Статья
ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Введение. Внедрение цифровых инструментов в образование вызывает значительные изменения в деятельности педагогов и влияет на требования к подготовке будущих специалистов. Инновационные процессы трансформируют профессиональную деятельность педагогов, требуя умений планирования и прогнозирования траектории собственного профессионального развития. В связи с этим уже на начальных этапах обучения в вузе необходимо готовить будущих педагогов к осуществлению рефлексии и прогнозированию деятельности. Сформированность рефлексивно-прогностических умений обеспечит возможность планировать деятельность, организовывать работу обучающихся, разрабатывать рабочие программы, обмениваться опытом с коллегами, осуществлять планирование при работе с классом, а также разрабатывать прогнозы на основе оценочной ситуации в классе. В связи с этим была определена цель исследования: оценить влияние цифровых инструментов на процесс формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов. Материалы и методы. В процессе проведения исследования использовалась модель формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов, разработанная на основе системно-деятельностного, средового и полисубъектного подходов и реализуемая совместно с педагогическими условиями: использование технологии искусственного интеллекта в образовательном процессе вуза; внедрение социально-значимых интерактивных проектов в подготовку будущих педагогов; применение модели SAMR в построении образовательного процесса. Для подтверждения достоверности результатов эксперимента применялись критерии математической статистики, а также валидные методы диагностики (методика диагностики уровня развития рефлексивности, тест рефлексии деятельности, методика «Направленность личности в общении», методика-тест «Способность к прогнозированию», методика «Прогностическая задача») для определения уровня сформированности рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов. Результаты исследования. Результатом экспериментальной работы стало повышение уровня сформированности рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов, что подтверждалось T-критерием Вилкоксона и U-критерием Манна - Уитни. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о значимости и необходимости применения цифровых инструментов при формировании рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов. Заключение. Материал исследования может быть использован на теоретических и практических занятиях. Перспективным направлением дальнейшего исследования является уточнение цифрового инструментария по отношению к каждому блоку модели, автоматизация и цифровизация диагностического аппарата, разработка цифрового контента для формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов.