Глава книги

Возможности изучения элементов комнатного цветоводства на лабораторных занятиях дисциплины «Организация дополнительного образования (биологическое образование)»

Н. А. Степанова
2023

Модуль «Дополнительное образование» позволяет подготовить бакалавров педагогических специальностей не только к работе в школе, но и к работе в учреждениях дополнительного образования в качестве педагогов дополнительного образования, руководителей кружков биологической направленности. Часто педагоги-биологи в учреждениях дополнительного образования отвечают за организацию и поддержание зимнего сада, учебной оранжереи, проведение занятий кружков комнатного цветоводства и фитодизайна. Такие кружки также организуются учреждениями дополнительного образования и на базах школ для выполнения следующих функций: - осуществление эстетического, нравственного и трудового воспитания учащихся, воспитание бережного отношения ко всему живому; - развитие у учащихся знаний, умений и навыков по уходу за растениями, по проведению наблюдений и экспериментов с комнатными культурами; - обеспечение натуральными наглядными пособиями уроков, внеклассной и внеурочной работы; - подготовка и проведение учебных исследовательских проектов по биологии; - развитие познавательного интереса учащихся к изучению биологии. Комнатные растения, наряду с гербарными материалами, являются незаменимыми наглядными средствами обучения, педагог может сопровождать свой рассказ показом различных комнатных растений или беседовать с учащимися, демонстрируя комнатные культуры. Педагог дополнительного образования может проводить с учащимися различные мероприятия с привлечением разнообразных комнатных растений: занятия кружков, биологические вечера, конкурсы, выставки фотографий, тематические конференции и выставки растений, организовывать разнообразные исследовательские проекты. Ему необходимо знать многообразие и особенности комнатных растений, различные типы классификаций комнатных растений, уметь выбрать и разместить комнатные растения в помещениях и кабинетах. Поэтому важно подготовить студентов педагогических специальностей к такому роду деятельности. Программа дисциплины «Организация дополнительного образования (биологическое образование)» предусматривает достаточное количество лабораторных и практических работ и предоставляет возможности изучения элементов комнатного цветоводства как одного из направлений цветоводства защищенного грунта. Знания основ комнатного цветоводства необходимы при закладке зимнего сада и содержания растений, так как для роста и развития растений, выращиваемых в помещениях, используются особые приемы, вследствие неблагоприятных условий жилых помещений, таких как боковое направление света и его недостаточность, сухость воздуха, обилие пыли, сквозняки, неравномерная температура. Также в комнатных условиях обычно выращивают теплолюбивые растения, такие как пальмы, фикусы, сенполии, бегонии, кактусы и суккуленты и основным значением комнатного цветоводства является обеспечение возможности выращивания в условиях помещений растений, многие из которых оказывают благотворное влияние на организм человека. Современные комнатные растения имеют различное происхождение. Так, родиной агав является Северная Америка, бегоний - Южная Америка, хризантем и узумбарских фиалок - Африка, эвкалиптов - Австралия. Среди комнатных культур есть растения тропических лесов, пустынь и степей. Для того чтобы из этого многообразия выбрать те культуры, которые лучше подходят для выращивания в условиях кружка или зимнего сада, необходимо научить студентов классифицировать все существующие комнатные растения по приспособленности к освещенности (светолюбивые, теневыносливые и умеренного освещения), по отношению к наличию сквозняков и перепадам температур, влажности воздуха. На лабораторных занятиях также необходимо изучить возможности расположения комнатных растений различными способами: - настенного расположения для вьющихся и свисающих растений (традесканций, плющей, сциндапсусов, циссусов, клеродендронов) на подвесных полках или решетке для прикрепления емкостей с растениями; - на цветочных стойках, в которых на металлической штанге закреплены подставки или кольца для цветочных горшков; - на полках из дерева или стекла с учетом, что растения верхних полок получат солнечного света больше; - поддонах со слоем гальки и небольшим количеством воды (растения, нуждающиеся в высокой влажности воздуха) - группами (близкородственными растениями можно группировать в коллекции); - в террариуме, укрытом стеклом или другими прозрачным материалом, защищающим растения от сквозняков и обеспечивающим им увлажнение воздуха. Кроме лабораторных занятий, студенты выполняют задания дома самостоятельно. Ниже приведены задания для самостоятельного выполнения студентами: 1. Дайте краткую характеристику основных видов деятельности современных обществ любителей комнатных растений, изучив информацию, расположенную на сайтах этих обществ (http://www.spolo.ru; http://www.gbmt.ru; http://www.rools.ru). 2. Выпишите названия тем занятий школьных кружков по комнатному цветоводству, используя школьные сайты (http://kalitina.okis.ru/krujok.html; http://modernbiology.ru/my_portf/src/txt018.html). 3. Выберите одно из комнатных растений и перечислите его функции как комнатного растения и как обитателя уголка живой природы. 4. Разработайте презентацию «История развития цветоводства». 5. Составьте десять тем для докладов учащихся, занимающихся в кружке «Комнатное цветоводство». 6. Выберите три различных комнатных растения. Отнесите их к различным группам, применяя все виды вышеперечисленных классификаций. Напишите рекомендации по их расположению в кабинете. 7. Самостоятельно ознакомьтесь с выращиванием растений без почвенных смесей - гидропоникой, используя ресурсы Интернета (http://ru.wikipedia.org; http://gidroponika.com), написав сообщение об этом способе выращивания. 8. Используя ресурсы Интернета (http://www.floralworld.ru/care/mineral_feed.html; http://iplants.ru/udobrenia.htm), подготовьте сообщение «Значение макро- и микроэлементов для комнатных растений». 9. Разработайте презентацию на одну из тем: «Макроэлементы в жизни комнатных растений», «Микроэлементы в жизни комнатных растений», «Полив влаголюбивых растений», «Полив засухоустойчивых растений». 10. Разработайте эскиз школьного стенда «Уход за комнатными растениями» на листе формата А4. 11. Составьте список комнатных растений (из имеющихся в наличии), которые можно размножить стеблевыми или листовыми черенками. 12. Осуществите черенкование одного из предложенных растений, пронаблюдайте за ростом и развитием молодого растения и заполните таблицу «Развитие черенка комнатного растения». 13. Разработайте игру по станциям для учащихся по теме «Вегетативное размножение» с применением комнатных растений. 14. Определите предложенное комнатное растение и изготовьте для него этикетку. Таким образом, изучение дисциплины «Организация дополнительного образования (биологическое образование)» предоставляет возможности изучения элементов комнатного цветоводства, что является необходимым для подготовки педагогов дополнительного биологического образования детей.

Степанова Н. А. Возможности изучения элементов комнатного цветоводства на лабораторных занятиях дисциплины «Организация дополнительного образования (биологическое образование)». 2023;:202-206.
Цитирование

Список литературы