Отчет о НИР

Социально-философский анализ манипулятивных технологий в образовании

К. Султанов
2017

Необходимость социально-философского осмысления манипулятивного воздействия на все сферы жизни общества связана с оценкой перспектив развития общества в целом и системы образования в частности. Именно система образования имеет отношение к определению и проектированию горизонтов будущего. Опасность манипулирования общественным и индивидуальным сознанием связана с формированием искаженного образа мира молодого человека, и в итоге может привести к непредсказуемым действиям. Исследуемый феномен является концептуально значимым для социальной философии, так как находится в тесной связи с проблемами деятельности личности и социальных групп в современном обществе, формирования и распространения тотальных идеологий, проблемами бытия властных отношений, форм и способов отчуждения и т.п. Социальные манипуляции за последнее столетие превратились в один из способов регулирования в сфере экономических, политических и культурных отношений. Социальные манипуляции прочно укоренились в таких интенсивно развивающихся областях социального воздействия, как реклама, политический и экономический пиар, маркетинг и т.п., став важнейшим элементом социальных отношений. Исследование манипулятивных технологий в сфере образования позволяет через анализ их оснований вскрыть некоторые сущностные аспекты современных общественных коммуникаций и определить социально-антропологические формы сопротивления, противостоящие напору манипулятивного воздействия: развитие дискуссионно-диалоговой культуры в университетской среде, использование интерактивных технологий, адекватных образовательному уровню студенческой и ученической среды, привитие навыков ведения научного диалога и т.п. В ходе исследования проведен анализ актуальных вопросов аддиктивного (зависимого) поведения молодых людей и подростков, а также рассмотрены причины аддиктивных зависимостей, обоснованы комплексные меры по их устранению. Аддиктивное поведение становится реальной проблемой экологии личностных ресурсов, что является значимым звеном в полноценном функционировании общества. Обращается внимание на то, что компьютерная и игровая зависимости могут формироваться в любом возрасте, но наиболее актуальна эта проблема для молодых людей и подростков в силу сензитивности данного возраста, и их повышенного интереса к ним. Молодой человек, ищущий счастья в виртуальном мире, становится «виртуаманом», не способным реализоваться в повседневной жизни. Акцентируется внимание на том, что воздействие организованной массированной информации на ранних этапах социализации индивида очень велико. Детские впечатления подчас бывают самыми сильными. Невозможность обладать полным списком рекламируемых брэндов приведет в конечном итоге к формированию устойчивого комплекса неполноценности. В ходе осуществления проекта проведено: три секции и три круглых стола в рамках Международной конференции «Ребенок в современном мире» (2015, 2016, 2017 гг.); выпущено три сборника научных трудов; опубликовано 50 авторских статей в научных рецензируемых журналах и сборниках научных трудов (индексируемых в РИНЦ) по тематике проекта; разработана профессиональная образовательная программа подготовки магистра «Инновационная среда университета и манипулятивные технологии», подготовлена к печати коллективная научная монография «Образовательные практики и манипулятивные технологии».

Цитирование

Список литературы

Похожие публикации

Источник