В представленной работе рассматривается проблема обеспечения безопасности образовательной среды в аспектах создания модели комплексной безопасности образовательной среды и системы ее мониторинга. Безопасность образовательной среды рассматривается как состояние организационных, пространственно-предметных и социально-психологических аспектов образовательной среды, которое обеспечивает жизнь и здоровье субъектов образования, выступает условием для развития и формирования личности учащихся, обеспечивает правовую, социальную, психологическую, информационную защищенность участников образовательного процесса. В статье представлены основные задачи по разработке модели, приведены исследования, способные выступить ее теоретическим обоснованием. Кроме того, обозначено содержание системы социально-психологического мониторинга безопасности образовательной среды и критерии его эффективности.
Гаязова Л. Психологические основания мониторинга безопасности образовательной среды. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012;(145):64-72.
1. Алехина С. В., Битянова М. Р. Мониторинг как вид профессиональной деятельности педагога-психолога//Вестник практической психологии образования. 2009. № 4(21). С. 66-73.
2. Баева И. А. и др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии/Под ред. И. А. Баевой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. 289 с.
3. Баева И. А., Лактионова Е. Б. Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда», типология и структура образовательной среды//Педагогическая психология/Под ред. Л. Регуш, А. Орловой. СПб.: Питер, 2010. 416 с.
4. Баева И. А., Рубцов В. В. Образование как национальный ресурс сохранения здоровья школьников и обеспечения психологической безопасности//Информационно-методический бюллетень № 2 Городской экспериментальной площадки второго уровня/Ред.-сост. И. А. Баева, В. В. Ковров. М.: Экон-Информ, 2009. С. 3-8.
5. Гаязова Л. А. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение//Известия РГПУ им. А. И. Герцена. № 142. СПб., 2011. С. 27-32.
6. Иванов С. А., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Крутова О. Э. Мониторинг и статистика в образовании: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. М.: АПК и ППРО, 2007. 128 с.
7. Петров С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. М.: Издательство: НЦ ЭНАС, 2006. 248 с.
8. Пилипенко В. Ф. Обеспечение комплексной безопасности образовательного учреждения: Справочник руководителя: Серия «В помощь руководителю образовательного учреждения. М.: Центр «Школьная книга», 2009. 210 с.
9. Рубцов В. В., Баева И. А., Гаязова Л. А. Обеспечение безопасности образовательной среды: комплексный подход//Психологические проблемы безопасности в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием/Под ред. И. А. Баевой, В. В. Рубцова. М.: МГППУ, 2011. Т. 1. С. 3-7.
10. Соломин В. П., Михайлов Л. А., Шатровой О. В., Маликова Т. В. Психологическая безопасность: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2008. 288 с.
11. Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе/К. Фляйшер, Б. М. Бенсуссан: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005. 541 с.
12. Florida State Dept. of Education T, Southeastern Regional Vision for Education (SERVE) T. Voices from the Field: Working Together for Safe and Secure Schools. Summary of Findings from Florida Education Commissioner Charlie Crist's School Safety and Security Summits. [serial online]. October 1, 2002; Available from: ERIC, Ipswich, MA. Accessed June 1, 2011.