Статья
Концептуальный анализ мотивации участников образовательной деятельности вуза
Рассмотрены проблемы мотивации учебной деятельности студентов: случайный (немотивированный) характер выбора программы обучения; неготовность значительной части абитуриентов и первокурсников к обучению в вузе; кризис отчуждения, переживаемый студентами на последующих курсах; отсутствие массовой практики постановки и решения педагогических задач мотивации содержанием учебной деятельности и мотивации учебным процессом. Представлена концептуальная модель процессов и ролевых позиций студента в вузе, характеризующая основные компоненты образовательной деятельности студентов. Проанализирована образовательная деятельность вуза с позиций компетентностного подхода. Даны общие условия целеполагания и мотивации деятельности студентов, вытекающие из анализа психологической системы деятельности. Рассмотрен кризис мотивации преподавателей быть субъектами обновления образовательной деятельности вуза.
1. Богдан Н. Н., Могилевкин Е. А. Мотивация и демотивация профессиональной деятельности персонала вуза (на примере вузов Дальневосточного Федерального округа)//Университетское управление. 2004. № 3.
2. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка//Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972.
3. Борытко Н. М. Субъектное становление специалиста как цель профессионального воспитания студентов вуза//Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: Материалы Второй межрегион. науч.-метод. конф. 16-17 апр. 2002 г. Воронеж: ВГПУ, 2002.
4. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
5. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.М.: Изд-во МГУ, 1990.
6. Гринкруг Л. С., Фишман Б. Е., Кузьмина Б. С. Об ориентации на потребителя в системе управления качеством образовательной деятельности вуза//Менеджмент в образовании: опыт, перспективы, проблемы: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической заочной конференции. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006.
7. Гринкруг Л. С. Проектирование компетентностной модели выпускника. Ч. 2. «Портфолио» проекта/Л. С. Гринкруг, Б. Е. Фишман, В. С. Василенко, Б. С. Кузьмина: Учебно-методическое пособие для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов. Первая редакция М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010.
8. Дусавицкий А. К. К проблеме идеальной формы развития личности в системе развивающего образования//Вестник МАРО. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2001.
9. Евтуха Д. В. Современные проблемы учебной мотивации при подготовке врача [Электрон. ресурс]: <http://www.bsmu.by/index.php?option= com_content&view=article&id=3030:2026-05-08-02-49-49&catid=156:32005& Itemid=52 <http://www.bsmu.by/index.php?option=%20com_content&view=article&id=3030:2026-05-08-02-4949&catid=156:32005&%20Itemid=52>>.
10. Елфимова Н. В. Исследование структуры мотивационного компонента деятельности//Вопросы психологии. 1988. № 4.
11. Зельцерман Б., Рогалева Н. Как проявляется субъектность в учебной деятельности [Электрон. ресурс]: <http://www.experiment.lv/rus/biblio/vremja_ exp/3_kak_projav.htm <http://www.experiment.lv/rus/biblio/vremja_%20exp/3_kak_projav.htm>>.
12. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
13. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001.
14. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
15. Мареев, В. И. Теоретические основы исследовательской деятельности преподавателя высшей школы: Дис. … д-ра пед. наук. Волгоград, 1999.
16. Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников//Вопросы психологии. 1980. № 5.
17. Матюхина М. В. Особенности мотивации учения младших школьников//Вопросы психологии. 1985. № 1.
18. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности//Вопросы психологии. 1987. № 5.
19. Платонов К. К. Структура и развитие личности/Отв. ред. А. Д. Глоточкин. М.: Наука, 1986.
20. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2005.
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. II.
22. Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей/Отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. М.: Рос. пед. агентство, 1998.
23. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-пресс, 1998.
24. Суворова Г. А. Психология деятельности: Учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2003.
25. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.
26. Bogdan N. N., Mogilevkin E. A. Motivacija i demotivacija professional'noj dejatel'nosti personala vuza (na primere vuzov Dal'nevostochnogo Federal'nogo okruga)//Universitetskoe upravlenie. 2004. № 3.
27. Bozhovich L. I. Problema razvitija motivacionnoj sfery rebenka//Izuchenie motivacii povedenija detej i podrostkov. M.: Pedagogika, 1972.
28. Borytko N. M. Subjektnoe stanovlenie specialista kak cel' professional'nogo vospitanija studentov vuza//Vospitatel'naja sreda vuza kak faktor professional'nogo stanovlenija specialista: Materialy Vtoroj mezhregion. nauch.-metod. konf. 16-17 apr. 2002 g. Voronezh: VGPU, 2002.
