Статья
Модель психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде, разработанная на основе риск-ресурсного и субъектно-деятельностного подходов. Модель построена с опорой на данные эмпирического исследования личностных ресурсов психологической безопасности студентов. Модель может быть использована специалистами психологических служб образовательных учреждений для совершенствования психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде.
1. Баева, И. А. (2012) Психология безопасности как основа анализа экстремальной ситуации. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 145, с. 6-18.
2. Баева, И. А., Лактионова, Е. Б., Кондакова, И. В. и др. (2024a) Ресурсы психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде: обзор теоретических и эмпирических исследований. Психолого-педагогические иссл едования, т. 16, № 2, с. 3-29. https://doi.org/10.17759/psyedu.2024160201
3. Баева, И. А., Лактионова, Е. Б., Кондакова, И. В., Савенко, Ю. С. (2024b) Личностные ресурсы психологической безопасности студентов, обучающихся на новых территориях Российской Федерации. Интеграция образования, т. 23, № 3, с. 366-383. https://doi.org/10.15507/1991-9468.116.028.202403.366-383
4. Баева, И. А., Шахова, Л. И. (2019) Психологическое сопровождение безопасности субъектов образования: риск-ресурсный подход. В кн.: И. А. Баева, С. В. Тарасов (ред.). Психологическая безопасность образовательной среды региона: теоретические основы и практика создания. Гатчина: Изд-во Государственного института экономики, финансов, права и технологий, с. 47-55.
5. Безюлева, Г. В. (2008) Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 232 с.
6. Белов, В. Г., Бирюкова, Г. М., Федоренко, В. В. (2009) Психологическая защита и ее роль в процессе формирования адаптационной системы человека. Гуманизация образования, № 3, с. 66-72.
7. Бухалко, А. Д. (2020) Основные характеристики модели психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе. Наука о человеке: гуманитарные исследования, т. 14, № 4, с. 118-127. https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.15
8. Буховцева, О. В. Шкляр, Н. В., Карынбаева, О. В. (2021) К вопросу о педагогическом сопровождении социализации первокурсников в условиях вуза. Проблемы современного педагогического образования, № 73-1, c. 71-73.
9. Вассерман, Л. И., Ерышев, О. Ф., Клубова, Е. Б. и др. (2005) Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 54 с.
10. Кацеро, А. А. (2022) Опыт реализации модели психолого-педагогического сопровождения развития психологической саморегуляции у студентов с инвалидностью. В кн.: А. В. Гордеева, Э. А. Ангелина (ред.). Личностные и ситуационные детерминанты поведения и деятельности человека. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию В. Д. Потаповой 8 декабря 2022 г. Донецк: Изд-во Донецкого национального университета, с. 261-266.
11. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года: концепция, утвержденная Минобрнауки России от 19 декабря 2017 года. (2017) [Электронный ресурс]. URL: https://resurs-yar.ru/fles/slujba/standart/5/3.pdf?ysclid=lyef7s0dkp971965044 (дата обращения 02.09.2024).
12. Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в РФ на период до 2030 года: концепция утвержденная Минобрнауки России от 18 июня 2024 года. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-razvitija-sistemy-psikhologo-pedagogicheskoi-pomoshchi-v-sfere-obshchego-obrazovanija/ (дата обращения 06.01.2025).
13. Крысько, В. А. (2006) Социальная психология. СПб.: Питер, 568 с.
14. Лилиенталь, И. Е., Колесникова, И. А. (2016) Модель психолого-педагогической поддержки адаптации студентов на начальном этапе вузовского обучения. Вестник Северо-Кавказского федерального университета, № 1 (52), с. 139-144.
15. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. (2012). [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения 02.09.2024).
16. Опросник ценностных ориентаций. Оценка воспитательного потенциала общеобразовательных организаций на основе мониторинга сформированности ценностных ориентаций обучающихся. (2022) [Электронный ресурс]. URL: https://foco.ru/Media/Default/Documents/NIKO/Оценка%20воспитательного%20потенциала%20ОО.pdf (дата обращения 04.05.2024).
17. Писарева, О. Л., Гриценко, А. (2011) Когнитивная регуляция эмоций. Философия и социальные науки, № 2, с. 64-69.
18. Пшеничнова, И. И. (2016) Модель психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе. Научный поиск, № 4, с. 3-6.
19. Шевелев, В. В. (2016) Психометрическое обоснование опросника "Шкала социального интеллекта Тромсо" ("The Tromso Social Intelligence Scale", TSIS) на выборке городских подростков. Научное мнение, № 16, с. 144-156.
