В настоящей статье дается характеристика понятия «надпредметное обучение» как особого направления экспериментальной практики учителя школы. В ней приведены различные подходы к освоению ребенком личного социального опыта, конкретизируются направления профессиональной практики учителя, связанные с освоением обобщенных способов личностно-значимой деятельности (познавательной, коммуникативной, организационной, рефлексивной). Статья содержит вывод о том, что содержательной характеристикой профессиональной деятельности учителя является конструирование силами профессиональных сообществ надпредметных программ как программ достижения метапредметных или интегративных образовательных результатов в рамках совместной деятельности учителя и ученика.
1. Алексашина И. Ю. Образ современного учителя. Актуальные ракурсы современного образования и профессиональное развитие педагога // Современная российская школа: тенденции, опыт, проекты / Под научн. ред. С. В. Тарасова. СПб.: Изд-во Ленинградского областного инст. развития образования, 2004. С. 203-209.
2. Каспржак А. Г. Учение, обучение и образовательные традиции // Педагогика развития: проблема образовательных результатов (эффектов): Материалы 5-й научно-практической конференции. Ч. 1. Красноярск, 1998.
3. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 352 с.
4. Лебедев О. Е. Развитие региональной образовательной системы как управляемый процесс // Современная развивающая школа: Сб. науч. практико-ориентированных статей / Под ред. 3. И. Васильевой. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. С. 5-26.
5. Поташник М. М. и др. Профессиональные объединения педагогов: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений и учителей / Под ред. действ, чл. (академика) РАО докт. пед. наук, проф. М. М. Поташника. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. 118 с.
6. Хасан Б. И. Педагогика развития: содержание образования как проблема. Красноярск, 1999.
7. Щедровицкий Г. П. Философия развития и конструктивная психология //Педагогика самоопределения и гуманитарные практики: Сб. ст. Барнаул, 1999. Вып. 2. С. 33-47.
8. Эльконин О. Б., Давыдов В. В. Возрастные особенности усвоения знаний. М.: Просвещение, 1979.