Доклад конференции
Некоторые особенности понимания и использования переносных значений слов детьми старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи
Е. Баскова
2025
В статье рассматриваются некоторые особенности понимания и использования переносных значений слов детьми старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи. Для выявления особенностей понимания и использования дошкольниками переносных значений слов был разработан и проведен констатирующий эксперимент, в котором исследовались: ассоциации, основанные на переносных значениях слов; понимание узуальных и окказиональных метафорических переносов, окказиональных синекдох, метонимических переносов. Было выявлено, что наибольшие трудности среди заданий констатирующего эксперимента у детей как с нормальным речевым развитием, так и с общим недоразвитием речи вызвало понимание и объяснение узуальных метафорических переносов без опоры на наглядность. У детей с общим недоразвитием речи выявлены значительные трудности понимания метонимических переносов.
Цитирование
Список литературы
1. Глухов В. П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: Монография. - Изд. 2-е, исправ. и перераб. - М.: В. Секачев, 2014-537 с.
2. Гридина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество. - Екатеринбур г.: Урал. ГПИ, 1996 - 215 с.
3. Доброва Г. Р. Креативность языковой личности в аспекте вариативности речевого онтогенеза // Лингвистика креатива-2: коллект. монография под общ. ред. проф. Т.А Гридиной. - Екатеринбург, 2012 - с. 33-48
4. Елисеева М. Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008-143 с.
5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с
6. Кошелев А. Д. Метафора и метонимия ребенка: характерные признаки формирования взрослого представления мира, мышления и языка // Проблемы онтолингвистики - 2013: материалы международной научной конференции 26-28 июня 2013 г., Санкт-Петербург - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2013 - С. 137-143.
7. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Санкт-Петербург : Союз, 2001-218 с.
8. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Освоение ребенком родного языка: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательство ВЛАДОС, 2021. - 240 с.