20. Detterman, R., Ventura, J., Rosenthal, L., Berrick, K. (2019) Unconditional education: Supporting schools to serve all students. Oxford: Oxford University Press, 232 p.
21. Koropets, O., Fedorova, A., Kacane, I. (2019) The model of psychological and pedagogical support for working students with the emotional burnout syndrome. In: 12th annual International Conference of Education, Research and Innovation ICERIAt: 11th-13th November 2019, Seville. Seville: IATED Publ., pp. 10377-10383. https://doi.org/10.21125/iceri.2019.2541
22. Baeva, I. A. (2012) Psikhologiya bezopasnosti kak osnova analiza ekstremal'noj situatsii [Psychology of Security as a basis of analysis of extreme situation]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena - Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 145, pp. 6-18. (In Russian)
23. Baeva, I. A., Laktionova, E. B., Kondakova, I. V. et al. (2024a) Resursy psikhologicheskoj bezopasnosti studentov v napryazhennoj sotsiokul'turnoj srede: obzor teoreticheskikh i empiricheskikh issledovanij [Resources for psychological safety of students in an unstable sociocultural environment: A review of theoretical and empirical research]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya - Psychological-Educational Studies, vol. 16, no. 2, pp. 3-29. https://doi.org/10.17759/psyedu.2024160201 (In Russian)
24. Baeva, I. A., Laktionova, E. B., Kondakova, I. V., Savenko, Yu. S. (2024b) Lichnostnye resursy psikho-logicheskoj bezopasnosti studentov, obuchayushchikhsya na novykh territoriyakh Rossijskoj Federatsii [Personal resources of psychological safety of students studying in new territories of the Russian Federation]. Integratsiya obrazovaniya - Integration of education, vol. 28, no. 3, pp. 366-383. https://doi.org/10.15507/1991-9468.116.028.202403.366-383 (In Russian)
25. Baeva, I. A., Shahova, L. I. (2019) Psikhologicheskoe soprovozhdenie bezopasnosti sub"ektov obrazovaniya: risk-resursnyj podkhod [Psychological support for the safety of education: A risk-resource approach] In: I. A. Baeva, S. V. Tarasov (eds.). Psikhologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noj sredy regiona: teoreticheskie osnovy i praktika sozdaniya [Psychological safety of the educational environment of the region: Theoretical foundations and practice of creation]. Gatchina: State Institute of Economics, Finance, Law and Technology Publ., 2019. pp. 47-55. (In Russian)
26. Belov, V. G., Biryukova, G. M., Fedorenko, V. V. (2009) Psikhologicheskaya zashchita i ee rol' v protsesse formirovaniya adaptatsionnoj sistemy cheloveka [Psychological protection and its role in the process of forming people's adaptive system]. Gumanizatsiya obrazovaniya - Humanization of Education, no. 3, pp. 66-72. (In Russian)
27. Bezjuleva, G. V. (2008) Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'noj adaptatsii uchashchikhsya i studentov [Psychological and pedagogical support of professional adaptation of pupils and students]. Мoscow: Moscow Psychological and Social University Publ., 232 p. (In Russian)
28. Bukhalko, A. D. (2020) Osnovnye kharakteristiki modeli psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya adaptatsii inostrannykh studentov k obucheniyu v rossijskom vuze [The main characteristics of a model of psychological and pedagogical assistance for foreign students' adaptation to the Russian higher education institutions]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya - The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 14, no. 4, pp. 118-127. https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.15 (In Russian)
29. Bukhovtseva, O. V., Shklyar, N. V., Karynbaeva, O. V. (2021) K voprosu o pedagogicheskom soprovozhdenii sotsializatsii pervokursnikov v usloviyakh vuza [To the question about the pedagogical support of the socialization of personnel in the conditions of the university]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of modern pedagogical education, no. 73-1, pp. 71-73. (In Russian)
30. Detterman, R., Ventura, J., Rosenthal, L., Berrick, K. (2019) Unconditional education: Supporting schools to serve all students. Oxford: Oxford University Press, 232 p. (In English)
31. Katsero, A. A. (2022) Opyt realizatsii modeli psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya razvitiya psikhologicheskoj samoregulyatsii u studentov s invalidnost'yu [Experience in implementing the model of psychological and pedagogical support of the development of psychological self-regulation in students with disabilities]. In.: A. V. Gordeeva, E. A. Angelina (eds.). Lichnostnye i situatsionnye determinanty povedeniya i deyatel'nosti cheloveka. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, posvyashchennoj 80-letiyu V. D. Potapovoj 8 dekabrya 2022 g. [Personal and situational determinants of human behaviour and activity. Materials of the international scientifc and practical conference dedicated to the 80th anniversary of V. D. Potapova on December 8, 2022]. Donetsk: Donetsk National University Publ., pp. 261-266. (In Russian).
