PT - JOURNAL ARTICLE AU - Степанова, Н. А. TI - Возможности изучения элементов комнатного цветоводства на лабораторных занятиях дисциплины «Организация дополнительного образования (биологическое образование)» DP - 2023-04-11 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/653 AB - Модуль «Дополнительное образование» позволяет подготовить бакалавров педагогических специальностей не только к работе в школе, но и к работе в учреждениях дополнительного образования в качестве педагогов дополнительного образования, руководителей кружков биологической направленности. Часто педагоги-биологи в учреждениях дополнительного образования отвечают за организацию и поддержание зимнего сада, учебной оранжереи, проведение занятий кружков комнатного цветоводства и фитодизайна. Такие кружки также организуются учреждениями дополнительного образования и на базах школ для выполнения следующих функций: - осуществление эстетического, нравственного и трудового воспитания учащихся, воспитание бережного отношения ко всему живому; - развитие у учащихся знаний, умений и навыков по уходу за растениями, по проведению наблюдений и экспериментов с комнатными культурами; - обеспечение натуральными наглядными пособиями уроков, внеклассной и внеурочной работы; - подготовка и проведение учебных исследовательских проектов по биологии; - развитие познавательного интереса учащихся к изучению биологии. Комнатные растения, наряду с гербарными материалами, являются незаменимыми наглядными средствами обучения, педагог может сопровождать свой рассказ показом различных комнатных растений или беседовать с учащимися, демонстрируя комнатные культуры. Педагог дополнительного образования может проводить с учащимися различные мероприятия с привлечением разнообразных комнатных растений: занятия кружков, биологические вечера, конкурсы, выставки фотографий, тематические конференции и выставки растений, организовывать разнообразные исследовательские проекты. Ему необходимо знать многообразие и особенности комнатных растений, различные типы классификаций комнатных растений, уметь выбрать и разместить комнатные растения в помещениях и кабинетах. Поэтому важно подготовить студентов педагогических специальностей к такому роду деятельности. Программа дисциплины «Организация дополнительного образования (биологическое образование)» предусматривает достаточное количество лабораторных и практических работ и предоставляет возможности изучения элементов комнатного цветоводства как одного из направлений цветоводства защищенного грунта. Знания основ комнатного цветоводства необходимы при закладке зимнего сада и содержания растений, так как для роста и развития растений, выращиваемых в помещениях, используются особые приемы, вследствие неблагоприятных условий жилых помещений, таких как боковое направление света и его недостаточность, сухость воздуха, обилие пыли, сквозняки, неравномерная температура. Также в комнатных условиях обычно выращивают теплолюбивые растения, такие как пальмы, фикусы, сенполии, бегонии, кактусы и суккуленты и основным значением комнатного цветоводства является обеспечение возможности выращивания в условиях помещений растений, многие из которых оказывают благотворное влияние на организм человека. Современные комнатные растения имеют различное происхождение. Так, родиной агав является Северная Америка, бегоний - Южная Америка, хризантем и узумбарских фиалок - Африка, эвкалиптов - Австралия. Среди комнатных культур есть растения тропических лесов, пустынь и степей. Для того чтобы из этого многообразия выбрать те культуры, которые лучше подходят для выращивания в условиях кружка или зимнего сада, необходимо научить студентов классифицировать все существующие комнатные растения по приспособленности к освещенности (светолюбивые, теневыносливые и умеренного освещения), по отношению к наличию сквозняков и перепадам температур, влажности воздуха. На лабораторных занятиях также необходимо изучить возможности расположения комнатных растений различными способами: - настенного расположения для вьющихся и свисающих растений (традесканций, плющей, сциндапсусов, циссусов, клеродендронов) на подвесных полках или решетке для прикрепления емкостей с растениями; - на цветочных стойках, в которых на металлической штанге закреплены подставки или кольца для цветочных горшков; - на полках из дерева или стекла с учетом, что растения верхних полок получат солнечного света больше; - поддонах со слоем гальки и небольшим количеством воды (растения, нуждающиеся в высокой влажности воздуха) - группами (близкородственными растениями можно группировать в коллекции); - в террариуме, укрытом стеклом или другими прозрачным материалом, защищающим растения от сквозняков и обеспечивающим им увлажнение воздуха. Кроме лабораторных занятий, студенты выполняют задания дома самостоятельно. Ниже приведены задания для самостоятельного выполнения студентами: 1. Дайте краткую характеристику основных видов деятельности современных обществ любителей комнатных растений, изучив информацию, расположенную на сайтах этих обществ (http://www.spolo.ru; http://www.gbmt.ru; http://www.rools.ru). 2. Выпишите названия тем занятий школьных кружков по комнатному цветоводству, используя школьные сайты (http://kalitina.okis.ru/krujok.html; http://modernbiology.ru/my_portf/src/txt018.html). 3. Выберите одно из комнатных растений и перечислите его функции как комнатного растения и как обитателя уголка живой природы. 4. Разработайте презентацию «История развития цветоводства». 5. Составьте десять тем для докладов учащихся, занимающихся в кружке «Комнатное цветоводство». 6. Выберите три различных комнатных растения. Отнесите их к различным группам, применяя все виды вышеперечисленных классификаций. Напишите рекомендации по их расположению в кабинете. 7. Самостоятельно ознакомьтесь с выращиванием растений без почвенных смесей - гидропоникой, используя ресурсы Интернета (http://ru.wikipedia.org; http://gidroponika.com), написав сообщение об этом способе выращивания. 8. Используя ресурсы Интернета (http://www.floralworld.ru/care/mineral_feed.html; http://iplants.ru/udobrenia.htm), подготовьте сообщение «Значение макро- и микроэлементов для комнатных растений». 9. Разработайте презентацию на одну из тем: «Макроэлементы в жизни комнатных растений», «Микроэлементы в жизни комнатных растений», «Полив влаголюбивых растений», «Полив засухоустойчивых растений». 10. Разработайте эскиз школьного стенда «Уход за комнатными растениями» на листе формата А4. 11. Составьте список комнатных растений (из имеющихся в наличии), которые можно размножить стеблевыми или листовыми черенками. 12. Осуществите черенкование одного из предложенных растений, пронаблюдайте за ростом и развитием молодого растения и заполните таблицу «Развитие черенка комнатного растения». 13. Разработайте игру по станциям для учащихся по теме «Вегетативное размножение» с применением комнатных растений. 14. Определите предложенное комнатное растение и изготовьте для него этикетку. Таким образом, изучение дисциплины «Организация дополнительного образования (биологическое образование)» предоставляет возможности изучения элементов комнатного цветоводства, что является необходимым для подготовки педагогов дополнительного биологического образования детей.