PT - JOURNAL ARTICLE AU - Левченко, А. Л. AU - Гущина, Э. В. AU - Скворцов, В. В. TI - Моделирование организации процесса сетевого взаимодействия при обучении биологии в общеобразовательной школе (на примере раздела «Живые организмы») DP - 2023-04-11 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/974 AB - Сетевое взаимодействие на сегодняшний день является одним из наиболее ценных инструментов развития инновационного образования в Российской Федерации. Оно способствует обогащению ресурсной базы любого образовательного учреждения, т. к. позволяет аккумулировать усилия и возможности нескольких организаций, функционирующих не только в сфере образования, ведь при его осуществлении, наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать и научные, медицинские организации, организации культуры и другие организации, обладающие необходимыми ресурсами. Открытость образования внешним воздействиям создает условия для повышения его восприимчивости к ожиданиям общества [Шелобинская, 2015]. Попробуем определиться с трактовкой понятия «сетевое взаимодействие». Сетевое взаимодействие - это совместная деятельность различных организаций (образовательных и не только), которая направлена на обеспечение освоения обучающимися образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций [Боброва, 2008]. Многие ученые подчеркивают важность деятельностного контакта между такими учреждениями, результатом которого становится принципиально новое системное качество [Симонова и др., 2018], полагая, что педагог в ходе сетевого взаимодействия как потребляет, так и производит [Рождественская, 2014]. При сетевом взаимодействии выделяются базовые типы моделей: ▪ концентрированная сеть (в центре помещается либо уже существующая, либо вновь создаваемая образовательная организация); ▪ распределенная сеть (когда разные участники договариваются о сотрудничестве, создавая возможности для работы с ресурсами друг друга); ▪ модель цепи (при этом, каждое из звеньев сетевого взаимодействия последовательно решает образовательную задачу, достигая своих целей). Перечислим следующие характерные особенности указанного вида взаимодействия: ▪ наличие общей цели среди организаций-участников взаимодействия, ▪ выстраивание системы каналов связи в целях осуществления совместной деятельности по заранее установленным правилам, ▪ возможность совместного применения ресурсов (в том числе, и компетенций участников взаимодействия), ▪ создание сетевого пространства, в рамках которого возможно движение ресурсных потоков, ▪ объединение организаций в сеть с учетом их собственной уникальности [Хуторской, 2005]. Сеть создается на добровольной основе и поддерживается общими проблемами и интересами, разделяемыми всеми ее участниками, важно отметить, что наибольшую эффективность реализация процесса обучения с применением сетевых технологий достигается в тех случаях, когда: ▪ во-первых, во взаимодействие включены социальные институты и образовательные организации (органы управления образованием, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, научные учреждения, учреждения культуры, промышленные предприятия и др.); ▪ во-вторых, для реализации взаимодействия создается совместная образовательная программа. Такими исследователями сетевого взаимодействия в сфере образования, как Гам В. И., Маковеева В. В., Озерова М. В., Осяк С. А., Тихомирова Ю. А., Третьяк Т. М. и другими отмечается важность средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для осуществления координации между партнёрами [Потупчик, 2021]. Современные школьники хотят получить образование такого уровня и в таких условиях, которые будут полностью удовлетворять их потребностям. При обучении биологии (например, разделу «Живые организмы») применение сетевого взаимодействия может иметь большое значение для формирования у учащихся глубоких знаний о биологических объектах, процессах и явлениях. В городе Санкт-Петербурге имеются широкие возможности для осуществления сетевого взаимодействия. Приведем несколько примеров. Зоологический музей Зоологического института РАН, история которого началась с зоологического кабинета Кунсткамеры, предлагает для наблюдения чучела животных, необычные диорамы, являющиеся сценами из дикой природы, целые научные композиции, рассказывающие о жизни в определённом климате. Особый интерес могут представлять мумии мамонтят Маши и Димы, чучело шерстистого мамонта [Лобанова и др., 2020]. Экспозиции Ботанического музея Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН посвящены растительности Земного шара, эволюции растительного мира, месту растений в жизни человека. Обширные фонды Ботанического музея подразделяются на Дендрологическую, Карпологическую и Палеоботаническую коллекции, а также - коллекцию по Экономической ботанике [Лобанова и др., 2020]. Перейдем к характеристике модели методики организации сетевого взаимодействия при обучении разделу «Живые организмы». Проектируя процесс сетевого взаимодействия при обучении разделу «Живые организмы», мы положили в основу технологию сетевого обучения, подразумевающую