PT - JOURNAL ARTICLE AU - Беловецкая, Л Э TI - ТЕОРЕТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ИНДИИ DP - 2025-12-15 TA - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 4100 - 10.33910/1992-6464-2025-217-137-148 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/20954 AB - Введение. В исследовании анализируется историческое развитие и философские основы системы подготовки учителей иностранных языков в Индии. Ретроспективный анализ показывает, что отрасль подготовки учителей иностранных языков в Индии начала приобретать признаки системности в середине ХХ в. В колониальный период (с середины XVIII в. до 1947 г.) педагогический дискурс Индии характеризовался взаимодействием нескольких парадигм, сформированных под влиянием британской колониальной политики и традиционных индийских образовательных традиций: позитивизма, утилитаризма, ориентализма, окцидентализма, национализма и антиколониального дискурса. Материалы и методы. Представлены следующие методы исследования: анализ, синтез и интерпретация научно-практических достижений в рамках обозначенной проблемы, а также обобщение передового международного опыта в области подготовки учителей иностранных языков. Результаты. Педагогическими теориями, которые определили особенности развития области подготовки учителей в Индии, являются, прежде всего, конструктивизм и социалконструктивизм, критическая педагогика, гуманизм, а также теории бихевиоризма, когнитивизма, эссенциализма и др. В основу профессиональной подготовки учителей иностранных языков легли прикладная лингвистика, общая лингвистика, педагогика, психология и другие смежные науки. Ведущим концептуальным подходом подготовки учителей в мировом образовательном сообществе и в Индии является теория конструктивизма, положения которой недостаточно представлены в трудах индийских ученых. Целью статьи является изучение философско-эпистемологический основ в профессиональной подготовке учителей в Индии. Выявлено, что, несмотря на мировое признание конструктивистского подхода, его теоретическое осмысление в индийских исследованиях остается недостаточным. Философско-эпистемологический фундамент системы подготовки характеризуется сочетанием социального конструктивизма и интерпретативизма, где ключевыми категориями выступают личность педагога и социокультурный контекст его профессионального становления. Заключение. Проведенное исследование демонстрирует необходимость дальнейшего изучения возможностей адаптации современных педагогических теорий к индийскому образовательному контексту с учетом его исторических особенностей и культурной специфики.