Целью статьи явилось сравнение различных методов оценки латеральных признаков у детей. В исследовании принимал участие 161 ребенок 4-7 лет (87 девочек и 74 мальчика), посещающий муниципальные детские сады. Для оценки профиля функциональной сенсомоторной асимметрии, состоящего из определения ведущих руки, ноги, глаза и уха, использовали наиболее часто встречающиеся в литературе пробы. Показано, что, варьируя методами обработки, можно получить любое число детей с левыми и правыми показателями.
1. Айрапетянц В. А. Сравнительное изучение функциональной межполушарной асимметрии у детей на разных этапах онтогенеза. Взаимоотношения полушарий мозга: Материалы Всесоюзной конференции, посвященной 60-летию образования СССР. Тбилиси: Мецниереба, 1982.
2. Аркелов Г. Г., Шотт Е. К, Лысенко Н. Е. Особенности стрессовой реакции у правшей и левшей //Вестник Моск. ун-та. Сер. Психология. 2004. № 2.
3. Безруких М. М. К вопросу о функциональной межполушарной асимметрии и латерализации моторных функций // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. М.: НИИ мозга РАМН, 2003. С. 27-28.
4. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Медицина, 1988.
5. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Левши. М., 1994.
6. Леутин В. П., Николаева Е. И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб.: Речь, 2005.
7. Королева И. В. Разработка дихотических тестов и проведение дихотического прослушивания: Метод, рек. / И. В.Королева, Г. Г. Шургая, Ю. Ю. Штыров. СПб., 1998.
8. Bishop D. V. М. Individual Differences in Handedness and Specific Speech and Language Impairment: Evidence Against a Genetic Link. Behavior Genetics. 2001. V. 31. N. 4. P. 339-351.
9. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Изд-во МГУ, 1963.
10. Сидоренко E. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2002.