Статья
Актуальные подходы к проблеме профессионального самоопределения школьников в транзитивном обществе
В статье рассматриваются актуальные подходы к проблеме профессионального самоопределения школьников в условиях транзитивного общества. Цель исследования состояла в рассмотрении различных подходов к проблеме профессионального самоопределения, их анализ и соотнесение между собой, которое позволит определить пути развития личности школьника и предотвратить возможные ошибки профессионального выбора. Особое значение данная проблема приобретает в условиях транзитивного общества, для которого характерны множественные альтернативные изменения в сторону определенного аттрактора, т. е. стремления к относительной устойчивости. Проанализированы подходы к данной проблеме как отечественных, так и зарубежных авторов.
1. Ананьева, С. В., Хакимова, Н. Р. (2015) К вопросу понимания понятия "будущего" в контексте изучения профессионального самоопределения. Актуальные вопросы психологии, № 8, с. 5-12.
2. Андреева, А. Д. (2020) Детство в субъективных представлениях современных взрослых и подростков о жизненных циклах. Теоретическая и экспериментальная психология, т. 13, № 1, с. 42-52.
3. Андреева, А. Д., Лисичкина, А. Г. (2023) Психологическая готовность учащихся раннего юношеского возраста к активной самореализации: методический инструментарий. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, № 1, с. 96-109. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2023-1-96-109
4. Андреева, А. Д., Лисичкина, А. Г., Бримова, Л. А. (2021) Временная и жизненная перспектива как мотивационный центр самоопределения в ранней юности: сравнительно-историческое исследование. Теоретическая и экспериментальная психология, т. 14, № 1, с. 6-16.
5. Андреева, Е. В. (2022) Структура профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте. В кн.: Н. Л. Карпова, Е. А. Петрова, О. В. Золотова (ред.). Общение в эпоху конвергенции технологий. М.: Изд-во Психологического института Российской академии образования, с. 384-386. https://doi.org/10.24412/cl-36917-2022-384-386
6. Анистратенко, Т. Г. (2017) Индивидуально-личностное самоопределение в повседневных социальных практиках. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, № 1 (194), с. 66-71.
7. Асмолов, А. Г. (2015) Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия. Психологические исследования, т. 8, № 40. https://doi.org/10.54359/ps.v8i40.550
8. Бегунова, Л. А. (2022) Сравнительное исследование феномена интернальности у старшеклассников и учащихся организаций среднего профессионального образования из разных регионов России. Актуальные проблемы психологического знания, № 4 (61), с. 146-164. https://doi.org/10.51944/20738544_2022_4_146
9. Бегунова, Л. А., Лисичкина, А. Г. (2021) Эмоциональное отношение к будущему старших подростков (сравнительно-историческое исследование). Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, № 4, с. 67-75. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-8
10. Бызова, В. М., Аванесян, М. О. (2020) Переживание субъективной неопределенности и готовность к изменениям. Вестник Вятского государственного университета, № 3 (137), с. 103-111. https://doi.org/10.25730/VSU.7606.20.044
11. Гулов, А. П. (2023) Школьные предметные олимпиады в условиях трансформационных процессов и их социокультурные функции. Ценности и смыслы, № 1 (83), с. 56-71. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-6-56-71
12. Данилова, Е. Е. (2021) Мотивация выбора будущей профессии у старшеклассников мегаполиса. Актуальные проблемы психологического знания, № 1-2 (55), с. 31-38.
13. Долгушина, Т. Н., Юревич, С. Н. (2013) Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, № 3-4 (16-17), с. 101-107.
14. Дубровина, И. В. (2019) Проблема психологической готовности современных старшеклассников к профессиональному самоопределению. Мир психологии, № 4 (100), с. 79-87.
15. Дубровина, И. В. (2020) Психологическая культура личности как фактор самоопределения в раннем юношеском возрасте. Гуманизация образования, № 2, с. 4-15. https://doi.org/10.24411/1029-3388-2020-10097
16. Журавлев, А. Л., Соина, И. А. (2012) Роль ценностных ориентаций личности в формировании ее социально-психологического пространства. Знание. Понимание. Умение, № 4, с. 218-226.