32. Kontseptsiya razvitiya psikhologicheskoj sluzhby v sisteme obrazovaniya v Rossijskoj Federatsii na period do 2025 goda: kontseptsiya utverzhdennaya Minobrnauki Rossii ot 19 dekabrya 2017 goda. [The concept of the development of psychological services in the education system in the Russian Federation for the period up to 2025: the concept approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on December 19, 2017]. (2017) [Online]. Available at: https://resurs-yar.ru/fles/slujba/standart/5/3.pdf?ysclid=lyef7s0dkp971965044 (accessed 02.09.2024). (In Russian)
33. Kontseptsiya razvitiya psikhologo-pedagogicheskoj pomoshchi v sfere obshchego obrazovaniya i srednego professional'nogo obrazovaniya v RF na period do 2030 goda: kontseptsiya utverzhdennaya Minobrnauki Rossii ot 18 iyunya 2024 goda [The concept of the development of psychological and pedagogical assistance in the feld of general education and secondary vocational education in the Russian Federation for the period up to 2030: The concept approved by Ministry of Education and Science of Russia dated June 18, 2024]. (2024) [Online]. Available at: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-razvitija-sistemy-psikhologo-pedagogicheskoi-pomoshchi-v-sfere-obshchego-obrazovanija/ (accessed 06.01.2025). (In Russian)
34. Koropets, O., Fedorova, A., Kacane, I. (2019) The model of psychological and pedagogical support for working students with the emotional burnout syndrome. In: 12th annual International Conference of Education, Research and Innovation ICERIAt: 11-13 November 2019, Seville. Seville: IATED Publ., pp. 10377-10383. https://doi.org/10.21125/iceri.2019.2541 (In English)
35. Krys'ko, V. A. (2006) Sotsial'naya psikhologiya [Social psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 568 p. (In Russian)
36. Liliental', I. E., Kolesnikova, I. A. (2016) Model' psikhologo-pedagogicheskoj podderzhki adaptatsii studen-tov na nachal'nom etape vuzovskogo obucheniya [Model of psychological and pedagogical support of adaptation of students at the initial stage of university education]. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo univer-siteta - Newsletter of North-Caucasus Federal University, no. 1 (52), pp. 139-144. (In Russian)
37. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii: Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 goda. No. 273-FZ [About education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012]. (2012). [Online]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (accessed 02.09.2024). (In Russian)
38. Oprosnik tsennostnykh orientatsij. Otsenka vospitatel'nogo potentsiala obshcheobrazovatel'nykh organizatsij na osnove monitoringa sformirovannosti tsennostnykh orientatsij obuchayushchikhsya [Values orien tations questionnaire. Assessment of the educational potential of general education organizations based on monitoring the formation of students' value orientations]. (2022) [Online]. Available at:: https://foco.ru/Media/Default/Documents/NIKO/Оценка%20воспитательного%20потенциала%20ОО.pdf (accessed 04.05.2024). (In Russian)
39. Pisareva, O. L., Gritsenko, A. (2011) Kognitivnaya regulyatsiya emotsij [Cognitive emotion regulation]. Filosofja i social'nye nauki - Philosophy and social sciences: Scientifc journal, no. 2, pp. 64-69. (In Russian)
40. Pshenichnova, I. I. (2016) Model' psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya adaptatsii pervokursnikov k usloviyam obucheniya v vuze [The model of psychological and pedagogical support of frst-year students and adaptation to academic study at university]. Nauchnyj poisk, no. 4, pp. 3-6. (In Russian)
41. Shevelev, V. V. (2016) Psikhometricheskoe obosnovanie oprosnika "Shkala sotsial'nogo intellekta Tromso" ("The Tromso Social Intelligence Scale", TSIS) na vyborke gorodskikh podrostkov [Psychometric reasoning of "The Tromso social intelligence scale" questionnaire based on the city teenagers sample]. Nauchnoe mnenie - The Scientifc Opinion, no. 16, pp. 144-156. (In Russian)
42. Vasserman, L. I., Eryshev, O. F., Klubova, E. B. et al. (2005) Psikhologicheskaya diagnostika indeksa zhiznennogo stilya [Psychological diagnostics of the lifestyle index]. Saint Petersburg: Saint Petersburg V. M. Bekhterev Psychoneurological Research Institute Publ., 54 p. (In Russian)