Глава книги

Моделирование организации процесса сетевого взаимодействия при обучении биологии в общеобразовательной школе (на примере раздела «Живые организмы»)

А. Л. Левченко, Э. В. Гущина, В. В. Скворцов
2023

Сетевое взаимодействие на сегодняшний день является одним из наиболее ценных инструментов развития инновационного образования в Российской Федерации. Оно способствует обогащению ресурсной базы любого образовательного учреждения, т. к. позволяет аккумулировать усилия и возможности нескольких организаций, функционирующих не только в сфере образования, ведь при его осуществлении, наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать и научные, медицинские организации, организации культуры и другие организации, обладающие необходимыми ресурсами. Открытость образования внешним воздействиям создает условия для повышения его восприимчивости к ожиданиям общества [Шелобинская, 2015]. Попробуем определиться с трактовкой понятия «сетевое взаимодействие». Сетевое взаимодействие - это совместная деятельность различных организаций (образовательных и не только), которая направлена на обеспечение освоения обучающимися образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций [Боброва, 2008]. Многие ученые подчеркивают важность деятельностного контакта между такими учреждениями, результатом которого становится принципиально новое системное качество [Симонова и др., 2018], полагая, что педагог в ходе сетевого взаимодействия как потребляет, так и производит [Рождественская, 2014]. При сетевом взаимодействии выделяются базовые типы моделей: ▪ концентрированная сеть (в центре помещается либо уже существующая, либо вновь создаваемая образовательная организация); ▪ распределенная сеть (когда разные участники договариваются о сотрудничестве, создавая возможности для работы с ресурсами друг друга); ▪ модель цепи (при этом, каждое из звеньев сетевого взаимодействия последовательно решает образовательную задачу, достигая своих целей). Перечислим следующие характерные особенности указанного вида взаимодействия: ▪ наличие общей цели среди организаций-участников взаимодействия, ▪ выстраивание системы каналов связи в целях осуществления совместной деятельности по заранее установленным правилам, ▪ возможность совместного применения ресурсов (в том числе, и компетенций участников взаимодействия), ▪ создание сетевого пространства, в рамках которого возможно движение ресурсных потоков, ▪ объединение организаций в сеть с учетом их собственной уникальности [Хуторской, 2005]. Сеть создается на добровольной основе и поддерживается общими проблемами и интересами, разделяемыми всеми ее участниками, важно отметить, что наибольшую эффективность реализация процесса обучения с применением сетевых технологий достигается в тех случаях, когда: ▪ во-первых, во взаимодействие включены социальные институты и образовательные организации (органы управления образованием, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, научные учреждения, учреждения культуры, промышленные предприятия и др.); ▪ во-вторых, для реализации взаимодействия создается совместная образовательная программа. Такими исследователями сетевого взаимодействия в сфере образования, как Гам В. И., Маковеева В. В., Озерова М. В., Осяк С. А., Тихомирова Ю. А., Третьяк Т. М. и другими отмечается важность средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для осуществления координации между партнёрами [Потупчик, 2021]. Современные школьники хотят получить образование такого уровня и в таких условиях, которые будут полностью удовлетворять их потребностям. При обучении биологии (например, разделу «Живые организмы») применение сетевого взаимодействия может иметь большое значение для формирования у учащихся глубоких знаний о биологических объектах, процессах и явлениях. В городе Санкт-Петербурге имеются широкие возможности для осуществления сетевого взаимодействия. Приведем несколько примеров. Зоологический музей Зоологического института РАН, история которого началась с зоологического кабинета Кунсткамеры, предлагает для наблюдения чучела животных, необычные диорамы, являющиеся сценами из дикой природы, целые научные композиции, рассказывающие о жизни в определённом климате. Особый интерес могут представлять мумии мамонтят Маши и Димы, чучело шерстистого мамонта [Лобанова и др., 2020]. Экспозиции Ботанического музея Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН посвящены растительности Земного шара, эволюции растительного мира, месту растений в жизни человека. Обширные фонды Ботанического музея подразделяются на Дендрологическую, Карпологическую и Палеоботаническую коллекции, а также - коллекцию по Экономической ботанике [Лобанова и др., 2020]. Перейдем к характеристике модели методики организации сетевого взаимодействия при обучении разделу «Живые организмы». Проектируя процесс сетевого взаимодействия при обучении разделу «Живые организмы», мы положили в основу технологию сетевого обучения, подразумевающую совместную учебную деятельность в ходе горизонтального взаимодействия по распространению функционала и ресурсов между автономными участниками образовательного процесса на основе