17. Заруба, Н. А. (2024) Российская система образования в транзитивном обществе: особенности и проблемы. Профессиональное образование в России и за рубежом, № 1 (53), с. 28-33. https://doi.org/10.54509/22203036_2024_1_28
18. Кандыбович, С. Л., Разина, Т. В. (2022) Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в вузы на современном этапе. Человеческий капитал, № 1 (157), с. 124-137. https://doi.org/10.25629/HC.2022.01.13
19. Колосова, О. А. (2016) Проблема формирования профессионального самоопределение и построения профессиональной типологии личности. Управление, № 1 (11), с. 21-30. https://doi.org/10.12737/18789
20. Кон, И. С. (1978) Возрастные категории в науках о человеке и обществе. Социология исследований, № 3, с. 22-26.
21. Кон, И. С. (1989) Психология ранней юности. М.: Просвещение, 254 с.
22. Кох, И. А., Орлов, В. А. (2020) Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи. Образование и наука, т. 22, № 2, с. 143-170. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-143-170
23. Кулагина, И. Ю., Апасова, Е. В. (2023) Отношение к неопределенности современных школьников и студентов. Мир психологии, № 4 (115), с. 5-19. https://doi.org/10.51944/20738528_2023_4_5
24. Мальцева, Л. В. (2008) Теоретические подходы к изучению сущности профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психологии. Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиология, психология и медицина, № 12, с. 115-119.
25. Марцинковская, Т. Д. (2013) Транзитивное общество как психологический феномен. Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования, № 2, с. 5-17.
26. Марцинковская, Т. Д. (2019) Информационное пространство транзитивного общества: проблемы и перспективы развития. Консультативная психология и психотерапия, т. 27, № 3, с. 77-96. https://doi.org/10.17759/cpp.2019270306
27. Петровский, В. А. (2018) Импликативная модель целеполагания: константы адаптивного действия. В кн.: А. Асмолов (ред.). Mobilis in mobile: Личность в эпоху перемен. М.: ЯСК, с. 331-362.
28. Пряжников, Н. С. (1996) Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во Института практической психологии, 256 с.
29. Пряжников, Н. С. (2007) Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 503 с.
30. Сигаев, С. Ю. (2016) Ключевые востребованные профессиональные навыки специалиста информационного общества. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций, № 3, с. 607-615.
31. Ткаченко, Д. П. (2018) Развитие субъектности современных подростков. Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование, № 4 (14), с. 138-144.
32. Филин, М. М. (2021) Преадаптация как фактор успешного профессионального самоопределения личности в условиях транзитивного общества. Мир университетской науки: культура, образование, № 6, с. 99-104. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2021-6-99-104
33. Хорошилов, Д. А. (2021) Онтологическая, социальная и психологическая прекарность: пути взаимодействия в транзитивном обществе. Новые психологические исследования, т. 1, № 2, с. 64-83. https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2021_01_02_04
34. Череменская, М. А. (2024) Подходы к пониманию профессионального самоопределения в социальной психологии. Национальный психологический журнал, т. 19, № 1, с. 90-100. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0106
35. Шамионов, Р. М. (2012) Социализация и ресоциализация личности: нормативность и процессуальность. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия "Акмеология образования. Психология развития", т. 1, № 4, с. 3-8.
36. Щипанова, Д. Е. (2020) Профессиональное самоопределение личности как построение смыслов будущего. Екатеринбург: Изд-во Российского государственного профессионально-педагогического университета, 119 с.
