RT - SR - Electronic T1 - КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ И ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО НА УРОКАХ РКИ SP - 2023-04-11 A1 - Коломейцева, Е. Б. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/706 AB - Федор Михайлович Достоевский остается одним из наиболее читаемых классиков за рубежом на сегодняшний день. Его творчество оказало мощнейшее влияние на мировую литературу и кинематограф. Темы его романов не теряют актуальности и остроты и по сей день, а общечеловеческие ценности остаются столь же значимыми, какими они были во времена современников великого писателя. Курт Воннегут писал, что в «братьях Карамазовых» «можно найти все, что нужно знать о жизни» [1, эл. ресурс]. По этой причине в преподавании курса русской литературы в РКИ невозможно обойтись без произведений Достоевского. Основной проблемой для их изучения на языке оригинала для иностранных студентов является объем и наличие большого числа историзмов. Тем не менее, в издательстве «Златоуст» предлагаются к изучению адаптации произведений писателя. Каким образом можно стимулировать студентов к самостоятельному изучению Достоевского, к внимательному прочтению его больших произведений, пусть и на их родном языке? Как нам кажется, здесь может помочь хорошо зарекомендовавший себя в преподавании языков интерактивный метод - метод квестов. Не секрет, что в Петербурге давно известны туристические и квест-маршруты «Петербург Достоевского», «Места Раскольникова». Мы также предлагаем ввести в обучение РКИ квест по мотивам творчества писателя. С чего предполагается начать знакомство с писателем, если до этого студенты не читали его произведений? На уроках их вниманию предлагается текст о личности писателя, а также читается на выбор один из адаптированных рассказов («Слабое сердце» или «Маленький герой»), предполагающий обсуждение в аудитории. В качестве домашнего чтения студентам предлагается к прочтению любой из крупных романов Достоевского. На следующем занятии проходит квест. Он проводится в аудитории, но предполагает также посещение музея писателя у ст. метро «Владимирская» и самостоятельную работу студентов. Ниже приводится таблица методического описания квеста. Студенты поделены на 2 или 3 команды. Первое задание - это просмотр виртуальной экскурсии о писателе, которую студенты находят с помощью сканирования qr-кода. После экскурсии командам дается список вопросов, ответы на которые они должны отыскать за выделенное время. Предполагается обсуждение просмотренного мини-фильма в команде. Далее предполагается поисковая деятельность студентов, они должны разгадать кроссворд. При решении кроссворда поощряется использование студентами интернета и мобильных телефонов, тем самым в квесте уже дважды задействована интерактивная тенденция обучения BYOD - bring your own device, когда учащиеся используют свои девайсы в обучении. Третье задание предполагает знание студентами литературного наследия писателя. Команды смотрят небольшой отрывок из фильма Вуди Аллена «Любовь и смерть», в котором зашифровано множество названий произведений Достоевского. баллы начисляются той команде, которая сможет назвать больше произведений. После просмотра преподаватель может дать комментарий о значении фигуры Достоевского как для литературы, так и для мирового кинематографа, в котором писателя регулярно цитируют и экранизируют. Следующим заданием преподаватель предлагает командам наборы карточек с описанием героев Достоевского, карточки с портретами этих героев (иллюстрации и персонажи фильмов по Достоевскому) и выписывает на доске названия произведений, в которых персонажи фигурировали. Команды подбирают на время описания к портретам, а затем прикрепляют карточки-портреты к доске под соответствующим произведением. Побеждает команда, правильно определившая произведение и портрет. Пятое, заключительное, задание квеста предполагает домашнюю подготовку членов команды. Командам дается время для подготовки. Они должны за отведенный промежуток времени создать «буктрейлер», то есть мини-видео об одной книге Достоевского. Как отмечает Н. И. Никонова, буктрейлер мотивирует обучающихся к активной когнитивной деятельности [3, с. 183]. Во время аудиторного квеста команды демонстрируют результат своей работы, а преподаватель оценивает сделанные буктрейлеры. Команды также должны объяснить, почему ими было выбрано то или иное произведение. Далее подводятся итоги квеста, награждается команда-победитель, преподаватель осуществляет рефлексию квестовой и языковой деятельности. В результате проведения квеста иностранные студенты получают основные знания о русской литературе в современной игровой форме, что соответствует принципам наглядности, интерактивности, практической связи с жизнью (Петербург и Достоевский), интегративности [4, эл. ресурс]. На протяжении квеста задействованы все виды языковой деятельности: аудирование, чтение, письмо и говорение. Как указывают А. Г. Кацур и К. А. бурдина, квесты также стимулируют студентов вести самостоятельное планирование при выполнении задач [2, с. 92].