Статья
История педагогики как науковедческая дисциплина
Обосновывается возможность выделения в дисциплинарной организации педагогики науковедческих дисциплин, к числу которых, по мнению автора, может быть отнесена история педагогики. Раскрываются характеристики основных подходов к пониманию предмета этой педагогической области знаний, аргументируются возможности ее разделения на две относительно самостоятельные педагогические дисциплины: историю образования и историю педагогики.
1. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994.
2. Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2005.
3. Лешкевич Т. Г. Философия науки: Учебное пособие. М., 2005.
4. Титова Е. В. Педагогическая методология: анализ отечественных научных подходов // Герценовские чтения «Актуальные проблемы развития педагогической науки». СПб., 2003. С. 82-91.
5. Сборник научных трудов по непрерывному образованию. «Метаметодика: продуктивный диалог предметных методик обучения». Вып 4. / Науч. ред. В. И. Криличевский. СПб., 2004.
6. Титова И. М. Об основных направлениях рабочей программы Научно-исследовательского института общего образования РГПУ им. А. И. Герцена //Основные итоги становления предметных методик в ХХ веке и перспективы их развития: Сб. научных трудов «Непрерывное профессиональное образование. Опыт и проблемы». Вып 2 / Под науч. ред. И. М. Титовой. СПб., 2002. С. 5-17.
7. Ионин Г. Н. Проблемы и перспективы развития метаметодики образования в современной российской школе // Метаметодика: продуктивный диалог предметных методик обучения: Сборник научных трудов по непрерывному образованию. Вып 4 / Науч. ред. В. И. Криличевский. СПб., 2004. С. 17-28.
8. Весна М. Педагогика и метапедагогика // Высшее образование России. 2004. № 4. С. 149-151.
9. Бернал Дж. Двадцать лет спустя // Наука о науке / Под ред. В. Н. Столетова. М., 1966. С. 255-280.
10. Данилов М. А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. М., 1973. С. 73.
11. Кантор И. М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы. М., 1980. С. 65.
12. Гершунский Б. С. Педагогическое науковедение // Советская педагогика. 1989. № 10. С. 68-74.
13. Пештич С. Л. Русская историография XVIII в. Л., 1961. Ч. 1. С. 3-4.
14. Работник просвещения. 1923. № 9. С. 15.
15. Педагогическое образование. 1936. № 3. С. 74.
16. Лис В. И., Плотников П. И., Титков П. В. О крупных недостатках пособия // Советская педагогика. 1956. № 8. С. 98.
17. Ганелин Ш. И., Голант Е. Я. О новом учебнике по истории педагогики для педвузов // Советская педагогика. 957. № 12. С. 126.
18. Теплов Б. М. О культуре научного исследования // Вопросы психологии. 1957. № 2. С. 174.
19. Пискунов А. И. Задачи марксистской истории педагогики на современном этапе // Советская педагогика. 1968. № 11. С. 103-104.
20. Ярошевский М. Г. Биография ученого как науковедческая проблема // Человек науки. М., 1974. С. 53.
21. Пискунов А. И. О проблематике историко-педагогических исследований на современном этапе // Советская педагогика. 1964. № 5. С. 101-102.
22. Пискунов А. И. История марксистской педагогики: некоторые итоги и перспективы // Советская педагогика. 1977. № 11. С. 62.
23. Днепров Э. Д. Советская историография дореволюционной отечественной школы и педагогики 1918-1977. Проблемы, тенденции, перспективы. М., 1981. С. 29.
24. Степашко Л. А. Историко-педагогическое теоретическое исследование: Научный аппарат. Хабаровск, 2005. С. 4.
25. Ганелин Ш. И., Голант Е. Я. О новом учебнике по истории педагогики для педвузов // Советская педагогика. 1957. № 12. С. 126.
26. Научный семинар историков педагогики // Советская педагогика. 1960. № 10. С. 153.
27. Королев Ф. Ф. Ленин и педагогика. М., 1971. С. 380-381.
28. Арсеньев А. М., Королев Ф. Ф. Методологические проблемы социалистической педагогики // Проблемы социалистической педагогики. М., 1973. С. 46.
29. Днепров Э. Д. Указ. изд. С. 28.
30. Пискунов А. И. История марксистской педагогики. Указ. изд. С. 62.
31. См., например: Каптерев П. Ф. История русской педагогики. Пг., 1915.
32. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983. С. 22.
33. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов. М., 1999. С. 38.
34. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998. С. 25.
35. Краевский В. В. Общие основы педагогики. Указ. изд. С. 20.
36. Пискунов А. И. История марксистской педагогики. Указ. изд. С. 34.