СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ / И.Ю. Гутник, А.В. Кандаурова, Е.В. Пискунова, Я.О. Опарина, С.М. Шепель // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2025. – № 217. – С. 9-23
1. Абульханова-Славская, К. А. (1991) Стратегия жизни. М.: Мысль, 299 с.
2. Билет в будущее. Профориентационный проект. (2023) [Электронный ресурс]. URL: https://bvbinfo.ru (дата обращения 13.07.2025).
3. Бочавер, А. А., Жилинская, А. В., Хломов, К. Д. (2016) Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории. Современная зарубежная психология, т. 5, № 2, с. 31-38. https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050204
4. Бугров, А. С. (2024) Профориентация в общем образовании: анализ ситуации, тенденции и перспективы развития. Профессиональное образование и рынок труда, т. 12, № 1, с. 79-94. https://doi.org/10.52944/PORT.2024.56.1.006
5. Головаха, Е. И. (1988) Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наук. думка, 142 с.
6. Гутник, И. Ю., Гембель, Т. П., Дмитриева, Ю. И. (2022) Анализ опыта проектирования структуры рефлексивной сессии. Казанский педагогический журнал, № 2 (151), с. 163-171. https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.152.2.023
7. Гутник, И. Ю. (2015) Педагогические рефлексивные практикумы. Опыт проектирования и внедрения. Science Time, № 12 (24), с. 184-191.
8. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Постановление Минтруда РФ от 15 ноября 1999 г. № 45 (с изменениями от 13 ноября 2008 г.). (1999) [Электронный ресурс]. URL: https://ppt.ru/classifer/etks (дата обращения 13.07.2025).
9. Жолудева, С. В. (2025) Актуальные подходы к проблеме профессионального самоопределения школьников в транзитивном обществе. Известия РГПУ им. А. И. Герцена, № 215, с. 105-116. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2025-215-105-116
10. Зеер, Э. Ф. (2008) Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: МПСИ, 256 с.
11. Ильина, О. Б. (2014) Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения. Психологическая наука и образование psyedu.ru, № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/3/Ilyina.phtml (дата обращения 13.07.2025).
12. Климов, Е. А. (2007) Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 304 с.
13. Комлев, А. А. (2003) Субъективность выбора человека. Вестник Тамбовского университета, № 3 (31), с. 94-100.
14. Костромина, С. Н. (2020) Жизненные модели современной молодежи. В кн.: Жизненное пространство в психологии: теория и феноменология: сборник статей. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, с. 223-247.
15. Краморенко, Н. С. (2012) Исследование анонимности в самоосуществлении подростков в интернет-среде. Педагогика и психология, № 3, с. 32-39.
16. Кривцова, С. В. (2013) Феноменологический метод с точки зрения экзистенциального анализа. Вопросы психологии, № 6, с. 24-37.
17. Матросова, Ю. С., Писарева, С. А., Тряпицына, А. П., Тряпицын, А. В. (2022) Психолого-педагогическая поддержка ученика в условиях цифровизации образовательной среды: анализ современного состояния. Человек и образование, № 2, с. 17-29. http://dx.doi.org/10.54884/S181570410020596-0
18. Наумова, Н. Ф. (1995) Жизненная стратегия человека в переходном обществе. Социологический журнал, № 2, с. 5-22.
19. Национальный проект "Кадры". (2025) Национальные проекты России. [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/new-projects/kadry/ (дата обращения 15.06.2025).
20. Неверкович, С. Д. (2000) Рефлексия оснований профессиональной деятельности в игровом обучении. Психологическая наука и образование, № 5 (2), с. 68-74.
21. Петрова, Ю. В., Королева, Н. Н., Богдановская, И. М. (2023) Факторная структура профессионального самоопределения подростков с проблемным использованием интернета. Мир науки. Педагогика и психология, т. 11, № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/63PSMN523.pdf (дата обращения 13.07.2025).
