Глава книги

Пропаганда безопасного и здорового образа жизни как ключевое условие формирования личной безопасности школьников

Э. М. Киселева, В. Ю. Абрамова, С. А. Киселев
2023

Здоровый образ жизни становится все популярнее не только среди взрослого населения, но и у подрастающего поколения. Правильное питание, спорт, прогулки, желание быть здоровым и красивым стремительно отодвигают вредные привычки на второй план. Проблеме формирования здоровья в разное время уделяли внимания такие ученые, как В. А. Сухомлинский, И. И. Брехман, Н. М. Амосов, В. И. Дубовский и др. Сухомлинский писал о том, что здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя, от которого зависят его духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, уверенность в себе. В современных исследованиях вопросы формирования безопасного и здорового образа жизни обучающихся рассматриваются глубоко, при этом дифференцируются отдельные аспекты научной проблемы. Изучены вопросы формирования мотивации здоровья и здорового образа жизни (Н. А. Абаскалова); создание здоровьесберегающей среды (Э. М. Казина, В. Н. Касаткина, Ф. Ф. Харисова); необходимость увеличения двигательной активности обучающихся (С. И. Петухова); значение экологически безопасной образовательной среды (Е. А. Алисов, Н. П. Несговорова); использование в образовательном процессе здоровьесберегающих педагогических технологий (П. В. Станкевич); культурно-просветительская деятельность в здоровьесбережении (Э. М. Киселева, В. Ю. Абрамова, С. Б. Бахвалова). Как отмечает Станкевич П. В., «формирование и воспитание культуры здоровья, безопасного и здорового образа жизни молодого поколения является не только условием успешности и благополучия личности, но и залогом благополучия и процветания общества и государства. Достижение таких целей возможно на основе педагогики здоровья с использованием здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий» [2]. Пристальное внимание ученых и педагогов к проблеме безопасного и здорового образа жизни молодого поколения обосновывается негативными тенденциями в состоянии здоровья обучающихся, о чем свидетельствует официальная статистика: рост нервно-психических расстройств, нарушения работы сердечно-сосудистой системы, нарушения зрения, заболевания опорнодвигательного аппарата, болезни органов пищеварения. Следует отметить, что работа по формированию безопасного и здорового образа жизни среди школьников реализуется не в полной мере и возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в данном вопросе используются недостаточно: на наш взгляд, в практике образовательной организации слабо используются современные методы и технологии пропаганды безопасного и здорового образа жизни; содержание учебного материала малоинтересно и зачастую дублируется в разных возрастных группах; количество часов в курсе ОБЖ явно недостаточно. Понятие «пропаганда» обозначает распространение информации с целью формирования определенных взглядов, представлений и эмоциональных состояний, которые оказывают влияние на ценности, нормы и поведение людей. Распространяться информация в обществе может посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных средств и др. Кроме того, пропаганду можно рассматривать как процесс, который имеет структуру: цель, содержание, средства, формы, методы. Различают виды пропаганды: - устная (проводится в форме лекции, семинара, конференции, тематического вечера, дискуссии, викторины, научной консультации, встречи со специалистами); - печатная (издание пособий, брошюр, памяток, листовок, а также стенные газеты, лозунги, плакаты, журналы, книги и т. д.); - наглядная (организация стационарных и передвижных выставок, оборудование комнат, классов, музеев, уголков, стендов с фотографиями, плакатами и т. п.); - информационно-коммуникационная (мультимедийные продукты, обучающие, игровые и тестирующие компьютерные программы, видеоролики, информационные сообщения, электронные плакаты). Целью пропаганды безопасного и здорового образа жизни в курсе ОБЖ является формирование личной безопасности, направленной на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) в школе выполняет не только информационную функцию, но и воспитательную. Пропаганда ЗОЖ направлена на: - обеспечение школьников достоверными медико-гигиеническими знаниями; - создание условий для формирования мотивации на здоровый образ жизни; - формирование и развитие умений и навыков сохранения здорового образа жизни и предупреждения заболеваний. При организации пропаганды здорового образа жизни в курсе ОБЖ учитываются возрастные, индивидуальные, культурные