совместную учебную деятельность в ходе горизонтального взаимодействия по распространению функционала и ресурсов между автономными участниками образовательного процесса на основе применения компьютерных технологий и совместного (коллективного, группового) обучения [Байбородова, 2012]. Кроме того, умения, которые необходимы участникам для осуществления такого взаимодействия (коммуникативные и регулятивные умения базового и повышенного уровней), должны быть представлены в операционализированном виде. В соответствии с видами деятельности, составляющими основу сетевого взаимодействия, нами была разработана модель методики организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений при обучении разделу «Живые организмы», выделив ее следующие компоненты [Кислова и др., 2022]. Целевой компонент (цели сетевого взаимодействия): обновление содержания, форм и средств организации образовательного процесса на основе совместной распределенной деятельности участников сети, развитие творчества школьников, обеспечение удовлетворенности современных образовательных потребностей. Проектировочный компонент (нормативное обеспечение, принципы сетевого взаимодействия, учебный план): Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 № АК2563/05 «О методических рекомендациях», локальные нормативные акты регламентирующие деятельность сети образовательных организаций; принципы сетевого взаимодействия (поэтапного увеличения степени активности, самостоятельности и ответственности субъектов сетевого взаимодействия, добровольности, системности, адекватности, вариативности, интеграции и дифференциации, мотивации и стимулирования), ФГОС ООО, учебный план. Содержательный компонент (содержание учебных дисциплин сетевого модуля с учетом регионального компонента): содержание учебной программы по биологии УМК «Линия жизни» для 5-9 классов под редакцией В. В. Пасечника, содержание учебных программ дисциплин сетевых образовательных организаций-партнеров. Процессуальный компонент (типы сетевого взаимодействия, формы сетевого взаимодействия, технологии сетевого взаимодействия): ▪ типы (во взаимодействие включены социальные институты и образовательные организации; для реализации взаимодействия создается совместная образовательная программа); ▪ формы (форумы, веб-форумы, чаты, видеоконференции, онлайн-семинары, вебинары, блоги, лекции, практикумы, виртуальные экскурсии и практикумы); ▪ методы, технологии (сетевые образовательные события, проекты; самостоятельная работа с использованием информационных технологий); ▪ средства (информационные ресурсы; электронные учебно-методические комплексы; учебные пособия; сайты; чаты; электронная почта; Яндекс.Мост). В условиях распределённой информационно-образовательной среды важно использовать материально-технические, кадровые, информационные, научно-методические ресурсы. Оценочно-результативный: ▪ показатели (уровень мотивации учащихся; качественный уровень сформированности результатов обучения (метапредметных, предметных, личностных); владение участниками образовательного процесса ИКТкомпетенциями); ▪ результаты (эффективность сетевого взаимодействия) - педагогическая целесообразность, социальная значимость, экономическая эффективность. В рамках организации сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями при обучении разделу «Живые организмы» важно организовать единое пространство (распределённую информационно-образовательную среду сетевого взаимодействия, отличительной особенностью которой является возможность предоставления доступа к учебно-методическим и кадровым ресурсам различных образовательных учреждений, территориально удалённых друг от друга [Потупчик, 2021]), которое позволит обеспечить удаленный доступ обучающихся к различного рода учебным материалам. Это возможно осуществить благодаря применению облачных технологий и интернет-сервисов. Например, на уроке по теме «Организм многоклеточного животного» возможно организовать в ZOOM занятие с сотрудником Биологического музея им. К. А. Тимирязева (при этом школьники должны составить графический конспект), на уроке по теме «Многообразие кишечнополостных» - виртуальный тур по Зоологическому музею ЗИН РАН (а ученики готовят сообщения об экспонатах Зоологического музея). На уроке по теме «Общая характеристика червей. Тип Плоские черви» предлагается организовать совместную работу в Google-классе по изучению учебных материалов, представленных в Google-классе, и дополнению пробелов в презентации, а на уроке «Тип Кольчатые черви» снова организовать сетевое занятие с сотрудником Биологического музея им. К. А. Тимирязева по Scype, а затем предложить учащимся подготовить презентации о Кольчатых червях в Google-презентациях (предполагается дистанционная работа школьников в парах). Итак, сетевое взаимодействие в процессе обучения - это взаимодействие между участниками образовательного процесса, дополненное возможностями и мощностями компьютерных сетей. Сетевое взаимодействие обладает высоким потенциалом и может осуществляться в рамках обучения биологии, например, при обучении разделу «Живые организмы».