Статья содержит комплексный обзор современных направлений экспертизы в образовательной среде. Рассматриваются различные подходы и аспекты экспертизы, особое внимание уделяется психологической составляющей, раскрывается отли- чие экспертизы от диагностики. Описываются функции экспертизы в образовании,задачи, предмет и объект с позиции различных авторов. Анализируются теоретические и прикладные аспекты, актуальность психологической экспертизы как ме- тода изучения и оценки инновационных процессов в образовании. A complex review of current trends in the examination of the educational environment is given. Various approaches and aspects of examination are considered, a special attention is given to the psychological component. The difference of examination from diagnostics is explained. The functions of examination of education, its problems, subject and object are regarded from the point a view of various authors. The theoretical and applied aspects, as well as the urgency of psychological examination as a method of studying and estimating innovative processes in education are analyzed.
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филол. наук, проф. Н. Ю. Шведо- вой. 12-е изд. М., 1978.
2. Принципы и критерии экспертизы программ развития образования / Н. Г. Алексеев // Школьные технологии. 2000. № 2.
3. Хараш А. У. Гуманитарная экспертиза в экстремальных ситуациях // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.
4. Мкртчян Г. А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика: Монография. Н. Новгород, 2002.
5. Ясвин В. А. Образовательная среда: от проектирования к моделированию. М., 2001.
6. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М., 1999.
7. Там же.
8. Иванов Д. А. Экспертиза в образовании. Учебное пособие. М., 2008.
9. Братченко С. Л. Гуманитарная экспертиза образования: условия проведения // Школьные технологии. 2001. № 4.
10. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем. М., 2006.
11. Там же.
12. Ясвин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды / В. А. Ясвин. М., 2000.
13. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения: Методическое пособие / Под общей ред. М. М. Семаго. М., 2004.
14. Тубельский А. Э. Экспертиза инновационной школы // Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 1997.
15. Дерябо С. Д. Диагностика эффективности образовательной среды. Черноголовка, 1997.
16. Там же.
17. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство/ Под ред. И. А. Баевой. СПб., 2006.
18. Мкртчян Г. А. Психолого-педагогическая экспертиза инноваций в образовании // Вестник ННГУ. Сер. Инновации в образовании. 2005. Вып. 1.