Статья
Психологические основания моделирования высшего профессионального образования
Представлена концепция психологических оснований моделирования систем высшего профессионального образования в условиях происходящей диверсификации под эгидой Болонского соглашения. Обосновывается парадигмальное противоречие ценностных установок и целей изменений в системе ВПО, проявляющихся в опубликованных преобразовательных концепциях, в частности - в концепции компетентности, и в реальных преобразовательных действиях. Определяются гипотезы и задачи теоретического и эмпирического исследования.
1. Никандров Н. Российская академия образования: вчера, сегодня, завтра // Развитие личности. 2003. № 4. С. 41.
2. Рубанцова Т. А. Гуманизация материального производства и гуманитаризация высшего технического образования. СПб., 1996. С. 12-13.
3. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е международное издание. СПб., 2002. С. 471
4. Беттельхейм Б. Просвещенное сердце // Человек. 1992. № 2-6.
5. След, оставленный нам на земле. «Психология субъекта» (страницы последней книги А. В. Брушлинского: Глава вторая. Психология и тоталитаризм // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 2. С. 9.
6. Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб., 1998. С. 47.
7. Сахарчук Е. Коллективный субъект образовательного процесса // Высшее образование в России. 2003. № 4. С. 155.
8. Анцыферова Л. И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 5.
9. Климкович И. Г. Модель специалиста медицинского профиля. М., 1997.
10. Огарев В. И. Компетентное образование: социальный аспект. СПб., 1995.
11. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М., 1996.
12. Варданян Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материалах подготовки педагога и психолога): Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1999.
13. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993; Маркова А. К. Актуальные проблемы психологии труда учителя // Советская педагогика. 1986. № 6.
14. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004.
15. Сластенин В. А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учителя // Magister. 1995. № 3.
16. Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: Курс лекций по философии педагогики. СПб., 2001.
17. Лукьянова М. И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя: Дис. … д-ра психол. наук. М., 1995.
18. Костылева Н. Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителей в процессе гуманизации и демократизации школы: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 1997.
19. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. М., 1999.
20. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-33; Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. М.; Воронеж, 2003.
21. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14-20.
22. Миллер Р. И. Движение за качество высшего образования в США // Высшее образование в Европе. Т. XXI. 1997. № 3.; 1998. № 2-3. С. 216-227.
23. 3-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 15-17 сентября 2003 г.). М., 2003. С. 92-94.
24. ШКОЛА 2000…. Выпуск 3. ШКОЛА 2001. Образовательная программа и пути ее реализации // Под науч. ред. А. А. Леонтьева. М., 1999. С. 40-42.
25. Шишов С. Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования - образование в мире. 2005. № 4 (20). С. 41-45.
26. Булынко Д. М. Моделирование // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Минск, 1998. С. 435.
27. Солсо Р. Л., Мак Лиин М. К. Экспериментальная психология. СПб., 2003. С. 21.
28. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000. С. 11.
29. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2001. С. 87.
30. Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки: Учебное пособие. М., 1998. С. 292.
31. Степин В. С. Наука // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Минск, 1998. С. 457-459.
32. Степин В. С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 3-18.
33. Мэнкью Н. Г. Макроэкономика. М., 1994.
34. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. С. 56.
35. Радионова С. А. Модель // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Минск, 1998. С. 435.
36. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000. С. 38-39.
37. Юревич А. В. Структура психологических теорий // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 1. С. 5-13.