Статья
Речетворческий потенциал метафоры как многофункционального феномена мышления и языка
В статье метафора - многофункциональный феномен мышления, языка и речи - в силу своей полифункциональности обладающий неисчерпаемым речетворческим потенциалом, рассматривается как базовый элемент речевого развития учащихся. Определены основные теоретические подходы к созданию технологии изучения метафоры в школе, представлены некоторые показательные примеры реализации этих подходов в процессе проведенной экспериментальной работы в 5 и 8 классах. В контексте главной цели обучения родному языку в современной школе - сформировать личность, свободно выражающую себя в речи - эффективность изучения метафоры с ее лингвокогнитивным и лингвокреативным потенциалом опосредуется отмеченной Аристотелем и рядом ученых ХХ в. сообразностью метафоры характеру человеческого мышления, метафоричного по своей природе. Выдвигается и обосновывается с позиций психолингвистики и лингвистики положение об органической связи речевого развития с развитием меафорического сознания, позволяющее сделать вывод о повышении уровня коммуникативной культуры и речевого развития школьников в процессе овладения ими полифункциональностью метафорического слова.