применения компьютерных технологий и совместного (коллективного, группового) обучения [Байбородова, 2012]. Кроме того, умения, которые необходимы участникам для осуществления такого взаимодействия (коммуникативные и регулятивные умения базового и повышенного уровней), должны быть представлены в операционализированном виде. В соответствии с видами деятельности, составляющими основу сетевого взаимодействия, нами была разработана модель методики организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений при обучении разделу «Живые организмы», выделив ее следующие компоненты [Кислова и др., 2022]. Целевой компонент (цели сетевого взаимодействия): обновление содержания, форм и средств организации образовательного процесса на основе совместной распределенной деятельности участников сети, развитие творчества школьников, обеспечение удовлетворенности современных образовательных потребностей. Проектировочный компонент (нормативное обеспечение, принципы сетевого взаимодействия, учебный план): Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 № АК2563/05 «О методических рекомендациях», локальные нормативные акты регламентирующие деятельность сети образовательных организаций; принципы сетевого взаимодействия (поэтапного увеличения степени активности, самостоятельности и ответственности субъектов сетевого взаимодействия, добровольности, системности, адекватности, вариативности, интеграции и дифференциации, мотивации и стимулирования), ФГОС ООО, учебный план. Содержательный компонент (содержание учебных дисциплин сетевого модуля с учетом регионального компонента): содержание учебной программы по биологии УМК «Линия жизни» для 5-9 классов под редакцией В. В. Пасечника, содержание учебных программ дисциплин сетевых образовательных организаций-партнеров. Процессуальный компонент (типы сетевого взаимодействия, формы сетевого взаимодействия, технологии сетевого взаимодействия): ▪ типы (во взаимодействие включены социальные институты и образовательные организации; для реализации взаимодействия создается совместная образовательная программа); ▪ формы (форумы, веб-форумы, чаты, видеоконференции, онлайн-семинары, вебинары, блоги, лекции, практикумы, виртуальные экскурсии и практикумы); ▪ методы, технологии (сетевые образовательные события, проекты; самостоятельная работа с использованием информационных технологий); ▪ средства (информационные ресурсы; электронные учебно-методические комплексы; учебные пособия; сайты; чаты; электронная почта; Яндекс.Мост). В условиях распределённой информационно-образовательной среды важно использовать материально-технические, кадровые, информационные, научно-методические ресурсы. Оценочно-результативный: ▪ показатели (уровень мотивации учащихся; качественный уровень сформированности результатов обучения (метапредметных, предметных, личностных); владение участниками образовательного процесса ИКТкомпетенциями); ▪ результаты (эффективность сетевого взаимодействия) - педагогическая целесообразность, социальная значимость, экономическая эффективность. В рамках организации сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями при обучении разделу «Живые организмы» важно организовать единое пространство (распределённую информационно-образовательную среду сетевого взаимодействия, отличительной особенностью которой является возможность предоставления доступа к учебно-методическим и кадровым ресурсам различных образовательных учреждений, территориально удалённых друг от друга [Потупчик, 2021]), которое позволит обеспечить удаленный доступ обучающихся к различного рода учебным материалам. Это возможно осуществить благодаря применению облачных технологий и интернет-сервисов. Например, на уроке по теме «Организм многоклеточного животного» возможно организовать в ZOOM занятие с сотрудником Биологического музея им. К. А. Тимирязева (при этом школьники должны составить графический конспект), на уроке по теме «Многообразие кишечнополостных» - виртуальный тур по Зоологическому музею ЗИН РАН (а ученики готовят сообщения об экспонатах Зоологического музея). На уроке по теме «Общая характеристика червей. Тип Плоские черви» предлагается организовать совместную работу в Google-классе по изучению учебных материалов, представленных в Google-классе, и дополнению пробелов в презентации, а на уроке «Тип Кольчатые черви» снова организовать сетевое занятие с сотрудником Биологического музея им. К. А. Тимирязева по Scype, а затем предложить учащимся подготовить презентации о Кольчатых червях в Google-презентациях (предполагается дистанционная работа школьников в парах). Итак, сетевое взаимодействие в процессе обучения - это взаимодействие между участниками образовательного процесса, дополненное возможностями и мощностями компьютерных сетей. Сетевое взаимодействие обладает высоким потенциалом и может осуществляться в рамках обучения биологии, например, при обучении разделу «Живые организмы».

Левченко А. Л., Гущина Э. В., Скворцов В. В. Моделирование организации процесса сетевого взаимодействия при обучении биологии в общеобразовательной школе (на примере раздела «Живые организмы»). 2023;:37-42.
Цитирование

Список литературы

Документы