Статья

СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

И. Ю. Гутник, А. В. Кандаурова, Е. В. Пискунова, Я. О. Опарина, С. М. Шепель
2025

Введение. Современные подростки в процессе профессионального самоопределения оказываются под влиянием значительного числа факторов: развитие производственных и информационных технологий; влияние родителей, педагогов, сверстников; привлекательность профессии или университета; особенности профессии или личности подростка, его способности и интересы. Многофакторность, сложность процесса профессионального самоопределения современного подростка требует новых форм педагогической поддержки, основанной на актуализации субъективных факторов, инициируемых самим подростком, и делающих его истинным субъектом этого процесса. Цель статьи - определить, обосновать и актуализировать субъективные факторы профессионального самоопределения в педагогической поддержке современных подростков. Материалы и методы. В ходе исследования применялись теоретический анализ, контент-анализ научной психолого-педагогической литературы; классификация и обобщение. Субъективные факторы выявлены и обоснованы в результате анализа научных исследований и на основе положений теории личностного выбора. Эмпирическими методами выступили опрос и анкетирование. Предлагаемые в статье методы педагогической поддержки основаны на положениях феноменологического подхода в педагогике. Результаты исследования. Представлена классификация и характеристика факторов профессионального самоопределения; обоснованы субъективные факторы (активность, самостоятельность, осознанность, рефлексия, готовность к выбору). Эмпирически доказано их определяющее значение в процессе самоопределения; предложены примеры педагогической поддержки в рамках феноменологического подхода, инициирующие субъективные факторы у современных подростков. Заключение. Исследование подтверждает актуальность профессионального самоопределения для современных подростков, испытывающих затруднения. Обоснованные субъективные факторы профессионального самоопределения: активность, самостоятельность, осознанность, рефлексия, готовность к выбору - не актуализированы и не учитываются современными подростками в процессе профессионального самоопределения. В качестве решения рассматриваемой проблемы предлагается феноменологический подход к реализации педагогической поддержки современных подростков в процессе профессионального самоопределения. Реализация педагогической поддержки в рамках феноменологического подхода, основанной на актуализации субъективных факторов, открывает новые перспективы в помощи подросткам и молодежи в процессе профессионального самоопределения в современном динамично меняющемся мире.

СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ / И.Ю. Гутник, А.В. Кандаурова, Е.В. Пискунова, Я.О. Опарина, С.М. Шепель // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2025. – № 217. – С. 9-23
Цитирование

Список литературы

Похожие публикации

Источник