PT - JOURNAL ARTICLE AU - Киселева, Э. М. AU - Абрамова, В. Ю. AU - Киселев, С. А. TI - Пропаганда безопасного и здорового образа жизни как ключевое условие формирования личной безопасности школьников DP - 2023-04-11 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/623 AB - Здоровый образ жизни становится все популярнее не только среди взрослого населения, но и у подрастающего поколения. Правильное питание, спорт, прогулки, желание быть здоровым и красивым стремительно отодвигают вредные привычки на второй план. Проблеме формирования здоровья в разное время уделяли внимания такие ученые, как В. А. Сухомлинский, И. И. Брехман, Н. М. Амосов, В. И. Дубовский и др. Сухомлинский писал о том, что здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя, от которого зависят его духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, уверенность в себе. В современных исследованиях вопросы формирования безопасного и здорового образа жизни обучающихся рассматриваются глубоко, при этом дифференцируются отдельные аспекты научной проблемы. Изучены вопросы формирования мотивации здоровья и здорового образа жизни (Н. А. Абаскалова); создание здоровьесберегающей среды (Э. М. Казина, В. Н. Касаткина, Ф. Ф. Харисова); необходимость увеличения двигательной активности обучающихся (С. И. Петухова); значение экологически безопасной образовательной среды (Е. А. Алисов, Н. П. Несговорова); использование в образовательном процессе здоровьесберегающих педагогических технологий (П. В. Станкевич); культурно-просветительская деятельность в здоровьесбережении (Э. М. Киселева, В. Ю. Абрамова, С. Б. Бахвалова). Как отмечает Станкевич П. В., «формирование и воспитание культуры здоровья, безопасного и здорового образа жизни молодого поколения является не только условием успешности и благополучия личности, но и залогом благополучия и процветания общества и государства. Достижение таких целей возможно на основе педагогики здоровья с использованием здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий» [2]. Пристальное внимание ученых и педагогов к проблеме безопасного и здорового образа жизни молодого поколения обосновывается негативными тенденциями в состоянии здоровья обучающихся, о чем свидетельствует официальная статистика: рост нервно-психических расстройств, нарушения работы сердечно-сосудистой системы, нарушения зрения, заболевания опорнодвигательного аппарата, болезни органов пищеварения. Следует отметить, что работа по формированию безопасного и здорового образа жизни среди школьников реализуется не в полной мере и возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в данном вопросе используются недостаточно: на наш взгляд, в практике образовательной организации слабо используются современные методы и технологии пропаганды безопасного и здорового образа жизни; содержание учебного материала малоинтересно и зачастую дублируется в разных возрастных группах; количество часов в курсе ОБЖ явно недостаточно. Понятие «пропаганда» обозначает распространение информации с целью формирования определенных взглядов, представлений и эмоциональных состояний, которые оказывают влияние на ценности, нормы и поведение людей. Распространяться информация в обществе может посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных средств и др. Кроме того, пропаганду можно рассматривать как процесс, который имеет структуру: цель, содержание, средства, формы, методы. Различают виды пропаганды: - устная (проводится в форме лекции, семинара, конференции, тематического вечера, дискуссии, викторины, научной консультации, встречи со специалистами); - печатная (издание пособий, брошюр, памяток, листовок, а также стенные газеты, лозунги, плакаты, журналы, книги и т. д.); - наглядная (организация стационарных и передвижных выставок, оборудование комнат, классов, музеев, уголков, стендов с фотографиями, плакатами и т. п.); - информационно-коммуникационная (мультимедийные продукты, обучающие, игровые и тестирующие компьютерные программы, видеоролики, информационные сообщения, электронные плакаты). Целью пропаганды безопасного и здорового образа жизни в курсе ОБЖ является формирование личной безопасности, направленной на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) в школе выполняет не только информационную функцию, но и воспитательную. Пропаганда ЗОЖ направлена на: - обеспечение школьников достоверными медико-гигиеническими знаниями; - создание условий для формирования мотивации на здоровый образ жизни; - формирование и развитие умений и навыков сохранения здорового