Отчет о НИР

Модель коммуникативного пространства современного университета: социо-экономические и культурно-антропологические факторы

К. Преображенская
2016

Создана обобщающая концепция принципов формирования новой парадигмы взаимодействия социальных институтов в контексте социо-экономических и культурно-антропологических факторов. Университет в современном мире оказывается универсальным носителем гуманистических ценностей, способных объединить общество вокруг позитивных ориентиров. В этом смысле университет является одним из самых стойких элементов традиционной культуры, наравне с институтом семьи и традиционной религией. Однако в условиях информационной эпохи университет, принимая на себя бремя успешной финансово-экономической деятельности, оказывается в дилемме размывания собственно ценностей образования и воспитания. Коммуникативное пространство университета (и образовательного учреждения вообще) оказывается той сферой, в которой возможно как успешно позиционировать «капитал бренда», так и ослабить свои позиции в информационном пространстве. По итогам исследовательского проекта, сформулирована необходимость соответствия коммуникационной и управленческой политики в сфере образования культурным и антропологическим стереотипам, соответствующим качествам национального государства. В этом смысле универсальные процессы сближения сферы образования с бизнесом подрывает просвещенческий смысл и гуманитарный пафос учреждений образования, одновременно ослабляя и возможности продвижения бренда. Разработаны имиджевые и управленческие рекомендации по формированию коммуникативного поля современного высшего профессионального образования. «Паблик рилейшнз» вуза рассматриваются не как сиюминутная борьба за потребителя, но как общественнозначимый фактор продвижения общественных ценностей. В этом смысле первичными оказываются антропологические ценности, способствующие двусторонней симметричной коммуникации вуза и общества на основе равноправия и учета запросов и потребностей внешних и внутренних целевых аудиторий. Модель коммуникативного пространства современного университета описана в коллективной монографии «Принципы формирования коммуникативного пространства современного университета: социо-экономические и культурно-антропологические факторы» (15 п.л.). В монографии приводятся системные описания результатов междисциплинарного теоретико-эмпирического исследования феноменов трансформации современного образовательного пространства. Формирование принципиально новой, обусловленной культурной, национальной и социо-антропологической спецификой образовательной среды в условиях информационного общества с учетом экономических элементов взаимодействия социальных институтов модели университетских коммуникаций возможно на базе гуманитарных технологий, с зарубежного и отечественного учетом опыта. Системное описание результатов междисциплинарного теоретико-эмпирического исследования феноменов трансформации современного образовательного пространства позволяет сформировать четкие критерии коммуникационной политики образовательных учреждений. Конкретные социо-культурные и антропологические механизмы формирования коммуникативного пространства современного университета поданы как элемент регуляции идентичности – корпоративной, личностной, культурной. Приложение к монографии содержит материалы по выявлению образов субъективной картины мира молодежи, продуцируемых СМИ и электронными информационными средами. Данные несут в себе потенциал воплощения в тональность и аргументацию успешных коммуникационных кампаний с целевыми аудиториями абитуриентов и студентов России. С учетом специфики молодежного восприятия, образовательное учреждение может более эффективно выстраивать свою коммуникационную политику, разумеется, соблюдая аксиологический баланс с базовыми ценностями общества и сферы образования/

Цитирование

Список литературы

Похожие публикации

Источник