и региональные особенности. Такая работа носит целенаправленный и систематический характер. Основными методами пропаганды ЗОЖ являются: убеждение, внушение, личный пример педагогов, родителей и др. Данные методы воспитания оказывают влияние на формирование личности ученика, его сознание и поведение. Организация пропаганды здорового образа жизни в школе требует соблюдения ряда условий. Одним из условий успешной организации пропаганды ЗОЖ является определение задач: - выявление и развитие интереса школьников к проблеме сохранения здоровья; - информирование по вопросам безопасности, сохранения здоровья, профилактики заболеваний, влияния негативных факторов и вредных привычек на здоровье; - формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни; - выработка и закрепление умений и навыков, направленных на безопасный и здоровый образ жизни. Таким образом, понимая всю важность поставленных задач, педагоги и студенты факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена ведут поиск новых интересных методов и технологий пропаганды безопасного и здорового образа жизни школьников. Результаты успешно использовались в период педагогической практики в школах г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Приведем примеры. В 6-м классе на уроках ОБЖ использовались различные виды работы по пропаганде безопасного и здорового образа жизни: О здоровом образе жизни: 1) беседа «Основы безопасного и здорового образа жизни», 2) буклет «Основные правила для безопасности и сохранения здоровья», 3) видеофрагмент «Мотивация к ЗОЖ». Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья: 1) дискуссия о плюсах и минусах «Закаливание организма человека», 2) памятка «Основные правила укрепления здоровья», 3) видеофрагмент «Виды закаливания в различное время года»; 4) презентация «Нужен ли нам спорт?». Рациональное питание. Гигиена питания: 1) беседа с учениками об их рационе питания, 2) плакаты «Основные правила гигиены питания», 3) дискуссия на тему «Правильное питание», 4) семинар «Основы гигиены питания». В старших классах студенты чаще применяли технологию проектов и средства массовой информации для развития осознанной готовности к самостоятельной здоровьесберегающей деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, на улучшение состояния среды обитания в практике, на выявление и предупреждения социальных и экологических факторов, создающих угрозу здоровью и безопасности. В образовательном процессе в целях пропаганды безопасного и здорового образа жизни использовались: - отбор для школьников СМИ с достоверными, информативными и актуальными сведениями; - отбор отдельных продуктов СМИ для изучения (на карте памяти («флешке») в отсканированном виде - если это печатные издания, видеоролики - если телевидение и Интернет-ссылки и пр.); - организация различных проектов: а) проект «Киноманы», во время которого школьники могут создавать коллекцию учебных фрагментов по разделам и темам учебника по ОБЖ, при этом фрагменты будут использованы на уроках учителем; б) проект «Телеканал - происшествия», при создании которого школьники могут собирать информацию из СМИ о происшествиях в городе, районе, стране или мире, будут рассуждать о том, как можно было предотвратить данную ситуацию, выяснять закономерности и предлагать решения в соответствии с пройденным учебным материалом. Свои выпуски школьники могут выставлять на сайте школы или в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Фейсбук); в) проект «Стенгазета», в процессе которого группа обучающихся будет выпускать периодический журнал или газету на основе СМИ, освещающих проблемы и решения безопасности; г) проект «ОБЖ в картинках» - создание презентаций к урокам с использованием поиска информации и иллюстраций в сети Интернет. Пропаганда безопасного и здорового образа жизни является частью культурно-просветительской деятельности педагога, «повышает культурный уровень и способствует социализации личности обучающегося» [4]. Использование разнообразных методов, средств и технологий пропаганды безопасного и здорового образа жизни среди школьников в курсе ОБЖ позволят достичь цели, которая указана в Федеральном государственном образовательном стандарте: «…формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни и установки на здоровый образ жизни, исключающий, употребление алкоголя, наркотиков и нанесение иного вреда здоровью» [5].

Киселева Э. М., Абрамова В. Ю., Киселев С. А. Пропаганда безопасного и здорового образа жизни как ключевое условие формирования личной безопасности школьников. 2023;:70-75.
Цитирование

Список литературы

Документы