В статье рассматривается вопрос об актуальности обучения будущих преподавателей РКИ решению такой профессиональной задачи, как адаптация текста, в условиях глобального распространения нейросетей, способных генерировать и изменять тексты любой сложности. В качестве примера рассмотрена адаптация фрагмента рассказа Н. Сладкова «Еловая каша», выполненная педагогом и искусственным интеллектом.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Буевич О. В. Художественный текст русской литературы с позиции нейросети: pro et contra / О. В. Буевич // Русская литература в иностранной аудитории. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2024. - С. 351-358.
3. Двинова Е. О. Учение с увлечением, или увлечение учением (мотивационная составляющая процесса обучения РКИ) // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории. - 2016. - С. 9093.
4. Дорога в Россию 1: учебник русского языка (элементарный уровень) / В. Е. Антонова, М. М. Нахабина, М. В. Сафронова, А. А. Толстых. - 6-е изд., испр. - М.: ЦМО МГУ им. М. В. Ломоносова; С.-Пб.: Златоуст, 2010. - 341 с., ил.
5. Еремина Е. А. Отбор и лингводидактический анализ аутентичных текстов как профессиональные задачи преподавателя РКИ // Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». (в печати)
6. Искусственный интеллект в образовании: возможности, методы и рекомендации для педагогов: учебно-практическое пособие / под ред. С. О. Крамарова. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2025. - 99 с.
7. Лешкевич Т. Г. Где кончаются технологии и начинается человек: социогуманитарное осмысление искусственного интеллекта: монография / Т. Г. Лешкевич. - М.: ИНФРА-М, 2025. - 221 с.
8. Меретукова М. М., Хуажева З. Г. Технологии искусственного интеллекта в лингводидактической адаптации литературных текстов в преподавании русского языка как иностранного: перспективы и ограничения // Язык. Культура. Менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: материалы XXIII Международной научно-практической конференции 16-17 апреля 2025 года. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена (в печати).
9. Сутугинене Ю. В., Лаврова О. В., Лю Ч. ChatGPT в процессе обучения русскому языку как иностранному // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2025. - С. 158-164. - EDN LNAFTA.
10. Watson С. E., Bowen J. A. Teaching with AI: A Practical Guide to a New Era of Human Learning. - Johns Hopkins University Press, 2024. - 280 р.