37. Ryan, R. M., Deci, E. L. (2020) Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: Defnitions, theory, practices, and future directions. Contemporary Educational Psychology, vol. 61, article 101860. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2020.101860
38. Wang, Y., Wang, H., Wang, S. et al. (2024) A systematic review and meta-analysis of self-determination-theory-based interventions in the education context. Learning and Motivation, vol. 87, article 102015. https://doi.org/10.1016/j.lmot.2024.102015
39. Anan'eva, S. V., Khakimova, N. R. (2015) K voprosu ponimaniya ponyatiya "budushchego" v kontekste izucheniya professional'nogo samoopredeleniya [To the question of understanding of concept of "future" in the context of studying of professional self-determination]. Aktual'nye voprosy psikhologii, no. 8, pp. 5-12. (In Russian)
40. Andreeva, A. D. (2020) Detstvo v sub'ektivnykh predstavleniyakh sovremennykh vzroslykh i podrostkov o zhiznennykh tsiklakh [Childhood in the subjective representations of modern adults and adolescents about life cycles]. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya - Theoretical and experimental psychology, vol. 13, no. 1, pp. 42-52. (In Russian)
41. Andreeva, A. D., Lisichkina, A. G., Brimova, L. A. (2021) Vremennaya i zhiznennaya perspektiva kak motivatsionnyj tsentr samoopredeleniya v rannej yunosti: sravnitel'no-istoricheskoe issledovanie [Time and life perspective as a motivational center of self-determination in early youth: A comparative historical study]. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya - Theoretical and experimental psychology, vol. 14, no. 1, pp. 6-16. (In Russian)
42. Andreeva, A. D., Lisichkina, A. G. (2023) Psikhologicheskaya gotovnost uchashchikhsya rannego yunosheskogo vozrasta k aktivnoj samorealizatsii: metodicheskij instrumentarij [Young students' psychological readiness for active self-realization: Methodological tools]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta Seriya: Psihologicheskie nauki - Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychology, no. 1, pp. 96-109. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2023-1-96-109 (In Russian)
43. Andreeva, E. V. (2022) Struktura professional'nogo samoopredeleniya v starshem shkol'nom vozraste [The structure of professional self-determination in high school age]. In: N. L. Karpova, E. A. Petrova, O. V. Zolotova (eds.). Obshchenie v epokhu konvergentsii tekhnologij [Communication in an era of technology convergence], pp. 384-386. https://doi.org/10.24412/cl-36917-2022-384-386 (In Russian)
44. Anistratenko, T. G. (2017) Individual'no-lichnostnoe samoopredelenie v povsednevnykh sotsial'nykh praktikakh [Individual and personal self-determination in daily social practices]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: flosofya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turologiya - The Bulletin of the Adyghe State University, the series "Region Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Culturology", no. 1 (194), pp. 66-71. (In Russian)
45. Asmolov, A. G. (2015) Psikhologiya sovremennosti: vyzovy neopredelennosti, slozhnosti i raznoobraziya [Psychology of modernity: The challenges of uncertainty, complexity and diversity]. Psihologicheskie issledovaniya - Psychological Studies, vol. 8, no. 40. https://doi.org/10.54359/ps.v8i40.550 (In Russian)
46. Begunova, L. A. (2022) Sravnitel'noe issledovanie fenomena internal'nosti u starsheklassnikov i uchashchikhsya organizatsij srednego professional'nogo obrazovaniya iz raznykh regionov Rossii [Comparative study of the phenomenon of internality of high school students and younger students living in different regions]. Aktual'nye problemy psikhologicheskogo znaniya - Actual Problems of Psychological Knowledge, no. 4(61), pp. 146-164. https://doi.org/10.51944/20738544_2022_4_146 (In Russian)
47. Begunova, L. A., Lisichkina, A. G. (2021) Emotsional'noe otnoshenie k budushchemu starshikh podrostkov (sravnitel'no-istoricheskoe issledovanie) [Older adolescents and their emotional attitude to the future: Comparative historical study]. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii - The Herzen University Studies: Psychology in Education, no. 4, pp. 67-75. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-8 (In Russian)
48. Byzova, V. M., Avanesyan, M. O. (2020) Perezhivanie sub'ektivnoj neopredelennosti i gotovnost' k izmeneniyam [Experiencing subjective uncertainty and being ready for change]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta - Herald of Vyatka State University, no. 3 (137), pp. 103-111. https://doi.org/10.25730/VSU.7606.20.044 (In Russian)
