Глава книги

ОБРАЗ Н. А. НЕКРАСОВА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО КОРПУСА РУССКОГО ЯЗЫКА)

В. И. Абрамова
2023

Русская поэзия может быть рассмотрена как своеобразный альтернативный учебник по истории русской литературы. Каждому знаковому для национальной культуры писателю в нем уделена своя страница, на которой представлены и биографические сведения, и оценка творчества, и анализ произведений, и размышления о литературном контексте. Пушкин и Лермонтов, Толстой и Достоевский, Тютчев и Фет - далеко не все персоналии этого учебника. Есть в нем и страница, посвященная Некрасову. Самую большую группу из рассмотренных нами поэтических контекстов, содержащих упоминание о Некрасове, составляют те, в которых он представлен в ряду других русских литераторов, современников и не только: Пьедестал / Тяжеловесным золотом блистал / И отдан был лирическим поэтам: / Некрасов, Майков, Тютчев, Пушкин, Блок, / Конечно, Надсон, Лермонтов, Плещеев2; И визави меня живут - Некрасов / и Салтыков3; Стихи и брошюры, / Некрасов и Бебель4; Знал наперечет, / Читал любого: / Бедного, Некрасова, Толстого - / Словом, всех писателей земли5; В них Пушкин, Лермонтов, Кольцов, / И наш Некрасов в них, / В них я6; Кольцов, Некрасов, Тютчев, звонкий Фет / За Пушкиным явились величавым7; Никитин, мещанин-поэт, / Различных пробует Пегасов, / Как птица распевает Фет, / Стихи печатает Некрасов8. Частью обозначенной группы являются контексты, в которых не только упомянута фамилия Некрасова (в ряду других), но и даны характеристики поэта или его творчества в целом: Денис Давыдов. Батюшков смешной. / Некрасов желчный. / Вяземский усталый9; О, Пушкин золотого леса, о, Тютчев грозового неба, / о, Лермонтов сосны и пальмы, Некрасов полевого хлеба, / о, Блок мечтания ночного, о, Пастернак вещей и века, / о, Хлебников числа и слова, о, Маяковский человека!10. Некоторые контексты, в которых образ Некрасова возникает в окружении образов других литераторов, отсылают нас к биографическим фактам. Например: Ночь белая болезненно бледна. / Вот юный Достоевский у окна. / Пред ним в слезах Некрасов, Григорович11 . История о том, как восторженные Некрасов и Григорович после прочтения романа «бедные люди» явились ночью к молодому Достоевскому, стала почти литературной легендой, приобрела признаки фольклорного текста. По законам фольклорной вариативности, П. Антокольский заменяет в этой истории одного участника на другого: Начало всех начал его. В ту ночь / К нему пришли Белинский и Некрасов, / Чтоб обнадежить, выручить, помочь, / Восторга своего не приукрасив, / Ни разу не солгав12. Белинский «в ту ночь» к Достоевскому не приходил. Начинающий писатель был представлен ему позднее. В другом поэтическом контексте Некрасов предстает как «первооткрыватель» Тютчева: Еще не грянул час его, / И острый глас Некрасова / Средь сумрака зыбучего, / Хотя и видит Тютчева, / Но не провозгласил еще / Некрасов, / Что за силища / Творения могучего, / Хотя и с ним несхожего, / Еще для мира божьего / Неявленного Тютчева!13. Широко известен тот факт, что именно Некрасов, опубликовав в 1850 году в «Современнике» статью «Второстепенные русские поэты» и, приложив к ней подборку тютчевских стихотворений, обратил внимание читающей публики на безвестного на тот момент сочинителя. хотя та же самая подборка уже побывала на страницах журнала в 1836 году (тогда ее напечатал Пушкин), заметили и оценили ее только пятнадцать лет спустя. В одном из контекстов, в котором имя Некрасова окружено именами других литераторов, обозначена протянувшаяся из XIX в хх век традиция, соединившая двух поэтов. Мы имеем в виду «Стихи о русской литературе» Е. Рейна. Его лирический герой оказался на теплоходе-агитаторе, который привез в Старую Руссу «лекцию, танцы и театр». Салон корабля увешан портретами поэтов и писателей: Здесь висели Толстой, Маяковский, / дважды Пушкин, однажды Жуковский - / всякий гений и всякий талант. / Даже Гнедич; конечно - Белинский, / Горький в позе стоял исполинской, / и, естественно, местный гигант (Достоевский - В. А.)14. Создается противоречивый образ: не то корабль дураков, не то современный Ноев ковчег, спасающий