Введение. В исследовании анализируется историческое развитие и философские основы системы подготовки учителей иностранных языков в Индии. Ретроспективный анализ показывает, что отрасль подготовки учителей иностранных языков в Индии начала приобретать признаки системности в середине ХХ в. В колониальный период (с середины XVIII в. до 1947 г.) педагогический дискурс Индии характеризовался взаимодействием нескольких парадигм, сформированных под влиянием британской колониальной политики и традиционных индийских образовательных традиций: позитивизма, утилитаризма, ориентализма, окцидентализма, национализма и антиколониального дискурса. Материалы и методы. Представлены следующие методы исследования: анализ, синтез и интерпретация научно-практических достижений в рамках обозначенной проблемы, а также обобщение передового международного опыта в области подготовки учителей иностранных языков. Результаты. Педагогическими теориями, которые определили особенности развития области подготовки учителей в Индии, являются, прежде всего, конструктивизм и социалконструктивизм, критическая педагогика, гуманизм, а также теории бихевиоризма, когнитивизма, эссенциализма и др. В основу профессиональной подготовки учителей иностранных языков легли прикладная лингвистика, общая лингвистика, педагогика, психология и другие смежные науки. Ведущим концептуальным подходом подготовки учителей в мировом образовательном сообществе и в Индии является теория конструктивизма, положения которой недостаточно представлены в трудах индийских ученых. Целью статьи является изучение философско-эпистемологический основ в профессиональной подготовке учителей в Индии. Выявлено, что, несмотря на мировое признание конструктивистского подхода, его теоретическое осмысление в индийских исследованиях остается недостаточным. Философско-эпистемологический фундамент системы подготовки характеризуется сочетанием социального конструктивизма и интерпретативизма, где ключевыми категориями выступают личность педагога и социокультурный контекст его профессионального становления. Заключение. Проведенное исследование демонстрирует необходимость дальнейшего изучения возможностей адаптации современных педагогических теорий к индийскому образовательному контексту с учетом его исторических особенностей и культурной специфики.
Беловецкая, Л.Э. ТЕОРЕТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ИНДИИ / Л.Э. Беловецкая // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2025. – № 217. – С. 137-148
1. Agnihotri, R. K. (2007) Towards a pedagogical paradigm rooted in multilinguality. International Multilingual Research Journal, vol. 1, no. 2, pp. 79-88. https://doi.org/10.1080/19313150701489689 (In English)
2. Anderson, J. (2020) Key concepts in ELT: Refection. ELT Journal, vol. 74, no. 4, pp. 480-483. https://doi.org/10.1093/elt/ccaa039 (In English)
3. Avalos, B. (2011) Teacher professional development in Teaching and Teacher Education over ten years. Teaching and Teacher Education, vol. 27, no. 1, pp. 10-20. https://doi.org/10.1016/j.tate.2010.08.007 (In English)
4. Batra, P. (2012) Empoderamento dos professores entre direito à educação e mudança social [Teacher empowerment: The education entitlement-social transformation traverse]. Cadernos de Pesquisa, vol. 42, no. 147, pp. 920-949. https://doi.org/10.1590/S0100-15742012000300015 (In Portuguese)
5. Canagarajah, A.S. (1999) Resisting linguistic imperialism in English teaching. Oxford: Oxford University Press, 276 p. (In English)
6. Cannella, G. S., Kincheloe, J. L. (2002) Kidworld: Childhood studies, global perspectives, and education. New York: Peter Lang Publ., 230 p. (In English)
7. Chomsky, N. (1972) Language and Mind. New York: Harcourt Brace and Jovanovich Publ., 194 p. (In English)
8. Dagar, V., Yadav, A. (2016) Constructivism: A paradigm for teaching and learning. Arts Social Sciences Journal, vol. 7, no. 4, article 200. (In English)
9. Darling-Hammond, L. (2017) Teacher education around the world: What can we learn from international practice? European Journal of Teacher Education, vol. 40, no. 3, pp. 291-309. https://doi.org/10.1080/02619768.2017.1315399 (In English)
10. Kumar, K. (2005) Political agenda of education: A study of colonialist and nationalist ideas. 2nd ed. New Delhi: Sage Publ., 224 p. (In English)
11. Lantolf, J. P. (2005) Sociocultural theory and L2 learning: An exegesis. In: E. Hinkel (ed.). Handbook of research in second language teaching and learning. Oxfordshire: Routledge Publ., pp. 335-354. (In English)
12. Naik, J. P. (1982) The education commission and after. New Delhi: Allied Publ., 258 p. (In English)
13. Norton, B. (2005) Towards a model of critical language teacher education. Language Issues, vol. 17, no. 1, pp. 12-17. (In English)
14. Prabhu, N. S. (1987) Second language pedagogy. Oxford: Oxford University Press., 156 p. (In English)
15. Richardson, V. (2003) Constructivist Pedagogy. Teachers College Record: The Voice of Scholarship in Education, vol. 105, no. 9, pp. 1623-1640. https://doi.org/10.1046/j.1467-9620.2003.00303.x (In English)
16. Salavi, P. B. (2019) Problems in Indian education: In the view of J. P. Naik regarding Gandhi. Scholarly Research Journal for Humanity Science & English Language, vol. 7, no. 34, pp. 9276-9284. (In English)
17. Scotland, J. (2012) Exploring the philosophical underpinnings of research: Relating ontology and epistemology to the methodology and methods of the scientifc, interpretive, and critical research paradigms. English Language Teaching, vol. 5, no. 9, pp. 9-16. https://doi.org/10.5539/elt.v5n9p9 (In English)
18. Sharma, S. K. (2024) Decolonising English studies in India. Literary Oracle, vol. 8, no. 1, pp. 203-221. (In English)
19. Suprunova, L. L. (2009) Opyt modernizatsii obrazovaniya v Indii [The experience of modernizing education in India]. Moscow: Progress-Traditsiya Publ., 248 p. (In Russian)
20. Tripathi, A. (2023) Teacher education in India (Vedic to 1947): An analysis. International Journal for Mul-tidisciplinary Research, vol. 5, no. 3. [Online]. Available at: https://doi.org/10.36948/ijfmr.2023.v05i03.3762 (accessed 15.05.2024). (In English)
21. Viswanathan, G. (1989) Masks of conquest: Literary study and British rule in India. New York: Columbia University Press, 196 p. (In English)
22. Watson, J. B. (1913) Psychology as the behaviorist views it. Psychological Review, vol. 20, no. 2, pp. 158-177. https://doi.org/10.1037/h0074428 (In English)
23. Zeichner, K. (2012) The turn once again toward practice-based teacher education. Journal of Teacher Education, vol. 63, no. 5, pp. 376-382. https://doi.org/10.1177/0022487112445789 (In English)