Статья
Адаптация личности в современном обществе и проблема психологического здоровья детей и подростков
Проявления амбивалентности в общественном сознании и поведении россиян отражают трудности процесса социальной адаптации в современных условиях. Психологическое здоровье личности, которое предполагает реализацию стратегии активной адаптации, рассматривается как значимый фактор развития современного общества. На материале эмпирических исследований анализируются условия семейного воспитания, закладывающие базу психологического здоровья подрастающего поколения.
1. Активизация в социальной работе с семьей/Под ред. О. И. Бородкиной, В. А. Самойловой. СПб.: Скифия-принт. 2013. 172 с.
2. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования//Психологическая наука и образование. 2012. № 4. C. 11-17.
3. Безрукова О. Н., Самойлова В. А. Семейная политика на муниципальном уровне//Власть. 2013. № 11. С. 138-145.
4. Бородкина О. И., Самойлова В. А., Каллунки В. Проблемы социального исключения/включения молодежи (на материале социологического исследования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области)//Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Том XVI. № 1(66). С. 100-111.
5. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль. 1988. 301 с.
6. Григорьева Е. Б. Современный взгляд на исследование авторитарности в России//Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. № 3(19). С. 177-191.
7. Гудков Л. В обществе оживают советские комплексы и инстинкты: Доклад на ежегодной конференции Левада-центра. 22.01.2014 http://www.levada.ru/arkhiv
8. Общественное мнение-2011: Ежегодный сборник. М.: Левада-центр, 2011. С. 66.
9. Общественное мнение-2013: Ежегодный сборник М.: Левада-центр, 2013. С. 49.
10. Колпина Л. В. Социальное здоровье личности в современном мире//Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН. Российское общество социологов, 2008. http://www.isras.ru/index.php?page_id=763§ion=48&part_id=&alfavit=*
11. Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб.: Речь. 2002. 256 с.
12. Национальная доктрина образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000. № 751. http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok. html
13. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/Под ред. И. В. Дубровиной. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 176 с.
14. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005. 400 с.
15. Самойлова В. А. Проявления и динамика авторитарного сознания в социокультурных установках городского населения//Вестник С-Петерб. ун-та. 1996. Серия 6. Выпуск 3(№ 20). С. 53-60.
16. Самойлова В. А., Куликова Н. А. Отношения привязанности между матерью и ребенком как фактор формирования адаптационного потенциала личности: Мат-лы Первого международн. форума «Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма»/Под ред. И. А. Баевой, Ш. Ионеску, Л. А. Регуш. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. С. 243-245.
17. Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей//Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 91-105.
18. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер Р.-мл. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести. М; СПб., 1994. 271 с.
19. Староверова И. В. Факторы девиации сознания и поведения российской молодежи//Социолог. исследован. 2009. № 11. С. 107-117.
20. Тихонова Н. Е. Особенности нормативно-ценностной системы российского общества через призму теории модернизации//Terra economicus. 2011. Том 9. № 2. С. 60-85.
21. Учурова С. А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе//Известия Уральского госуниверситета. 2007. № 50. Вып. 21: Проблемы образования, науки и культуры. С. 47-51.
22. Чеснокова Е. Н. Дети: психологическая безопасность и ответственность//Мат-лы Первого междунар. форума «Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма»/Под ред. И. А. Баевой, Ш. Ионеску, Л. А. Регуш. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. С. 130-131.
23. Шанц Е. А. Педагогические аспекты изучения вопросов социальной активности личности//Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки, культуры. 2009. Том 68. № 4. С. 222-229.
24. Штомпка П. Социальное изменение как травма//Социологические исследования. 2001. № 1. С. 6-16.
25. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Академический проект, 2009. 208 с.
26. Юревич А. В., Ушаков Д. В. Нравственность в современной России//Психологические исследования: Электрон. научн. журн. 2009. № 1(3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 07.02.2014).
27. Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development: Experiments by Nature and Design. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1979. 330 p.
28. Inkeles A., Smith D. H. Becoming modern Cambridge, МА: Harvard University Press, 1974. Р. 289-302.
29. Trust in reciprocal relationships -The construction of well-being//Empowering Social Work: Research &Practice. Ed. by M. Torronen, O. Borodkina, V. Samoylova, E. Heino. Palmenia Centre for Continuing Education, University of Helsinki, Kotka Unit Kopijyva Oy, 2013. P. 8-19.