Доклад конференции
Поведенческие стратегии учителей истории и обществознания на фоне образовательных реформ 2022-2024 годов
В. Яковлев
2025
Сегодня особое внимание со стороны государства уделяется социально-гуманитарному образованию, задачей которого является не только изучение исторических событий и общественных процессов, но и воспитание патриотизма и духовно-нравственных ценностей. Цель работы: выявление существующих поведенческих стратегий, применяя которые, учителя истории и обществознания осуществляют свою профессиональную деятельность. В ходе исследования было проведено 10 полуструктурированных интервью с московскими учителями истории и обществознания. Результат работы состоит в выявлении различий проявления конформизма как наиболее распространенной стратегии поведения среди учителей. С одной стороны, «внутренние» конформисты в целом одобряют процесс реформирования и, поддерживая проводимую политику государства, готовы отвечать на политические вопросы учеников. С другой стороны, «внешние» конформисты скептически воспринимают проводимые реформы в образовании, стараются сохранять свои убеждения, но не готовы вступать в открытые дискуссии не только с учениками, но и с коллегами.
Цитирование
Список литературы
1. Кон И. С. Социология личности. Москва: Рипол Классик, 2014. 383 с.
2. Левинсон А. г., Стучевская О. И. Школа и ее реструктуризация // Вопросы образования. 2006. № 3. С. 254-267.
3. Мысова В. Урока не будет: почему российские учителя массово уходят из школ и что делать // fintolk.pro. Электронный ресурс. URL: https://fintolk.pro/uroka-ne-budet-pochemu-rossijskie-uchitelya-massovo-uhodyat-iz-shkol-i-chto-delat/ (Дата обращения: 05.05.2024)
4. Попов Д. С., Стрельникова А. В., Григорьева Е. А. Учителя в условиях «кризисной цифровизации»: на пороге «нового луддизма»? // Социологический журнал. 2023. Т. 29, № 1. С. 55-77.
5. Радаев В. В. Преподавание в кризисе. Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2023. 200 с.
6. Статья 47. Закона об Образовании. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации // consultant-mos.ru. Электронный ресурс. URL: https://consultant-mos.ru/zakony/zoob/glava-5-zoob-rf/statya-47-zoob-rf.html?ysclid=lst 9tzea9i7 32631384 (Дата обращения: 20.03.2024)
7. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35-52.
8. Patton M. Evaluation and Research Methods. Newbury Park: Sage Publications. 1990.
9. Robert K. Merton // American Sociological Review. 1938. 3 (5). pp. 672-682.