В статье рассматривается использование аудиоформата для развития восприятия звучащей речи в произведениях разных жанров детьми 5-6 лет с нормотипичным развитием и с общим недоразвитием речи. Изучалось восприятие звучащей речи в произведениях разных жанров в аудиоформате в сравнении с восприятием произведений разных жанров в прочтении взрослым. Исследование показало, что дети с общим недоразвитием речи лучше воспринимают прослушивание произведений любого жанра в аудиоформате (особенно мальчики), а нормотипичные дети - при чтении взрослого (особенно девочки). У детей с нормотипичным развитием художественные произведения вызывают больший интерес и эмоциональный отклик, чем научно-познавательные рассказы. Детям с общим недоразвитием речи интереснее и понятнее научно-познавательные рассказы.
1. Гурович, Л. М., Береговая, Л. Б. , Логинова, В. И. , Пирадова, В. И. Ребенок и книга. СПб., 1999. 128 с.
2. Зинченко, В. П. , Мещеряков, Б. Г , Большой психологический словарь [Текст] М.: СТ, СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
3. Елисеева, М. Б. , Максимова, Н. И. Голубева, В. К. Книга в восприятии ребёнка от рождения до 11 лет. Исследование и методики развития интереса к чтению. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. - 223 с.
4. Елисеева, М. Б. Психолингвистические аспекты детского чтения: аудирование и самостоятельное воспроизведение текста детьми 6-14 лет / М. Б. Елисеева // Детское чтение: проблемы рецепции и интерпретации: коллективная монография / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2020. - С. 19-32.
5. Прошкина, С. В. Аудиорассказы как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста / Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы/ Сборник научных статей и материалов X международной научно-практической конференции. 2023494 с.
6. Тьосса, К. А. Понимание детьми-билингвами дошкольного возраста значений слов и устойчивых выражений / К. А. Тьосса // Проблемы онтолингвистики - 2021: языковая система ребенка в ситуации одно - и многоязычи: материалы ежегодной Международной научной конференции, Санкт- Петербург, 13-15 апреля 2021 года. - Санкт-Петербург, ООО «Издательство ВВМ», 2021. - С. 9095.