остатки культуры. Вот лекция закончена, зал опустел. Свет погас, и могучие тени / пролегли от угла, где Есенин, / до угла, где Некрасов висел15 . На наш взгляд, «могучие тени» не случайно соединили Есенина именно с Некрасовым: выходца из народа с народным заступником, певцом деревни. Имя Некрасова в соответствии с тематикой его лирики возникает в поэтических контекстах на фоне сельских реалий: Березы, как солдатские невесты, / В сторонке собрались, в ячменном поле, / И громко повторяют анапесты / Некрасова ли, Анненского что ли16; Родная хата - на полке вербонька, / портрет Некрасова17; Мы еще Некрасова знавали, / Мы еще «Калинушку» певали18; Чтоб трепака отплясывал, / Чтобы глушил самогон, / Чтобы читал Некрасова, / А не пугал во-рон19. В восприятии Е. Евтушенко Некрасов - подчеркнуто земной, ушедший в родную почву поэт: Как-то стыдно натужной небесности, / если люди живут на земле. / Как-то хочется слова непраздного, / чтоб давалось оно нелегко. / Все к Некрасову тянет, к Некрасову, / ну, а он - глубоко-глубоко20. Возникают в поэтических контекстах прямые и косвенные отсылки к конкретным произведениям Некрасова («Железная дорога», «Русские женщины», «Размышления у парадного подъезда» и др.): Но, приученный к труду, / Не терплю я лоботрясов, / Даже рельсы я кладу, / Как сказал поэт Некрасов!21; изможденный Христос на иконе, похожий / на белоруса из поэмы Некрасова «Железная дорога»22; Совсем не твоя это дорога, Некрасов23; Дай, Некрасов, уняв мою резвость, / боль иссеченной музы твоей / - у парадных подъездов и рельсов / и в просторах лесов и степей24; Корректура Некрасова, чья коммерческая сметка / Давала имена, не допускающие возражений: / «Коробейники», «Осень», «Размышления у парадного подъезда», / «Убогая и нарядная», «Эй, Иван»25; Для пламенных ликов святых, / Для вычурных иконостасов / Для подвигов женщин таких / Найдется ли новый Некрасов?26; Бог весть куда, без денег, без припасов, / И я в один прекрасный день пошел, - / Как дядя Влас, что написал Некрасов27; Суслоны машут шапками, / как бы желтоволосые, / как бы голубоглазые / детишки у Некрасова28. В художественных контекстах, содержащих портрет Некрасова, поэт подчеркнуто некрасив: Зеленая лампа чадит до рассвета, / Шуршит корректура, а дым от сигар / Над редкой бородкой, над плешью поэта / Струит сладковатый неспешный угар. <…> Иссохшим в подушках под бременем муки / Ты, муза, России его передашь. / Крамской нарисует прозрачные руки / И плотно прижатый к губам карандаш29; Некрасов, плешивый, / снедаемый неблагородной хворью, / похож не на поэта - на дьячка30; Словно умирающий Некрасов, / приподнявшись на локте, / некрасив и одноразов / день, забытый в пустоте31. Часто имя Некрасова в поэтических контекстах сопровождает мотив плача: Некрасов и не знает, может быть, / Что ждет его рыдающий анапест32; Широкая, мокрая площадь; / Небо, как будто Некрасов, слезливо и тускло33; Твоими невеселыми слезами / весь залился Некрасов Ни-колай34; Пред ним в слезах Некрасов35. Поэт, порой не без иронии, показан в стихотворениях как весьма чувствительный, льющий слезы, рыдающий и вечно страдающий за народ, которому он посвятил свою лиру. Возможно, благодаря этой «чувствительности», ассоциативно с ним связанной, имя Некрасова становится средством характеристики лирических героинь: Твой мир - это зимы и весны, Некрасов и Чехов, / И жажда быть с нами, и мужество быть молодой36; Влюблялась, кисейные платья носила, / Читала Некрасова, смуглой была37. В то же время поэты упоминают в стихотворениях и совсем не соответствующие образу народного заступника увлечения Некрасова (карточную игру, охоту), акцентируют внимание на его расчетливости: На эту / На маму / В карты играл / Товарищ Некрасов еще38; А Некрасов / Коля, / сын покойного Алеши, - / он и в карты, / он и в стих, / и так / неплох на вид39; Охотницкою ветряною ранью / Некрасова мотал здесь тарантас40; Без сна и без отдыха, сумрачный пленник / Цензуры, редакций, медвежьих охот41. И. Сельвинский в цикле «Записки поэта» беспощадно определяет Некрасова, как имеющего в душе «приходно-расходный блокнот»42. Это противоречие - Некрасов, страдающий за народ и при