Глава книги

КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ И ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО НА УРОКАХ РКИ

Е. Б. Коломейцева
2023

Федор Михайлович Достоевский остается одним из наиболее читаемых классиков за рубежом на сегодняшний день. Его творчество оказало мощнейшее влияние на мировую литературу и кинематограф. Темы его романов не теряют актуальности и остроты и по сей день, а общечеловеческие ценности остаются столь же значимыми, какими они были во времена современников великого писателя. Курт Воннегут писал, что в «братьях Карамазовых» «можно найти все, что нужно знать о жизни» [1, эл. ресурс]. По этой причине в преподавании курса русской литературы в РКИ невозможно обойтись без произведений Достоевского. Основной проблемой для их изучения на языке оригинала для иностранных студентов является объем и наличие большого числа историзмов. Тем не менее, в издательстве «Златоуст» предлагаются к изучению адаптации произведений писателя. Каким образом можно стимулировать студентов к самостоятельному изучению Достоевского, к внимательному прочтению его больших произведений, пусть и на их родном языке? Как нам кажется, здесь может помочь хорошо зарекомендовавший себя в преподавании языков интерактивный метод - метод квестов. Не секрет, что в Петербурге давно известны туристические и квест-маршруты «Петербург Достоевского», «Места Раскольникова». Мы также предлагаем ввести в обучение РКИ квест по мотивам творчества писателя. С чего предполагается начать знакомство с писателем, если до этого студенты не читали его произведений? На уроках их вниманию предлагается текст о личности писателя, а также читается на выбор один из адаптированных рассказов («Слабое сердце» или «Маленький герой»), предполагающий обсуждение в аудитории. В качестве домашнего чтения студентам предлагается к прочтению любой из крупных романов Достоевского. На следующем занятии проходит квест. Он проводится в аудитории, но предполагает также посещение музея писателя у ст. метро «Владимирская» и самостоятельную работу студентов. Ниже приводится таблица методического описания квеста. Студенты поделены на 2 или 3 команды. Первое задание - это просмотр виртуальной экскурсии о писателе, которую студенты находят с помощью сканирования qr-кода. После экскурсии командам дается список вопросов, ответы на которые они должны отыскать за выделенное время. Предполагается обсуждение просмотренного мини-фильма в команде. Далее предполагается поисковая деятельность студентов, они должны разгадать кроссворд. При решении кроссворда поощряется использование студентами интернета и мобильных телефонов, тем самым в квесте уже дважды задействована интерактивная тенденция обучения BYOD - bring your own device, когда учащиеся используют свои девайсы в обучении. Третье задание предполагает знание студентами литературного наследия писателя. Команды смотрят небольшой отрывок из фильма Вуди Аллена «Любовь и смерть», в котором зашифровано множество названий произведений Достоевского. баллы начисляются той команде, которая сможет назвать больше произведений. После просмотра преподаватель может дать комментарий о значении фигуры Достоевского как для литературы, так и для мирового кинематографа, в котором писателя регулярно цитируют и экранизируют. Следующим заданием преподаватель предлагает командам наборы карточек с описанием героев Достоевского, карточки с портретами этих героев (иллюстрации и персонажи фильмов по Достоевскому) и выписывает на доске названия произведений, в которых персонажи фигурировали. Команды подбирают на время описания к портретам, а затем прикрепляют карточки-портреты к доске под соответствующим произведением. Побеждает команда, правильно определившая произведение и портрет. Пятое, заключительное, задание квеста предполагает домашнюю подготовку членов команды. Командам дается время для подготовки. Они должны за отведенный промежуток времени создать «буктрейлер», то есть мини-видео об одной книге Достоевского. Как отмечает Н. И. Никонова, буктрейлер мотивирует обучающихся к активной когнитивной деятельности [3, с. 183]. Во время аудиторного квеста команды демонстрируют результат своей работы, а преподаватель оценивает сделанные буктрейлеры. Команды также должны объяснить, почему ими было выбрано то или иное произведение. Далее подводятся итоги квеста, награждается команда-победитель, преподаватель осуществляет рефлексию квестовой и языковой деятельности. В результате проведения квеста иностранные студенты получают основные знания о русской литературе в современной игровой форме, что соответствует принципам наглядности, интерактивности, практической связи с жизнью (Петербург и Достоевский), интегративности [4, эл. ресурс]. На протяжении квеста задействованы все виды языковой деятельности: аудирование, чтение, письмо и говорение. Как указывают А. Г. Кацур и К. А. бурдина, квесты также стимулируют студентов вести самостоятельное планирование при выполнении задач [2, с. 92].

Коломейцева Е. Б. КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ И ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО НА УРОКАХ РКИ. 2023;:173-177.
Цитирование

Список литературы