49. Cheremenskaya, M. A. (2024) Podkhody k ponimaniyu professional'nogo samoopredeleniya v sotsial'noj psikhologii [Approaches to professional self-determination in social psychology]. Natsional'nyj psikho-logicheskij zhurnal - National Psychological Journal, vol. 19, no. 1, pp. 90-100. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0106 (In Russian)
50. Danilova, E. E. (2021) Motivatsiya vybora budushchej professii u starsheklassnikov megapolisa [Motivation for choosing a future profession among high school students in a megalopolis]. Aktual'nye problemy psikhologicheskogo znaniya - Actual Problems of Psychological Knowledge, no. 1-2 (55), pp. 31-38. (In Russian)
51. Dolgushina, T. N., Yurevich, S. N. (2013) Professional'noe samoopredelenie kak komponent professional'nogo stanovleniya lichnosti [Professional self-determination as a component of professional growth]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifkatsii kadrov - Scientifc support of a System of Advanced Training, no. 3-4 (16-17), pp. 101-107. (In Russian)
52. Dubrovina, I. V. (2019) Problema psikhologicheskoj gotovnosti sovremennykh starsheklassnikov k professional'nomu samoopredeleniyu [The problem of psychological readiness of modern high school students for professional self-determination]. Mir psikhologii - The World of Psychology, no. 4 (100), pp. 79-87. (In Russian)
53. Dubrovina, I. V. (2020) Psikhologicheskaya kul'tura lichnosti kak faktor samoopredeleniya v rannem yunosheskom vozraste [Psychological culture of personality as a factor of self-determination in early youth]. Gumanizatsiya obrazovaniya - Humanization of Education, no. 2, pp. 4-15. https://doi.org/10.24411/1029-3388-2020-10097 (In Russian)
54. Filin, M. M. (2021) Preadaptatsiya kak faktor uspeshnogo professional'nogo samoopredeleniya lichnosti v usloviyakh tranzitivnogo obshchestva [Preadaptation as a factor of successful professional self-determination of an individual in the transitive society]. Mir universitetskoj nauki: kul'tura, obrazovanie - The World of Academia: Culture, Education, no. 6, pp. 99-104. https://doi.org/10.18522/2658-6983-2021-6-99-104 (In Russian)
55. Gulov, A. P. (2023) Shkol'nye predmetnye olimpiady v usloviyakh transformatsionnykh protsessov i ikh sotsiokul'turnye funktsii [School subject Olympiads in the context of transformational processes and their socio-cultural functions]. Tsennosti i smysly - Values and Meanings, no. 1 (83), pp. 56-71. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-6-56-71 (In Russian)
56. Kandybovich, S. L., Razina, T. V. (2022) Professional'naya orientatsiya i professional'nyj otbor v vuzy na sovremennom etape [Professional orientation and professional selection for higher education institutions at the present stage]. Chelovecheskij kapital, no. 1(157), pp. 124-137. https://doi.org/10.25629/HC.2022.01.13 (In Russian)
57. Khoroshilov, D. A. (2021) Ontologicheskaya, sotsial'naya i psikhologicheskaya prekarnost': puti vzaimodejstviya v tranzitivnom obshchestve [Ontological, social and psychological precarity: Ways of interaction in a transitive society]. Novye psikhologicheskie issledovaniya - New Psychological Research, vol. 1, no. 2, pp. 64-83. https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2021_01_02_04 (In Russian)
58. Kokh, I. A., Orlov, V. A. (2020) Tsennosti i professional'noe samoopredelenie studencheskoj molodezhi [Values and professional identity of student-age population]. Obrazovanie i nauka - Education and Science Journal, vol. 22, no. 2, pp. 143-170. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-143-170 (In Russian)
59. Kolosova, O. A. (2016) Problema formirovaniya professional'nogo samoopredelenie i postroeniya professional'noj tipologii lichnosti [Problem of professional self-determination formation and person's professional typology construction]. Upravlenie, no. 1 (11), pp. 21-30. https://doi.org/10.12737/18789 (In Russian)
60. Kon, I. S. (1989) Psikhologiya rannej yunosti [Psychology of early youth]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 254 p. (In Russian)
61. Kon, I. S. (1978) Vozrastnye kategorii v naukakh o cheloveke i obshchestve [Age categories in the sciences of man and society]. Sociologiya issledovanij, no. 3, pp. 22-26. (In Russian)
