов оптимизации психовитальных ресурсов человека с целостностью социального опыта представляет слабо разработанное в отечественной гуманитарной науке исследовательское направление. Выявленные в ее границах зависимости человеческого здоровья, врачебных мероприятий и способов адаптации болезни (как на феноменологическом – в переживании, так и на практическом – в действии уровнях) представляют, несомненно, актуальный результат для современной социально-философской и антропологической рефлексии (в частности – для исторической, философской, социальной, телесной, медицинской антропологии). Наиболее продуктивными отдельными результатами проекта являются исследования таких малоизученных в отечественном гуманитарном контексте проблем как социальная рецепция ранних анестезиологических открытий, социальные предпосылки распространения бытовой анальгезии в Европе во второй половине ХIX в., коллективные микротенденции ХIX–нач. ХХ в., активизировавшие развитие гигиенистики и микробиологии, развитие профессионализированной педиатрии в связи с институциями по нормализации детства. Разработка данных вопросов определяет новизну результатов проекта. Эти направления проекта были, во многом, реализованы благодаря состоявшемуся в его границах анализу недостаточно исследованных документов медицинской рациональности (трактатов, работ, заметок Д. Листера, Х. Деви, Д. Сноу, А. Вуда, Х.В. Гуфеланда и др.), который также представляет новый научный результат. Также конкретными результатами реализации проекта выступили реконструкция эволюции греческой античной медицины в общем контексте социальной истории классической античности (с ее определением взаимосвязей физиологической теории косской школы с онтологией ранних греческих космогоний и религиозными представлениями классической греческой культуры, форм коллективной рецепции носителей врачебных навыков и эволюции институтов социального признания последних в данной культурной координате, роли медицинских предписаний в повседневной жизни греков классического периода античной истории), концептуализация процесса выделения экзцистенциала болезни на средневековом европейском Западе (с ее прояснением трактовок болезни, терапевтических моделей, коллективного отношения к страждущим, архитектурной организации и бытового уклада монастырских госпиталей, основных медицинских новаций, причин отсутствия эволюции хирургии в высокое и позднее Средневековье), дескрипция генеалогии функционально-анатомической модели тела, проведенная в единстве с показом социальных предпосылок и антропологических влияний последней (ее связи с инструментализмом Нового времени и фрагментацией и редукцией к функциональности человеческой экзистенции), реконструкция начального этапа формирования микробиологического знания с выходом на его социальный контекст и исторически отдаленные экзистенциальные эффекты, анализ генеалогии химической фармацевтики из череды алхимических практик и описание исторически-ранних форм её коллективной рецепции, раскрытие социальных основ ренессансной эпидемиологической теории телесных расстройств и социокультурный анализ физиологических концепций, многообразия техник и причин маргинализации виталистской медицины. Среди этих исследовательских разработок особую теоретическую ценность представляют анализ религиозных основ профессиональной греческой медицины, экспликация роли медиков в организации повседневности греков классической эпохи (реализованная посредством изучения малоисследованных в этом аспекте исторических свидетельств), аналитика процесса формирования экзистенциального измерения болезни на средневековом Западе, освещение социальных истоков оригинальности техник позднесредневековых практик анатомирования, реконструкция истории формирования функционально-анатомической модели тела (проведенная с выходом на ее психосоциальные основания и альтернативные ей идентификации тела), описание экзистенциальных следствий распространения микробиологического знания (грязь как опасность, гигиена как абсолютная повседневная ценность, инфекционное заболевание как причина ритуализированного коллективного и индивидуального поведения). Формирование теоретико-методологической программы для реализации проекта позволило полностью выполнить его план: получение посредством нее большого числа научных результатов (в том числе и с высокой степенью научной новизны), отраженных в статьях, выступлениях и рукописи монографии по теме проекта, указывают на полную меру его выполнения.

Цитирование

Список литературы

Похожие публикации

Источник