22. Писарева, С. А., Радионова, Н. Ф., Тряпицына, А. П. (2024) Взаимодействие педагогов основного и дополнительного образования в поддержке самоопределения подростков в проектной деятельности. Известия РГПУ им. А. И. Герцена, № 214, с. 61-72. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2024-214-61-72
23. Приказ Минпросвещения России от 31 августа 2023 г. № 650 "Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования" (зарегистрировано в Минюсте России 5 октября 2023 г. № 75467). (2023) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/53d3c69503ab48125815993c075256b0/ (дата обращения 13.07.2025).
24. Пряжников, Н. С. (2008) Профессиональное самоопределение. Теория и практика. М.: Академия, 320 с.
25. Регуш, Л. А., Алексеева, Е. В., Веретина, О. Р. и др. (2022) Психологические проблемы подростков России периода цифровизации (2010-2020 гг.). Известия РГПУ им. А. И. Герцена, № 203, с. 7-21. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-203-7-21
26. Садовникова, Н. О. (2018) Феноменология как основа психолого-педагогического сопровождения переживания педагогами профессионального кризиса личности. Современные исследования социальных проблем, т. 9, № 2, с. 128-141.
27. Сафин, В. Ф. (1986) Психология самоопределения. Свердловск: Изд-во Свердловского государственного университета, 141 с.
28. Сергиенко, Е. А. (2014) Субъектные факторы самоопределения современной молодежи. Человек. Общество. Управление, № 2, с. 87-103.
29. Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И. (2023) Цифровая социализация российских подростков: сквозь призму сравнения с подростками 18 европейских стран. Социальная психология и общество, т. 14, № 3, с. 11-30. https://doi.org/10.17759/sps.2023140302
30. Сунцова, Я. С., Мешков, И. Ю. (2022) Феномены выбора и принятия решения в психологической науке. Вестник Удмуртского университета, т. 32, № 4, с. 395-404. https://doi.org/10.35634/2412-9550-2022-32-4-395-404.
31. Умняшова, И. Б. (2020) Условия развития рефлексивных способностей как ресурс развития самоопределения студентов психолого-педагогических специальностей. Вестник практической психологии образования, т. 17, № 4, с. 120-129. https://doi.org/10.17759/bppe.2020170412
32. Фельдштейн, Д. И. (2011) Глубинные изменения современного детства и их обусловленные психолого-педагогические проблемы развития образования. Вестник практической психологии образования, т. 8, № 1, с. 45-54.
33. Чеснокова, О. Б., Чурбанова, С. М., Молчанов, С. В. (2019) Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социо-когнитивные и креативные факторы. Культурно-историческая психология, т. 15, № 4, с. 109-118. https://doi.org/10.17759/chp.2019150411
34. Чистякова, С. Н., Родичев, Н. Ф., Сергеев, И. С. (2016) Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. Профессиональное образование. Столица, № 8, с. 10-16.
35. Шалагинова, К. С., Декина, Е. В. (2024) Профессиональное самоопределение старших подростков: анализ основных категорий трудностей и способов разрешения. Международный научно-исследовательский журнал, № 4 (142), с. 1-5. https://doi.org/10.23670/IRJ.2024.142.41
36. Щипанова, Д. Е. (2020) Профессиональное самоопределение личности как построение смыслов будущего. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 119 с.
37. Gottfredson, L. S. (2002) Gottfredson's theory of circumscription, compromise and self-creation. In:D. Brown (ed.). Career Choice and Development. 4th ed. San Francisco: Jossey-Bass Publ., pp. 85-148.
38. Maximum Education. (2025) [Online]. Available at: https://maximumtest.ru/spb (accessed 13.07.2025).
39. Transforming technical and vocational education and training for successful and just transitions: UNESCO strategy 2022-2029. (2022) UNESCO. [Online]. Available at: https://www.unesco.org/en/articles/transformingtechnical-and-vocational-education-and-training-successful-and-just-transitions-unesco (accessed 13.07.2025).