29. Bratus' B. S. Anomalii lichnosti. M.: Mysl', 1988.
30. Viljunas V. K. Psihologicheskie mehanizmy motivacii cheloveka.M.: Izd-vo MGU, 1990.
31. Grinkrug L. S., Fishman B. E., Kuz'mina B. S. Ob orientacii na potrebitelja v sisteme upravlenija kachestvom obrazovatel'noj dejatel'nosti vuza//Menedzhment v obrazovanii: opyt, perspektivy, problemy: Materialy 2-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj zaochnoj konferencii. Jaroslavl': Izd-vo JAGPU, 2006.
32. Grinkrug L. S. Proektirovanie kompetentnostnoj modeli vypusknika. Ch. 2. «Portfolio» proekta/L. S. Grinkrug, B. E. Fishman, V. S. Vasilenko, B. S. Kuz'mina//Uchebno-metodicheskoe posobie dlja rukovoditelej i aktiva uchebno-metodicheskih objedinenij vuzov. Pervaja redakcija M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov. Koordinacionnyj sovet uchebno-metodicheskih ob#edinenij i nauchno-metodicheskih sovetov vysshej shkoly, 2010.
33. Dusavickij A. K. K probleme ideal'noj formy razvitija lichnosti v sisteme razvivajuwego obrazovanija//Vestnik MARO. Riga: Pedagogicheskij centr «Eksperiment», 2001.
34. Evtuha D. V. Sovremennye problemy uchebnoj motivacii pri podgotovke vracha [Elektron. resurs]: <http://www.bsmu.by/index.php?option=com_content&view=article&id=3030:2026-05-08-02-49-49&catid= 156:32005& Itemid=52 <http://www.bsmu.by/index.php?option=com_content&view=article&id=3030:2026-05-08-02-49-49&catid=156:32005&%20Itemid=52>>.
35. Elfimova N. V. Issledovanie struktury motivacionnogo komponenta dejatel'nosti//Voprosy psihologii. 1988. № 4.
36. Zel'cerman B., Rogaleva N. Kak projavljaetsja subjektnost' v uchebnoj dejatel'nosti [Elektron. resurs]: <http://www.experiment.lv/rus/biblio/vremja_ exp/3_kak_projav.htm <http://www.experiment.lv/rus/biblio/vremja_%20exp/3_kak_projav.htm>>.
37. Il'in E. P. Motivacija i motivy. SPb.: Piter, 2000.
38. Leont'ev A. N. Lekcii po obwej psihologii. M.: Smysl, 2001.
39. Leont'ev A. N. Potrebnosti, motivy i jemocii. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1971.
40. Mareev V. I. Teoreticheskie osnovy issledovatel'skoj dejatel'nosti prepodavatelja vysshej shkoly: Dis. …d-ra ped. nauk. Volgograd, 1999.
41. Markova A. K. Puti issledovanija motivacii uchebnoj dejatel'nosti shkol'nikov//Voprosy psihologii. 1980. № 5.
42. Matjuhina M. V. Osobennosti motivacii uchenija mladshih shkol'nikov//Voprosy psihologii. 1985. № 1.
43. Mil'man V. E. Vnutrennjaja i vneshnjaja motivacija uchebnoj dejatel'nosti//Voprosy psihologii. 1987. № 5.
44. Platonov K. K. Struktura i razvitie lichnosti/Otv. red. A. D. Glotochkin. M.: Nauka, 1986.
45. Prjazhnikov N. S., Prjazhnikova E. Ju. Psihologija truda i chelovecheskogo dostoinstva. M.: Akademija, 2005.
46. Rubinshtejn S. L. Osnovy obwej psihologii: V 2 t. T. II. M.: Pedagogika, 1989.
47. Skok G. B. Kak proanalizirovat' sobstvennuju pedagogicheskuju dejatel'nost': Ucheb. posobie dlja prepodavatelej/Otv. red. Ju. A. Kudrjavcev. M.: Ros. ped. agentstvo, 1998.
48. Slastenin V. A., Isaev I. F., Mishchenko A. I., Shijanov E. N. Pedagogika: Uchebnoe posobie dlja studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. M.: Shkola-press, 1998.
49. Suvorova G. A. Psihologija dejatel'nosti: Uchebnoe posobie. M.: PER SE, 2003.
50. Shadrikov V. D. Dejatel'nost' i sposobnosti. M.: Izd. korporacija «Logos», 1994.