Книга
Проектирование учебных заданий для учащихся с нарушением интеллекта
Учебно-методическое пособие посвящено проблеме разработки современных учебных заданий для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. В каждой главе предложены подходы к проектированию, конструированию и использованию практико-ориентированных учебных заданий с учетом современных требований дидактики, а также требований, закрепленных в федеральных образовательных стандартах для обучающихся с ОВЗ и федеральных адаптированных образовательных программах, ориентированных на отдельные группы детей с интеллектуальной недостаточностью. Пособие адресовано студентам бакалавриата и магистратуры, обучающимся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»; аспирантам и молодым ученым, занимающимся исследованием проблем современного образования обучающихся с интеллектуальной недостаточностью; педагогам, дефектологам и другим специалистам, работающим в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ.
1. Батаршев А. В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи: учеб. пособие. - Москва: Академия, 2009.
2. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». - Москва: Изд-во МГУ, 1965.
3. Давыдов В. В. Формирование учебной деятельности школьников. - Москва: Педагогика, 1982.
4. Канаева Н. А. Мотивация учебно-профессиональной деятельности и ее влияние на становление будущих специалистов. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2010. - № 4 (15). - С. 271-273. - URL: https://moluch.ru/archive/15/1407/ (дата обращения: 04.07.2024).
5. Карпова Е. В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности: автореф. дис. … д-ра психол. наук. - Ярославль, 2009. - 51 с.
6. Кудрина С. В. Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование. - Санкт-Петербург: КАРО, 2004. - С. 222.
7. Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. - 1972. - № 2.
8. Люблинская А. А. Развивающие возможности учебной деятельности // Начальная школа. - № 1. - 1982.
9. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды - 2-е изд. - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 672 с.
10. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. - Москва: Интерпракс, 1995. - С. 283.
11. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - Москва: Педагогика, 1981. - 96 с.
12. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - URL: https://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-0661.htm# (дата обращения: 04.07.2024).
13. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ. - Санкт-Петербург: КАРО, 2008. - 96 с.
14. Егорова С. А. Ситуационные задачи как инструмент правового воспитания старших подростков на уроках обществознания // MODERN SCIENCE. - 2019. - № 3. - С. 289-295.
15. Ильина С. Ю., Глазкова Н. Н., Круглова Ю. А., Петрова А. Б. Совершенствование содержания общего образования старшеклассников с легкой умственной отсталостью как необходимое условие повышения его качества // Семья и дети в современном мире. Сборник материалов конференции. Под общей и научной редакцией В. Л. Ситникова. - Кызыл, 2022. - С. 413-417.
16. Ильина С. Ю., Глазкова Н. Н., Кузнецова М. В., Петрова А. Б. Оценка состояния и перспективы совершенствования содержания общего образования старшеклассников с легкой умственной отсталостью // Cпециальное и инклюзивное образование: актуальные проблемы и инновационные подходы: сборник научно-методических трудов с международным участием. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2022. - С.176-179.
17. Мусакова Л. В. Ситуационная задача как инструмент формирования функциональной грамотности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». [Электронный ресурс] - 2021. - № 4 (12) / декабрь. - С. 67-75. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/situatsionnaya-zadacha-kak-instrument-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 08.11.2024).
18. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 [Электронный ресурс] - URL: https://base. garant.ru/406065157/#block_1000 (дата обращения: 08.11.2024).
19. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 [Электронный ресурс] - URL: https://base.garant.ru/70860670/53f89421bbdaf741eb2d1 ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 08.11.2024).
20. Гришина И. С. Воспитательный потенциал фольклора в познавательном и личностном развитии младших подростков // МНКО. 2023. № 3 (100). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnyy-potentsial-folklora-v-poznavatelnom-i-lichnostnom-razvitii-mladshih-podrostkov (дата обращения: 06.08.2024).
21. Елецкая О. В. День за днем говорим и растем: пособие по развитию детей ран. возраста / О. В. Елецкая, Е. Ю. Вареница. - Москва: Твор. Центр Сфера, 2005 (ГУП Смол. обл. тип. им. В. И. Смирнова). - 223, [1] с.
22. Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 3 класс: учебное пособие. - Москва: ВАКО, 2009. - 160 с. - ISBN 978-5-94665-964-2. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/4787 (дата обращения: 01.11.2024).
23. Кириченко Т. Д. Интеллектуальное развитие обучающихся (с умственной отсталостью) младших классов коррекционных школ средствами народной педагогики // Гносеологические основы образования: международный сборник научных трудов, посвященный 90-летию со дня рождения профессора С. П. Баранова. - Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2017. - С. 347-351. - EDN ZRHUFF.
24. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - Москва: Просвещение, 1987. - 239 с.
25. Морозова И. А. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках внеклассного чтения у старших школьников с недоразвитием интеллекта / И. А. Морозова, А. С. Чижова // Теория и практика специального и инклюзивного образования: сборник научно-методических трудов с международным участием. - Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2019. - С. 65-67. - EDN AOVMLB.
26. Силяева А. М. Малый фольклор - один из эффективных методов работы по развитию речи у умственно отсталых детей // Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования: материалы VII региональной научно-практической (очно-заочной) конференции, Волгоград - Котово, 20 февраля 2020 года. - Волгоград; Котово: Волгоградский государственный технический университет, 2020. - С. 312-313. - EDN TVFHYQ.
27. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022, № 1026.
28. Чижова А. С. Использование личностно-ориентированных технологий в обучении русскому языку младших школьников в рамках дополнительного образования // Территория детства ребенка с особыми образовательными потребностями: материалы XXII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Территория детства», Санкт-Петербург, 21-23 октября 2015 года. - Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2015. - С. 371-374. - EDN UUYYLF.
29. Чижова А. С. К вопросу о методике составления «кейса» в рамках обучения чтению младших школьников с недоразвитием интеллекта / А. С. Чижова, Е. С. Рыжова // Специальное и инклюзивное образование: методология, теория, практика: сборник научно-методических трудов с международным участием. - Санкт-Петербург: РГПУ, 2016. - С. 221-225. - EDN YJNLQB.
30. Чижова А. С. Методика работы над произведениями малых и больших форм устного народного творчества обучающихся с умственной отсталостью // Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика образования и психологического сопровождения: учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2024. - С. 122-143. - EDN WSJIWO.
31. Чижова А. С. Приемы работы над былиной в старших классах для обучающихся с умственной отсталостью // Коррекционная педагогика: взгляд в будущее: сборник научных статей. - Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2023. - С. 100-103. - EDN STGRCT.
32. Чуканова Е. Ю. Русский фольклор, как одно из средств развития познавательной деятельности у детей с умственной отсталостью // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - № 6 (51). - С. 74-78. - EDN WCGHQL.
33. Чтение. 3-й класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы: в 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. С. Ю. Ильина, А. А. Богданова. - 3-е изд. - Москва: Просвещение, 2016. - 112 с.
34. Чтение. 6-й класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / С. Ю. Ильина, Т. М. Головкина. - Москва: Просвещение, 2023. - 351 с.
35. Чтение. 7-й класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / авт.-сост. А. К. Аксёнова. - Москва: Просвещение, 2016. - 287 с.
36. https://illustrators.ru/illustrations/451548
37. https://ru.pinterest.com/
38. https://rebuskids.ru
39. https://mersibo.ru
40. https://allforchildren.ru/rebus/rebus1_42.php
41. https://razrisuika.ru/maslenica
42. https://kvestodel.ru
43. https://educ.wikireading.ru/hzGXQCjbe
44. Воспитание и обучение во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. - Москва, 1994.
45. Дульнев В. Н. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - Москва, 1969.
46. Итоговая аттестация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Методические материалы для педагогов общеобразовательных организаций, реализующих АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - Красноярск: УМЦ «Центр внедрения ФГОС ОВЗ», 2024 - https://kgbou5.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/Arhiv_obr_sobyt_UMTs/Itogovaya_attestatsiya/Itogovaya_attestatsiya_obuchayuschihsya_s_intelelktualnymi_narusheniyami._Metodicheskie_materialy.pdf
47. Методические рекомендациями о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2001 № 29/1448-6).
48. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - Москва, 1990.
49. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. - Москва, 1988.
50. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная прог рамма обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 [Электронный ресурс] - URL: https://base. garant.ru/406065157/#block_1000 (дата обращения: 08.11.2024).
51. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 [Электронный ресурс] - URL: https://base.garant.ru/70860670/53f89421bbdaf741eb2d1ec c4ddb4c33/ (дата обращения: 08.11.2024).
52. Глазкова Н. Н., Шлям О. Б. Оценка сформированности предметных навыков и социальных (жизненных) компетенций у старшеклассников с легкой умственной отсталостью // Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика: материалы Международной научно-практической конференции, г. Минск, 6 октября 2022 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. В. В. Хитрюк [и др.]. - Минск: БГПУ, 2022. - С. 57-61.