62. Kulagina, I. Y., Apasova, E. V. (2023) Otnoshenie k neopredelennosti sovremennykh shkol'nikov i studentov [Attitude to uncertainty of modern schoolchildren and students]. Mir psikhologii - The World of Psychology, no. 4 (115), pp. 5-19. https://doi.org/10.51944/20738528_2023_4_5 (In Russian)
63. Mal'tseva, L. V. (2008) Teoreticheskie podkhody k izucheniyu sushchnosti professional'nogo samoopredeleniya v otechestvennoj i zarubezhnoj psikhologii [Theoretical approaches to the study of the essence of professional self-determination in Russian and foreign psychology]. Vestnik Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Fiziologiya, psikhologiya i meditsina - Bulletin of Kurgan State University. Series Physiology, Psychophysiology, Psychology and Medicine, no. 12, pp. 115-119. (In Russian)
64. Martsinkovskaya, T. D. (2013) Tranzitivnoe obshchestvo kak psikhologicheskij fenomen [Transitive society as a psychological phenomenon]. Sovremennaya sotsial'naya psikhologiya: teoreticheskie podkhody i prikladnye issledovaniya, no. 2, pp. 5-17. (In Russian)
65. Martsinkovskaya, T. D. (2019) Informatsionnoe prostranstvo tranzitivnogo obshchestva: problemy i perspektivy razvitiya [Information space of a transitive society: Challenges and prospects]. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya - Counseling Psychology and Psychotherapy, vol. 27, no. 3, pp. 77-96. https://doi.org/10.17759/cpp.2019270306 (In Russian)
66. Petrovskj, V. A. (2018) Implikativnaya model' tselepolaganiya: konstanty adaptivnogo dejstviya [Implicative model of goal setting: The constants of an adaptive action]. In: A. Asmolov (ed.). Mobilis in mobile: Lichnost' v epohu peremen [Mobilis in mobile: Identity in an era of change], Moscow: YaSK Publ., pp. 331- 362. (In Russian)
67. Pryazhnikov, N. S. (1996) Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie [Professional and personal self-determination]. Moscow: Institute of Practical Psychology Publ., 256 p. (In Russian)
68. Pryazhnikov, N. S. (2007) Professional'noe samoopredelenie: teoriya i praktika [Professional self-determination: theory and practice]. Moscow: Akademia Publ., 503 p. (In Russian)
69. Ryan, R. M., Deci, E. L. (2020) Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: Defnitions, theory, practices, and future directions. Contemporary Educational Psychology, vol. 61, article 101860. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2020.101860 (In English)
70. Shamionov, R. M. (2012) Sotsializatsiya i resotsializatsiya lichnosti: normativnost' i protsessual'nost' [Socialization and resocialization of persons: Standard and processual]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya - Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, vol. 1, no. 4, pp. 3-8. (In Russian)
71. Shchipanova, D. E. (2020) Professional'noe samoopredelenie lichnosti kak postroenie smyslov budushchego [Professional self-determination of a personality as the construction of the meanings of the future]. Yekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University Publ., 119 p. (In Russian)
72. Sigaev, S. Yu. (2016) Klyuchevye vostrebovannye professional'nye navyki spetsialista informatsionnogo obshchestva [Key demanded professional skills of an information society specialist]. Konferentsium ASOU, no. 3, pp. 607-615. (In Russian)
73. Tkachenko, D. P. (2018) Razvitie sub'ektnosti sovremennykh podrostkov [Development of subjectivity of modern teenagers]. Vestnik RGGU. Seriya: Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovanie - RGGU Bulletin. Series: Psychology. Pedagogics. Education Series, no. 4 (14), pp. 138-144. (In Russian)
74. Wang, Y., Wang, H., Wang, S. et al. (2024) A systematic review and meta-analysis of self-determination-theory-based interventions in the education context. Learning and Motivation, vol. 87, article 102015. https://doi.org/10.1016/j.lmot.2024.102015 (In English)
75. Zaruba, N. A. (2024) Rossijskaya sistema obrazovaniya v tranzitivnom obshchestve: osobennosti i problemy [Russian education system in a transitive society: Features and problems]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom - Professional Education in Russia and Abroad, no. 1 (53), pp. 28-33. https://doi.org/10.54509/22203036_2024_1_28 (In Russian)
76. Zhuravlev, A. L., Soina, I. A. (2012) Rol' tsennostnykh orientatsij lichnosti v formirovanii ee sotsial'no-psikhologicheskogo prostranstva [The role of person's value orientations in the formation of its social and psychological space]. Znanie. Ponimanie. Umenie - Knowledge. Understanding. Skill, no. 4, pp. 218-226. (In Russian)