этом успешно ведущий коммерческую деятельность и позволяющий себе различные слабости, - порождает, например, такие контексты: Город бездомных людей обнажается вечером нежным. / Где же Некрасов со сворой своих гуманистов?43; и не хочешь, а вспомнишь Некрасова, / заразительнонудный задор его44. Поэты словно не верят в искренность переживаний Некрасова. Очень показателен в этом смысле фрагмент стихотворения О. Мандельштама «Квартира тиха, как бумага…»: И столько мучительной злости / Таит в себе каждый намек / Как будто вколачивал гвозди, / Некрасова здесь молоток45. биографическая основа стихотворения - получение четой Мандельштамов квартиры в кооперативном писательском доме, т. е. поощрение поэта со стороны властей, признание его «своим» и одновременно навязывание ему этой роли в дальнейшем. Возникающий в тексте образ Некрасова может быть интерпретирован по-разному, и, как это бывает в стихотворениях Мандельштама, одновременно возможны сразу все варианты трактовки. 1) Некрасов выступает здесь в своей хрестоматийной ипостаси «неподкупного протестанта-разночинца» [2, с. 658], воплощает образ поэта, который не поддавался искушению замолчать или смягчить свои обличительные тексты в обмен на «мещанский комфорт». 2) Молоток и гвозди - попытка передать «самое общее впечатление прямоты, резкости и однообразия, вызываемое у некоторых поэтов Серебряного века, да и у многих читателей хх столетия, стихами Некрасова как таковыми» [5]. 3) Образ Некрасова связан с «темой “двойных стандартов”, лицемерия в биографии художника» [5]. Ф. Успенский предполагает, что Мандельштаму были известны не только стихотворения Некрасова, в которых он с возмущением говорит о господах, приказывающих набивать гвозди на запятки кареты, чтобы на них не вскакивали уличные мальчишки («Карета», «Сумерки»), но и воспоминание Фета о том, что однажды он видел Некрасова именно в такой карете. 4) Обличительные проповеди Некрасова - ходячие истины, банальные сентенции - «подобны стандартным одинаковым гвоздям» [1, с. 404]. Лирический герой стихотворения Мандельштама находится в ситуации, когда «каждая подробность жизни бередит совесть с такой недвусмысленной наглядностью и очевидностью, все настолько бросается в глаза, что это напоминает обличительные стихи Некрасова с их прямолинейной дидактикой и банальными истинами», которые при этом по сути верны и справедливы [1, c. 404]. Любая из трактовок сводится к тому, что Некрасов с молотком - образ укоряющей лирического героя совести. От себя добавим, что часто используемый Некрасовым стихотворный размер - анапест - напоминает удары молотка по гвоздю: два легких, «примерочных» и один сильный, «забивающий». Кроме того, возможно, у Мандельштама работает в этом контексте ассоциация с похоронами. Гвоздями заколачивают крышку гроба. Лирический герой «Квартиры» чувствует себя в новом доме, как в гробу, домовине. Он заколочен в нем, с одной стороны, властью, с другой стороны, своей совестью. Возвращаясь к образу Некрасова и в стихотворении Мандельштама, и в произведениях других поэтов, можем отметить, что в них отразилось «загадочное двоедушие, двуличие, двойственность» [6, с. 47] народного заступника. А. В. Луначарский писал: «Революционер, выросший в Некрасове <...>, жестоко осуждал в нём буржуазные черты его натуры, а выросший <...> буржуа со всеми его порочными наклонностями крепко сопротивлялся, не желал уступать <...>. Не надо думать, что этот конфликт был поверхностен; напротив, он был чрезвычайно мучителен для Некрасова. Собственный образ жизни казался ему преступным, позорным, но разорвать его золоченые цепи, им самим созданные, он не мог» [3, с. 225]. В одном из стихотворений б. Ахмадулиной находим следующие строчки: Взгляд пытливый обзором Карабихи занят. / Благоденствия строгий и прибранный вид / сродствен мысли: именья последний хозяин / был несчастен не менее, чем знаменит46. В них, на наш взгляд, в концентрированном виде отразилась трагедия Некрасова, отрефлексированная в русской поэзии.

Абрамова В. И. ОБРАЗ Н. А. НЕКРАСОВА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО КОРПУСА РУССКОГО ЯЗЫКА). 2023;:123-130.
Цитирование

Список литературы