образа жизни и предупреждения заболеваний. При организации пропаганды здорового образа жизни в курсе ОБЖ учитываются возрастные, индивидуальные, культурные и региональные особенности. Такая работа носит целенаправленный и систематический характер. Основными методами пропаганды ЗОЖ являются: убеждение, внушение, личный пример педагогов, родителей и др. Данные методы воспитания оказывают влияние на формирование личности ученика, его сознание и поведение. Организация пропаганды здорового образа жизни в школе требует соблюдения ряда условий. Одним из условий успешной организации пропаганды ЗОЖ является определение задач: - выявление и развитие интереса школьников к проблеме сохранения здоровья; - информирование по вопросам безопасности, сохранения здоровья, профилактики заболеваний, влияния негативных факторов и вредных привычек на здоровье; - формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни; - выработка и закрепление умений и навыков, направленных на безопасный и здоровый образ жизни. Таким образом, понимая всю важность поставленных задач, педагоги и студенты факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена ведут поиск новых интересных методов и технологий пропаганды безопасного и здорового образа жизни школьников. Результаты успешно использовались в период педагогической практики в школах г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Приведем примеры. В 6-м классе на уроках ОБЖ использовались различные виды работы по пропаганде безопасного и здорового образа жизни: О здоровом образе жизни: 1) беседа «Основы безопасного и здорового образа жизни», 2) буклет «Основные правила для безопасности и сохранения здоровья», 3) видеофрагмент «Мотивация к ЗОЖ». Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья: 1) дискуссия о плюсах и минусах «Закаливание организма человека», 2) памятка «Основные правила укрепления здоровья», 3) видеофрагмент «Виды закаливания в различное время года»; 4) презентация «Нужен ли нам спорт?». Рациональное питание. Гигиена питания: 1) беседа с учениками об их рационе питания, 2) плакаты «Основные правила гигиены питания», 3) дискуссия на тему «Правильное питание», 4) семинар «Основы гигиены питания». В старших классах студенты чаще применяли технологию проектов и средства массовой информации для развития осознанной готовности к самостоятельной здоровьесберегающей деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, на улучшение состояния среды обитания в практике, на выявление и предупреждения социальных и экологических факторов, создающих угрозу здоровью и безопасности. В образовательном процессе в целях пропаганды безопасного и здорового образа жизни использовались: - отбор для школьников СМИ с достоверными, информативными и актуальными сведениями; - отбор отдельных продуктов СМИ для изучения (на карте памяти («флешке») в отсканированном виде - если это печатные издания, видеоролики - если телевидение и Интернет-ссылки и пр.); - организация различных проектов: а) проект «Киноманы», во время которого школьники могут создавать коллекцию учебных фрагментов по разделам и темам учебника по ОБЖ, при этом фрагменты будут использованы на уроках учителем; б) проект «Телеканал - происшествия», при создании которого школьники могут собирать информацию из СМИ о происшествиях в городе, районе, стране или мире, будут рассуждать о том, как можно было предотвратить данную ситуацию, выяснять закономерности и предлагать решения в соответствии с пройденным учебным материалом. Свои выпуски школьники могут выставлять на сайте школы или в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Фейсбук); в) проект «Стенгазета», в процессе которого группа обучающихся будет выпускать периодический журнал или газету на основе СМИ, освещающих проблемы и решения безопасности; г) проект «ОБЖ в картинках» - создание презентаций к урокам с использованием поиска информации и иллюстраций в сети Интернет. Пропаганда безопасного и здорового образа жизни является частью культурно-просветительской деятельности педагога, «повышает культурный уровень и способствует социализации личности обучающегося» [4]. Использование разнообразных методов, средств и технологий пропаганды безопасного и здорового образа жизни среди школьников в курсе ОБЖ позволят достичь цели, которая указана в Федеральном государственном образовательном стандарте: «…формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни и установки на здоровый образ жизни, исключающий, употребление алкоголя, наркотиков и нанесение иного вреда здоровью» [5].